Вторник, 12.12.2017, 19:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Военно-патриотическое воспитание

Методическая разработка "Война в литературе"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«АЧИНСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

 

 

 

Миргородец Наталья Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ПО КУРСУ: «ЛИТЕРАТУРА»

 НА ТЕМУ: «ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ»

для социально-экономического профиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ачинск, 2014

 

Тема урока: Великая Отечественная война в литературе: поэзия К. Симонова и поэтов - ачинцев.

 

Учебная проблема: незнание поэзии, трудности в заучивании наизусть.

 

Учебные цели:

  1. Познакомить студентов с творчеством К. Симонова.
  2. Знакомство с поэзией поэтов - ачинцев.

 

Воспитательные цели: воспитание патриотизма, интернационализма, любви к «малой» родине.

 

Метод урока: литературно - музыкальная композиция.

 

Знать: особенности лирики о войне.

 

Уметь: передать свои знания, чувства по средствам выразительного чтения наизусть.

Межпредметные связи: история России.

Место проведения занятия: кабинет № 220.

Продолжительность занятия: 90 минут.

 

Оснащение занятия: плакаты, книжная выставка о ВОВ, аудио-, видео записи, военная атрибутика, портреты поэтов.

 

Количество студентов - 26 человек.

 

 

Литература для преподавателя:

1.  Свиридов Н. В. «Ставай, страна огромная...», Москва «Современник», 1983 г.

2.  Благой Д. Д. «Язык и литература», Москва, изд. «Педагогика», 1986 г.

3. Качурин М.Г. «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы», Москва, «Просвещение», 1988 г.

  1. Зипалова Т. С. «Урок литературы» пособия для учителя, Москва, «Просвещение», 1990 г.
  2. Шамаева С. Е. «Классная и внеклассная работа по литературе». Из опыта работы. Москва «Просвещение», 1995 г.
  3. Архивный материал.
  4. В.   Назаров   «Добрая   воля   Сибири»,   Красноярское книжное издательство, 1975 г.
  5. А. Устинов «Избранные фотографии», изд. «Планета», 1976 г.
  6. А. А. Лебедев «Из кинолетописи Великой Отечественной», 1941 -1945, Москва, «Искусство», 1975 г.
  1. Г. Голубев «В паре с «сотым», Москва, изд. ДОСААФ», 1974 г.
  2. П. К. Шуньков «Боль моя» Афганистан. Красноярское книжное издательство, 1989 г.
  3. С. И. Исаев «Наши отважные земляки», Красноярское книжное издательство, 1990 г.

 

 

 

 

Литература для студентов:

  1. Детская энциклопедия т. 11, Москва, «Педагогика», 1976 г.
  2. Стихи о Великой Отечественной войне. Москва, «Детская литература», 1982 г.
  3. Константин Симонов. Стихотворения и поэмы. Москва, издательство «Правда», 1982 г.
  4. Хрестоматия по литературе, 10-11 классные, книга первая. Москва, «Ламанд Энтерпрайсиз», 1999 г.
  5. СевериковаН. М. «Литература», Москва, «Высшая школа», 1983 г.
  6. Материалы исследовательской работы в Ачинском краеведческом музее.
  7. Сборник стихов К. Симонова.
  8. Ю. М. Плотников  «Солдатский  долг», Красноярское книжное издательство, 1985 г.
  9. С. Наровчатов «Стихи военных лет», Москва, «Художественная литература», 1985г.
  10. Герман Гоппе, Павел Булушев «Седой хлеб». Стихи. Ленинград «Детская литература», 1988 г.
  11. Агеносов В.В., Безносов Э.Л., Бугров Б.С. «Русская литература 20 века», 11 класс, учебное издание. Часть 2, Москва, «Дрофа», 2002 г.

 

 

Структурно - логическая схема урока:

  1. Организационный момент - 5 минут.
  • Подготовка студентов к восприятию новой темы.
  • Вступительное слово учителя, где называется тема и цель урока.
  1. Ход урока.
  • Биография К. Симонова.
  • Творчество К. Симонова.
  • Ачинск и ачинцы в годы войны.
  • Герой Советского союза - В. И. Давыдов.
  • Фонд обороны. Вклад ачинцев в Фонд обороны.
  • Поэты - ачинцы: М. Крестин, Б. Богатков.
  • Ачинцы в Афганистане и Чечне: Дрожжин Б. В.
  • Музыкальное посвящение.
  • Выступление ачинской поэтессы - О. С. Куликовой.
  • Литературно - поэтическая минутка - чтение стихов о войне.

 

  1. Подведение итогов урока. Сроки из стихотворения М. Глазкова «Слава вам, храбрые...».

 

  1. Выставление оценок за урок.

 

  1. Задание на дом - 2 минуты.

 

 

Стихи К. Симонова

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

«Майор привез мальчишку на лафете».

«Родина».

«Жди меня».

«Дом в Вязьме».

«Если бог нас своим могуществом».

«Немец».

«Митинг в Канаде». «Красное и белое».

 

 

 

 

 

 

 

Афганистан:

Т. М. Чендальская «Памяти Бориса Дрожжина»

 

Содержательная часть урока.

1. Организационный момент:

  • приветствие и представление гостей и родителей;
  • называется тема и ее направление: «Поэзия К. Симонова и поэтов ачинцев», основные понятия - «Поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли».

1.1. Вступительное слово преподавателя, где определяются цели урока:

 

Июнь... Число 22 ... В 20 веке - 41 год.

Окончилась рабочая неделя, спокойно отдыхал наш трудовой народ. Наш город спал, окончив день кипучий, шумела, в сквере чуть листва, Вставало солнце из багровой тучи, над городом звенела тишина.

В той тишине лишь звуки вальса раздавались

Да пенье песен из открытых окон школ.

Оттуда, в жизнь, ребята разлетались,

Последний школьный вечер шел.

Ничто беды не предвещало,

Над городом витали чудо сны,

Никто не знал, что это утро станет началом страшной и большой беды.

В наш мирный сон и звуки вальса, в кантату мирного труда внезапно вой сирен ворвался - то шла война, то шла беда.

Колонны строились походные, на бой вставала вся страна. Шита война народная, священная война!

22 июня 1941 г. фашисты без объявления войны напали на нашу землю. Началась жестокая, кровопролитная война, которая длилась долгих 4 года. «Отечество в опасности!» - и все советские люди, как один, встали на защиту своей Родины. Это война стоила нашей Отчизне более 20 миллионов жизней отважных сыновей и дочерей. Для фашистов война была захватнической, для нас - справедливой. Наше дело правое - победа будет за нами! Советские люди внесли решающий вклад в победу над фашистской Германией и ее союзниками, в освобождение народов Европы or фашистского рабства, в спасение мировой

 

цивилизации, с честью выполнили свой патриотический и интернациональный долг. В этом их величайшая заслуга перед человечеством.

Большой вклад в достижение Победы во второй мировой войне внесли народы и армии США, Великобритании, Франции, Китая, других государств антигитлеровской коалиции.

Первыми встретили бой пограничники, и среди них было много наших земляков - сибиряков. Недолюбили, не дочитали, все, как один, легли на границе любимой Родины.

Фашисты боялись сибирские дивизии, они называли их «таежными комиссарами». Потому что сибиряки были смелыми, мужественными, хорошими товарищами, не отступали ни перед какими трудностями.

Сыны Отечества родного,

Страшны сибиряки врагу.

Крепки в плечах, в бою суровы,

Не знают слово «не могу».

Они идут железной лавой,

Железной лавой волевой.

Их каждый шаг овеян славой.

Чудесной славой боевой.

Западные историки считают, что оборону Москвы мы удержали, благодаря сибирским дивизиям.

И с первых месяцев войны сибиряки становятся героями. Трижды героем Советского Союза стал наш земляк - сибиряк из Новосибирска А. И. Покрышкин.

И сегодня мы обратимся к народной памяти, пройдем по фронтовым дорогам вместе с героями К. Симонова и нашими земляками - ачинцами и постараемся понять: во имя чего они совершали свои подвиги.

Ход урока:

  1. Биография К. Симонова.

Константин Симонов родился в 1915 году в Петрограде, детство провел в Рязани и Саратове. Его мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германских войн, был преподавателем тактики в военном училище. Семья Симонова жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал мальчика Костю, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на его глазах. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал строгий порядок дня, все делалось по часам, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, всякую ложь, даже маленькую, презирали. Так как отец и мать были служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести - семи на Константина были возложены посильные обязанности. Он вытирал пыль, мел пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала, - ходил за хлебом и молоком. Атмосфера домашнего очага и атмосфера военной части, где служил Костин отец, породили в нем (в Косте) привязанность к армии и, вообще, ко всему военному делу. В 1930 году, окончив в Саратове семилетку, вместо восьмого класса Симонов пошел в фабзавуч - учиться на токаря. Решение принял единолично, родители его выбор поначалу не особенно одобряли. Но согласились. Симоновы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в полочку, которые Костя стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в семейный бюджет. Поздней осенью 1931 Костя вместе с родителями переехал в Москву, а весной 1932 г, окончив фабзавуч точной механики, и получив специальность токаря 4-го разряда, пошел работать на авиационный завод, а потом в механический цех кинофабрики «Межрабпомфильм». В эти же годы он стал понемногу писать стихи. Осенью 1933 г., под влиянием статей о Беломорстрое, он написал длинную поэму под названием «Беломорканал». По наставлению друзей, он пошел с этой поэмой в литконсультацию, но сразу ее не приняли, сказали доработать, и в итоге вышла не вся поэма, а только отдельные куски - фрагменты. В начале сентября 1934 году Симонов поступает в вечерний рабочий литературный университет. Учиться было трудно: делать сразу три дела - работать, учиться и писать - было изнурительно; и, скрипя сердцем, пришлось бросить работу и перебиваться случайными заработками. В 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова, а в 1938 г. отдельной книгой вышла поэма о Беломорканале, в том виде, с которым Симонов обратился 5 лет назад в литконсультацию. Осенью 1938 года, закончив Литературный институт имени Горького, Симонов поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ. Летом 1939 года он сдал три экзамена кандидатского минимума. В 1940 году он написал первую свою пьесу - «История одной любви», а вслед за этим написал и вторую - «Парень из нашего города». В июне 1941 году Симонов стал кандидатом партии. 24 июня того же года был призван из запаса и с предписанием Политуправления Красной Армии выехал для работы в газете «Боевое знамя» в район Гродно. В июне 1942 года Симонов был принят в члены партии, в том же году, ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара. В 1943 г. - звание подполковника, а после войны - полковника. В 1942 году был награжден орденом боевого Красного Знамени, а в 1945 году - двумя орденами Великой Отечественной войны I степени. После войны за участие в боях на Халкин - Голе - монгольским ордином Сухе -батора. За заслуги в области литературы награжден в 1939 году орденом «Знак Почета», в 1965 г. Орденом Ленина, в 1971 г. - вторично орденом Ленина. Большая часть его корреспондснций. печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Черного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны Симонов написал пьесы: «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» и две книги стихов - «С тобой и без тебя» и «Война», а сразу после войны пьесу «Под каштанами Праги». Почти весь материал для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных - Симонову дала работа корреспондентом на фронте.

После войны Константину Симонову пришлось, в общей сложности, около трех лет пробыть в многочисленных зарубежных командировках. Наиболее длительными и значительными для него были поездки, непосредственно связанные с корреспондентской и писательской работой: поездка в Японию, США, Китай. С 1958 г. по 1960 год он жил Ташкенте. В 1963 - 1967 годы, он, тоже в качестве специального корреспондента «Правды», ездил в Монголию, на Таймыр, в Якутию, Красноярский край, Иркутскую область, на Кольский полуостров, в Казахстан, в Хабаровский край, в Приморье, на Камчатку, в Магадан, на Чукотку. В 1970 году был во Вьетнаме.

За период литературной деятельности Симонова ему было присуждено шесть Государственных премий СССР за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», за книгу стихов «Друзья и враги» и повесть  «Дни и ночи», а также Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых по кинематографии за фильм «Живые и мертвые». В 1974 году Симонову было присвоено звание героя Социалистического Труда, а за трагедию «Живые и мертвые» присуждена Ленинская премия. В 1966 году был избран членом - корреспондентом Академии искусств Германской Демократической Республики. Симонов долго работал в поэзии и драматургии, довольно много занимался поэтическими переводами. Однако больше всего он писал прозу. В 50-е годы вышли в свет роман «Товарищи по оружию», повесть «Дым Отечества», книга повестей «Из записок Лопатина». Несколько последних лег, помимо чисто литературной работы, Симонов занимался еще кино - и теледокументалистикой. При его участии были сделаны кинофильмы «Если дорог тебе твой дом...», «Гренада, Гренада, Гренада моя ...», «Чужого горя не бывает», «Шел солдат...», «Маяковский делает выставку» и телевизионные фильмы: «Солдатские мемуары», «Александр Твардовский», «Какая интересная личность».

Константин Михайлович Симонов умер в Москве 28 августа 1979 года. Как он завещал, прах его развеян под Могилевом на Буйническом поле.

2.2. Творчество К. Симонова.

Первый в е л у ш и й. К. Симонов стремительно входил в литературу как выразитель мыслей и чувств советской молодежи 30-х годов, с ее живым участием в больших народных свершениях и острым ощущением близящихся военных испытаний. Нравственным идеалом этого поколения было мужество, человеческая стойкость и преданность.

В поэме «Мурманские дневники К. Симонова писал:

 

На старой, милой нам земле

Есть много мужества. Оно

Не в поле, воле и тете,

Не в колыбели рождено

Лишь мещанин придумать мог

Мир без страстей и без тревог.

Не только к звукам арф и лир

Мы будем приучать детей.

Мир коммунизма - дерзкий мир,

Больших желаний и страстей.

 

Второй ведущ и й. Молодой поэт воплотил в стихах революционно – романтическую  настроенность своего поколения, ровесников Октября, их благородный интернационализм и сознание неизбежности военной схватки с фашизмом. В эпилоге поэмы «Ледовое побоище» (1938) пророчески нарисован грядущий разгром фашизма, выражены         братские чувства к освобожденному
немецкому народу.

Настанет день, когда свободу,

Завоевавшему в бою

Фашизм, стряхнувшему народу

Мы руку подадим свою

Мы верим в это - так и будет.

Не нынче - завтра грянет бой

Не нынче - завтра нас разбудит

Горнист военною трубой

Леймотив военной тревоги настойчиво звучал в стихах Симонова конца 30-х годов.

Слышишь, как порохом пахнуть стали Передовые статьи и стихи?

Перья штампуются из той же стали, Которая завтра пойдет на штыки.

Первый ведущий. Все четыре огненных жестоких и героических года Великой Отечественной войны вместе с советским народом сражалась за Родину, шла трудными дорогами народного подвига и советская поэзия. Она обращалась к сердцу народа «с прямым раскрытым словом». Это были стихи, от которых хотелось плакать или скрежетать зубами (Алексей Сурков). Лучшие стихи тех лет, в том числе и многие стихи Симонова из сборников «С тобой и без тебя», «Лирика», «Война», не потеряли своего эмоционального воздействия и в наше время.

Второй в с д у щ и й. С необычным душевным подъемом и силой переживания выразил К. Симонов чувство любви к Родине, к России в одном из лучших своих стихотворений «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», посвященных другу, поэту Алексею Суркову. Написано оно в 1941 г. под непосредственными горькими впечатлениями трагического начала войны. Боль, страдание, горечь отступления переданы поэтом с предельным напряжением. Армия, отходя на восток, оставляя за собой родные деревни: кресты могил, пожарища, усталых женщин - солдаток «по мертвому плачущий девичий крик». По ночам поэта преследует голос Родины: «Мы вас подождем». Городской человек, на дорогах войны ощутил не только необъятность России, ширь ее полей и лесов, но глубинные связи с ее дедовским, крестьянским прошлым, с ее народными вековыми корнями. Страдания Родины вызывают в поэте приступ особо глубокой страстной любви к ней. Чтец читает стихотворение (возможно сокращение 1 - 2 - х средних строф).

Первый в е д у щ и й. Обобщенный образом войны, огромного народного горя видится герой стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете...». Этого седого мальчика поэт встретил на Минском шоссе июльским днем сорок первого года, у ребенка погибла мать, а отец вывез его вместе со своей батареей из-под Бреста. Мальчик видел столько горя, что «за десять лет ему зачтутся эти десять дней».

Чтец читает стихотворение (можно опустить последние три строфы).

Второй в е д у щ и й. В это же время, в 1941 г., поэт написал стихотворение «Родина», которое лишь через несколько десятилетий приобрело широкую известность. В сознании народа нашли удачно найденные поэтом определения «большой» и «малой» Родины: всей великой «Советской страны, раскинувшейся между тремя океанами, и того милого сердцу неприметного уголка земли, где прошло твое детство».

Первый ведущий. «Подобно электричеству пронизало тысячи человеческих сердец» (Алексей Сурков) стихотворение К. Симонова «Жди меня». Оно напечатано а «Правде» в 1942 году, в самые трудные дни войны, когда враг рвался к Москве, когда решалась судьба страны. Это стихотворение приобрело неслыханную популярность, оно расходилось во множестве списков, посылалось в письмах с фронта, перепечатывал ось всеми фронтовыми газетами.

И все это потому, что в этом небольшом, похожем на заклинание стихотворении (восемь раз «жди») - как просьба, мольба, приказ. Поэту посчастливилось выразить мысли, чувства, великую сердечную боль миллионов мужчин и женщин, разлученных войной - супругов, влюбленных, родных, друзей... Глубокий отклик в народном чувстве нашел призыв «ждать» героя с фронта, во что бы то ни стало, верить в победу любви над смертью, приравнять верность к патриотическому подвигу. Стихотворение поддерживало народную веру в грядущую и правовую победу. Не случайно оно было положено на музыку.

Чтец читает стихотворение «Жди меня».

Второй ведущий. Великому фронтовому братству и его кодексу чести посвящено стихотворение «Дом в Вязьме». Накануне боя, перед лицом смерти, люди очищаются от всего мелкого и суетного. Им открываются простые и возвышенные истины. «Навек забыли мы, как лгать, как изменять, как быть скупым. Как над добром дрожать своим. Хлеб пополам, кров пополам - так жизнь в ту ночь открылась нам». И эти нравственные нормы навсегда для всех тех, кто провел ночь вместе перед боем в доме фронтового города.

Чтец читает стихотворение (с сокращением).

Первый в е д у щ и й. Не только горе, смертный бой и великое мужество изображает поэт, тяжелые годы войны обострили восприятие жизни в богатстве человеческих чувств и мыслей. И Симонов пишет много стихов о любви и радости жизни - жизни со всеми ее тревогами и опасностями. Стихотворение «Если бог нас своим могуществом...» начинается с шуточного предложения; что взять с собой в рай. И оказывается, что земная жизнь во всех своих проявлениях так дорога человеку, что он не может расстаться ни с какой «самой малой малостью» на земле.

Чтец читает стихотворение (сократить можно 3-6-ю строфы).

В г о р о й в е д у щ и й. С большой художественной силой и эмоциональной чуткостью выразил К, Симонов в своем поэтическом творчестве мысли, чувства, надежды воюющего народа и заслужил у него добрую славу и признание за честность и правдивость своих стихов. Не только прославлением в них мужества и героизма, но и состраданием к человеческому горю, гуманизмом и высокой нравственностью дороги они нам и сегодня.

Первый в е д у щ и й. Стихи К. Симонова очень своеобразны: они почти всегда имеют сюжет, героя и конфликт, в них стремительно развивается действие, как в драме, его стихи сравнивают с маленькими одноактными пьесами или с короткими повестями - в них все драматично, сжато, словно написаны они «на едином эмоциональном дыхании».

Поэзия Симонова всегда чрезвычайно чутка к общественным настроениям, всегда политически актуальна и остросовременна.

Поэт противопоставляет 2 политических лагеря - прогресса и реакции, мира и войны, он обличает врагов и славит друзей - несгибаемых   борцов за мир и социальную справедливость, готовых идти на смерть за высокие убеждения. Таков немецкий певец-антифашист, певший в Испании, преследуемый гестапо, заочно приговоренный к смерти, в стихотворении «Немец».

Глубоким чувством интернационального братства коммунистов пронизано стихотворение. Это рассказ о концерте знаменитого певца (вероятно, Эрнста Буша) в послевоенном разрушенном Берлине. Восхищение непреклонностью борца и тяжелые сожаления о прошлом смешиваются в этом стихотворении.

Чтец читает с сокращением стихотворение «Немец».

Первый ведущий. Очень многие стихи сборника «Друзья и враги» удивительно точно совпадают с современной политической ситуацией, когда обострилась международная обстановка.

Уже первое стихотворение цикла «Друзья и враги» - «Митинг в Канаде» - передает накаленную атмосферу «холодной войны: «Я вышел на трибуну в зал. Мне зал напоминал войну. А тишина - ту тишину, что обрывает первый зал». В первых трех рядах сидели наглые фашистские молодчики, пришедшие освистать советских людей, но они были вынуждены молчать, потому что зал восторженно встретил выступление советских посланцев: «...теперь, войной когда грозят нам, иногда я вспоминаю этот зал! А не первых три ряда».

Второй ведущий. Подлинным гимном пролетарскому интернационализму звучит стихотворение «Красное и белое», построенное на контрастных политических символах: красного - цвета революции и белого – цвета реакции. В Нью-Йорке к советскому поэту в роскошную гостиницу  заходит пожилая негритянка - учительница, чтобы сопровождать его в Гарлем. Поэт, его переводчик и учительница шли «сквозь строй гостиницы: «Мы двое были белым цветом кожи. А женщина была черна». Это нарушение неписанных расовых законов вызвало потрясение и ненависть всех присутствующих в вестибюле гостиницы: «Весь вестибюль глазел на нас. Глазел на нас, вывертывая головы. Глазел, сигар до рта не дотащив...» В    стихотворении утверждается идея классового единения и противовес расовому национальному расслоению: на белые и черные, на красные и белые. Буржуазная публика называется «белой» не по цвету кожи, а по своей классовой, политической принадлежности, так же, как трое идущих под руки навстречу глаз свинцу» - красные по тем же признакам: «Шли трое красных через сотни белых. Шли, как пощечина по их лицу». В конце стихотворения с большой экспрессией поэт говорит, что настанет время, когда на всех материках «их красные» сметут «своих белых» эксплуататоров, как когда-то Красная Армия сбросила в Крыму в море остатки разбитых белых армий.

Чтец читает заключительную часть стихотворения «Красное и белое», начиная со слов: «Мы двое были белы цветом кожи...».

Первый ведущий. В обширном лирическом наследии К. Симонова много поэтических удач. Лучшие его стихи, глубоко волновавшие современников, остались в активе современной поэзии и находят живой отклик в душах современных читателей.

2.3. Ачинск и ачинцы в годы войны. Рассказ преподавателя.

До войны в нашем городе проживало 40 тыс. человек. В первые месяцы войны ушли на фронт 10 тыс. и не вернулись - 1165 ачинцев. Среди первых к зданию райвоенкомата шли коммунисты (их было менее 300 чел. - 287 чел.) и учителя              (2 учителя стали Героями Советского Союза - Павел Семенович Волков, Василий Иннокентьевич Давыдов). Шли к райвоенкомату со всего ачинского куста. Шли зрелые мужчины, вчерашние мальчишки, шли те, кому рано воевать, но они хотели казаться взрослыми, хотя их секрет был раскрыт сразу, бежали мальчишки и девчонки, которые тоже мечтали удрать на фронт.

Много заявлений хранится в ачинском архиве. Вот 3 из них: «Прошу райвоенкомат принять меня в действующую армию. Обязуюсь защищать Родину до последней капли крови. Я комсомолец».

Владимир Бабик

 

«Прошу райвоенкомат принять меня в действующую армию в качестве санитара».

       Одинокова, учительница Нагорновской школы.

«Мне сорок девять лет, с военного учета я снят, но все же хочу участвовать в защите Родины вместе со своими двумя сыновьями, которые служат в Красной Армии в городе Житомире, подвергнутом бомбардировке фашистскими извергами».

Евгений Черных, колхоз имени Чкалова

 

Ачинцы воевали на всех фронтах: били фашистов под Ленинградом и Москвой, освобождали Новгород, Сталинград, воевали на Орловско - Курской дуге, дошли до самого Берлина.

Из нашего города выступили 2 дивизии - это 91-я и 378-я стрелковая дивизия.

91-я дивизия выступила из Ачинска уже через неделю после начала войны и была отправлена на оборону Москвы. И почти вся дивизия погибла.

378-я стрелковая выступила из Ачинска 7 ноября 1941 года, но прошла славный путь до самого Берлина, За Карбусельскую операцию награждена орденом боевого «Красного Знамени». За освобождение города Новгорода ей было присвоено почетное звание «Новгородской». 13 раз эта дивизия отмечалась в приказах главнокомандующего.

В годы Великой Отечественной войны в нашем городе было 6 госпиталей. Главный головной госпиталь располагался в техникуме кооперации (ныне торгово-экономический техникум). В госпиталях города Ачинска умерли 125 солдат. Похоронены они на городском кладбище.

В честь 1165 ачинцев, не вернувшихся с фронта, и 125 солдат, умерших в госпиталях города Ачинска, к 40-летию Великой Победы у городского кладбища состоялось открытие монумента: «Скорбящая мать».

Этот памятник нужен нам именно сегодня, чтобы у его подножья до боли, до крика стало жалко чьей-то ушедшей безвозвратно юности.

18 героев Советского Союза дала ачинская земля Родине. Один из них наш земляк Василий Иннокентьевич Давыдов принимал участие в штурме Рейхстага.  30 апреля 1945 года над зданием рейхстага было водружено знамя Победы. Водрузили его Егоров и Кантария - бойцы комбата, майора Давыдова.

Родина золотыми буквами вывела имена тех, кто водружал Знамя Победы. И среди них имя нашего земляка-сибиряка В. И. Давыдова.

  1. Музыкальное посвящение: «Землянка».

 

  1. Фонд обороны. Вклад ачинцев в Фонд обороны.

Все, что имел русский солдат: хлеб, одежду, танки, самолеты - все давал тыл. «Все для фронта, все для Победы!» И люди отдавали в Фонд обороны все самое дорогое, что у них было: золото, серебро, облигации. Ачинск и Ачинский район тоже включился в Фонд обороны. Организатором Фонда обороны в нашем городе был врач - невропатолог Леонтий Исаевич Патушинский. В первые часы образования Фонда обороны он писал: «Горячо приветствую создание Фонда обороны, крепящего оборонную мощь нашей страны. Я и моя жена вносим в Фонд обороны: Я - золотое кольцо, золотые запонки, серебряный портсигар, а моя жена - серебряную масленку и самовар, серебряный кофейный набор из 6 приборов. Кроме этого отдаю в Фонд обороны облигации займа на 2 тыс. 610 руб.»

Примеру врача последовали коллеги и вся интеллигенция города, рабочие и колхозники. Всю войну только от одной семьи Патушинеких шли отчисления в Фонд обороны. В декабре 1941 г. Патушинский внес 500 руб. наличными деньгами. В феврале 1943 г. семья пополнила Фонд обороны, сдал мужские именные часы, женские золотые часы и облигации гос. займов на сумму 6 тыс. 210 руб. Л. И. Патушинский был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг..».

Жительница нашего города Пастухова отдала в Фонд обороны самое дорогое что было в семье - большую серебряную медаль. Ее дед был награжден этой медалью в первую Отечественную войну с французами, и сам Кутузов вручал ему эту награду. Третьеклассница Галя Савичевская сшила кисет, в пего вложила записку и отправила на фронт с одной из посылок. В записке были такие слова: «Дорой товарищ боец! Посылаю тебе мой скромный подарок и желаю как можно скорее разбить ненавистного врага и вернуться с победой домой. Я беру на себя обязательства учиться только на отлично, а вы громите врагов тоже на отлично». Ныне Галя Савичевская - это красноярская поэтесса Галина Савичевская. Жители нашего города собрали деньги на строительство самолетов для эскадрильи «Боевая подруга». В этой эскадрильи служили только девушки. В знак благодарности этим ачинцам в парке Победы установлен памятник - самолет, настоящая боевая машина МИГ -21. Комсомольцы города не отставали от взрослых. Они заработали 31644 руб. для танковой колонны «Красноярский комсомолец». Пионеры не отставали от комсомольцев. Они заработали за 4 года войны 17 тыс. руб., отправили около 25 посылок на фронт солдатам. Всего ачинцы внесли в годы войны - 10 млн. 58 тыс. 375 руб. На Красноярск пришла телеграмма, в которой были строчки, касающиеся жителей нашего города и района: «...передайте мой братский привет и         благодарность Красной Армии жителям ачинского района. Иосиф Сталин».

2.6. Поэты - ачинцы: М. Крестин, Б. Богатков.

М. Крестин

С волнением обращаем мы нашу память в те огненные годы Великой Отечественной войны, когда миллионы советских людей встали на защиту своего Отечества. Среди них были и наши земляки, воины-поэты Б. Богатков, Н. Овсянников, Б. Пуцилло, Л. Радий, М. Крестин. Беспредельная их любовь к Родине и ненависть к врагу до сих пор обжигают души потомков.

Передо мною на столе лежит дневник земляка, поэта по призванию души Михаила Крестина. Время унесло многое, но пощадило это свидетельство последних лет жизни поэта. Обоженные войной страницы до сих пор пахнут гарью. Счастье не баловало М. Крестина. Родился в крестьянской семье в 1909 году в д. Мариновка Назаровского района, несколько лет батрачил, был пастухом, кролиководом.  В 1927 году, приехав в Ачинск, работал на распиловке леса. Потом был призван в армию, где окончил школу младшего комсостава, стал коммунистом, редактором взводной газеты «Ильичевка». Именно здесь проявились его талант, любовь к слову.

И хоть не до стихов было в армии, но Михаил успевал записывать мысли то на обрывке газеты, то на коробке папирос, подолгу засиживался над исчерканным листом бумаги. И появлялись первые, настоящие стихи и сказки: «Доброе слово»,

«Ангел», «Клад». «Два охотника», «Суди, да сюда гляди». Рождались новые замыслы. Но их прервала война.

 

 

Стонала земля под носами

Вокруг было море огня.

Жестокие схватки с врагами

Ничуть не страшили меня.

На этой земле вместе со своими однополчанами сражался с фашистами Михаил Васильевич Крестин. Веселый по характеру, доброй души человек, он очень любил играть на гармони, балалайке, петь и слушать песни. Особенно «Жигули» в исполнении Л. Руслановой. И дочурок своих звал «жигулятами».

- Дочка, как перебьем всех фрицев, так я приеду. Тогда опять будешь петь и танцевать. Живите дружно с Людочкой. Поцелуй маму и тетю Аню, - писал он Рите 9 сентября 1942 года. Даже в обгоревшем дневнике мы не найдем тревожных слов о боях. Вот запись от 21 сентября 1944 года: «...Ничего существенного в эти дни не произошло». А через три месяца Михаила Васильевича тяжело ранило. Предстояла ампутация левой ноги. Выжить помогли стихи. Еще одна интересная запись: «8 мая с утра разнеслись слухи, что в три часа дня будет передано важное сообщение по радио о капитуляции германских войск на всех фронтах. Но передали информацию о ходе подписки на заем. Народ не расходился». Михаил Крестин, как и все, кто находился в госпитале, верил, что война все равно должна скоро кончиться. И вот видим: «Девятого мая в 2 часа 20 минут ночи кто-то из ребят вбежал в палату и включил репродуктор. Диктор госпиталя читал акт о безоговорочной капитуляции Германии. По коридору забегали няни, сестры, больные, нашелся аккордеон, и начались танцы. В 12 часов дня напротив госпиталя открылся городской митинг. Все плакали: кто от радости, кто от горя».

А 21 мая 1945 года, через несколько дней после Победы, он напишет в госпитале свою сказку - быль «Сердце любви и ненависти».

Нам не забыть тех дней судьбы,

Дней рабства, каторги, насилий.

Сверхчеловеческой борьбы,

Сверхчеловеческих усилий.

В сентябре в дневнике появится запись: «...закончил писать сказку «Про бога, попа и Ивана-чудака». Всю ночь работал». Там, в госпитале, он часто думал о своем будущем. Как жить дальше? Что готовит ему год грядущий? И снова помогают ему стихи. Рождаются «1 Мая», «Приключения с инвалидом», «Замечания Деда Мороза», «Новогоднее», «Н. А. Волковой», «Пожар», «Октябрь», «Победа», басня «Полкан».

После госпиталя он напишет стихотворение «Возвращение на Родину».

Звенящим зеленым разливом

Струится июль по полям,

Вагоны бегут торопливо

Навстречу цветным тополям.

В открытые окна вагона Медовая хлещет струя,

Не слышно больничного стона,

Я ехал в родные края...

Но дома Михаилу Васильевичу оказалось тяжелее, чем на фронте. Сейчас трудно предположить и доказать причину его душевного слома. Он чувствовал здесь свою никчемность острее, был отрезан от семьи, как засохшая корка хлеба.            24 августа 1946 года М. В. Крестин умер от ран в госпитале - врачи признали паралич сердца. Он оставил после себя небольшое наследие: 23 стиха, несколько басен и 10 прозаических произведений, но оно сегодня волнует и радует сердца тех, кто знает его и помнит.

Борис Богатков (1922-1943 гг..)

«...Молодость за все родное биться

Повела ребят в огонь и дым

И спешу я присоединиться

К возмужавшим сверстникам своим!»

                                                                       (Б, Богатков)

Детство и юность прошли в городе Ачинске, в семье учителей. Начал печататься в 1939 году в местной газете «Ленинский путь».

После окончания школы он поступает в автодорожный техникум. В студенческие годы Борис Богатков с московскими комсомольцами прокладывает первый в стране метрополитен. Его стихи печатались в «Комсомольской правде».

В тяжелые дни для страны Борис Богатков одним из первых рвется на фронт. Но по дороге эшелон подвергся налету вражеской авиации. Борис получает серьезную контузию.

Он приезжает в г. Новосибирск к родственникам, где включается в активную творческую деятельность. Создает стихи – песни, сотрудничает в окружной армейской газете «Красноармейская правда».

Окончив школу снайперов, Борис Андреевич записывается в Сибирскую добровольческую дивизию. Его песни и частушки «У эшелона» (муз. Левашова), «Андрюша - минометчик» гремели по всему фронту.

Середина августа J 943 года. В течение нескольких суток бойцы 22-й Сибирской добровольческой дивизии и других соединений ведут упорные бои за овладение Гнезлиловскими высотами в Спасе - Деменском районе Смоленской области.

Пять раз они ходили в атаку, но безуспешно. Наступило временное затишье.

Вдруг на бруствер окопа поднялся высокий белокурый юноша, без пилотки, с автоматом наизготовку и вместе с другими, последовавшими его примеру, рванулся вперед. Они пели:

Нас месть ведет в атаку,

И наш порыв неистов –

Он все преграды превращает в пыль! Чем дальше мы на запад

Идем, громя фашистов,

Тем ближе нам родимая Сибирь!

Враг был сломлен, но в этом бою не стало и гвардии старшего сержанта Бориса Богаткова.

Родина высоко оценила подвиг Б. Богаткова, наградив (посмертно) орденом Отечественной войны I степени.

В Новосибирске его имя присвоено школе, в районе застройки на берег}' Оби - улице. В родном Ачинске появился бульвар Богаткова.

Его стихи изданы в Новосибирске, в Москве («Молодая гвардия») в сборнике «Имена на поверке», в Иркутске - «Пороховая память» и других изданиях.

2.7. Ачинцы в Афганистане и Чечне.

На смену отцам и дедам в афганской и чеченской войнах пришли их сыновья и внуки, и так же смело шли в бой и так же мужественно отдавали свои жизни. В Афганскую войну погибло пять наших земляков-ачинцев. В чеченской войне уже погибло пятеро ачинцев. Добровольцем из города Ачинска уходит в афганистан Борис Викторович Дрожжин. Он командовал группой разведчиков, в его группе были молодые парни - первогодки. 11 апреля 1982 года группа Дрожжина получила задание - закрыть в горах проход душманам. На войне как на войне, обстоятельства сложились так, что группа Дрожжина попала в засаду. Борис принимает решение: погибнуть, но ребят спасти. Он приказывает им отступать в часть, а сам остается на их прикрытие. С ним остается молодой парень - москвич. Вдвоем они прикрывали ребят, которые благополучно вернулись в часть. Но для Бориса и москвича этот бой был последним, душманы забросали их гранатами. II апреля 1982 года в 10 часов утра не стало Бориса Викторовича Дрожжина, посмертно он был награжден орденом Красной Звезды. Ачинская поэтесса Тамара Михайловна Чендальская посвятила ему стихи: «Памяти Бориса Дрожжина»:

Неутешно и горько, родная, ты плачешь,

Только нет меня рядом сегодня с тобой.

Ты прости меня, мама, не мог я иначе,

Шел я первым, ребят прикрывая собой.

Эти скалы чужие меня не укрыли,

Будто грохнула в небе разрывом гроза.

И последнее, что я увидел, последними были

Надо мной твои ясные, мама, глаза...

Никогда бы не смог я, ты знаешь, родная,

Тихо в доме сидеть от всего в стороне,

Если столько людей голодают еще на планете,

Если чьи-то дома полыхают в огне.

Чтобы мирное небо над нашей планетой

Не затмила война смертоносная туча,

Я уехал, родная, сражаться за это и за то,

                       чтобы людям жилось в мире лучше.

Пусть запомнят меня молодым и веселым ребята,

И бесстрашным, и даже немного упрямым.

Только в сердце твоем неутешною болью утрата,

Ты за это прости меня, мама…

  1. Музыкальное посвящение живым и павшим солдатам на фоне фильма об Афганистане или Чечне.
  2. Выступление ачинской поэтессы - О. С. Куликовой.

2.10 Литературно-поэтическая минутка: чтение студентами любимых стихов о войне.

  1. Подведение итогов урока. Чтение преподавателем стихотворения Дмитрия Азова: «Над могильной плитой...».

Над могильной плитой под стрелой обелиска

Только глянешь — и к горлу комок:

Появилась рука, положила записку:

«С днем рожденья тебя, мой сынок».

Это мама пришла, поседевшая рано,

Белый шрам от войны на виске,

И дрожала гвоздичка, незажившая рана,

На пронзительно чистом листке,

С днем рожденья солдат!

Поклоняются люди, Облака и цветы, и земля.

Никогда для тебя смертной даты не будет,

Если мама осталась жива.

Начертала война на трагических плитах:

Имена, имена, имена.

Вы на век рождены и во век не забыты,

Если Родина - мать спасена!

  1. Выставление оценок за урок.

5. Задание на дом.

Категория: Военно-патриотическое воспитание | Добавил: vbhujhjltw (25.11.2014) | Автор: Миргородец Наталья Павловна E W
Просмотров: 755 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Наталья Павловна, к сожалению, ваша работа не соответствует Положению конференции и не может быть допущена к участию в ней.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]