Суббота, 10.12.2016, 13:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Военно-патриотическое воспитание

Формирование патриотических качеств личности через серию классных часов. Разработка классного часа: "Асбест, мой город и судьба".

Начну с теоретических аспектов, для одинакового понимания проблемы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, поскольку среди духовных качеств российских граждан особое место занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм.

Прежде всего необходимо разобраться с термином – ведь каждый воспринимает патриотизм по-своему. Так в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимира Даля: "патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства”.

Что мы вкладываем в понятия Родина, Отечество? Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают "большую" и "малую" Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности.

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой    культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять  на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества.

 

Ведущая роль в формировании патриотических качеств личности отводится школе. В новых стандартах ведущим направлением является патриотическое воспитание личности.

В образовательной программе нашей школы на 2014-2017 года одним из направлений является воспитание гражданина и патриота своей Родины.

И я как классный руководитель , человек который призван обучать и воспитывать детей ,также определила одним из направлений работы с классом – это патриотическое воспитание. Реализацию данной проблемы вижу через серию классных часов, которая разработана в этом учебном году и рассчитана на 1 год.

 

Цель: создание условий для формирования и развития патриотических качеств личности.

Задачи:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • Формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика родного края;
  • Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине.
  • Воспитать чувство гордости за свою Родину.
  • Развивать интерес к истории родного города.

Планируемый результат:

- знания о истории своего города;

- гордость за достижения своей малой Родины;

- бережное отношение к памятникам архитектуры.

Сроки исполнения: 1 год.

Структура системы классных часов состоит из:

  • Классные часы на тему: «Асбест в годы ВОВ и до наших дней» , « Улицы нашего города»,  « Памятники архитектуры в городе Асбест»,  «День города, история праздника и его особенности», « Крупные предприятия города Асбест».
  • Экскурсии  в музей г. Асбеста на тему: « История города Асбеста», «Легенды об Асбесте», экскурсии в Дворец пионеров на тему: « Жизнь и работы Н.М.Аввакумова», «Музей образования города».
  • Выставка работ учащихся ЦДТ в музее;
  • Поздравление ветеранов с праздником 9 мая, 8 марта, 23 февраля.
  • Распространение листовок содержащую информацию про родной город: « Легенды об Асбесте», « Знаете ли вы историю города?», «Предприятия Асбеста».
  • Оформление стенгазет на тему : «История Асбеста с начала возникновения до революции», «История Асбеста в годы ВОВ и до наших дней».
  • Проведение субботников .

Сегодня я вам представляю один них.

Цель:

- расширить знания учащихся об истории Асбеста с начала возникновения до революции,  и самом минерале Асбест;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за малую Родину;

- развивать любознательность и интерес.

Данай классный час состоит из 2 этапов:

  1. Подготовительный этап.

Длился на протяжении 1 месяца.

Вначале с учащимися была проведена беседа на тему: «Асбест- это моя малая Родина». Затем учащиеся были поделены на 6 групп, каждой группе была предложена тема, над которой они должны работать на протяжении месяца. Учащиеся самостоятельно работали с различными источниками литературы, находили информацию в интернете, готовили презентации к своим докладам. Я на данном этапе как классный руководитель, предлагала им нужную литературу, помогала с презентациями, кто не мог самостоятельно справиться. Результатом данного этапа стало написание доклада.

  1. Презентация результата своего труда.

В каждой группе назначался один человек ( на усмотрение учащихся), кто будет представлять данный доклад.  Темы были следующие:

  « История хризотил-асбеста».

В докладе указывается, почему город Асбест носит такое название, рассматривается сам минерал асбест и его свойства.

  • «Легенда о Тилле». 

В докладе рассматривается легенда о маленьком таежном поселке ( ныне город Асбест) и девушке Тилле.

  • «История открытия Баженовского месторождения».
  • «Кайлой и лопатой».

В докладе рассматривается развитие асбестовой промышленности в дореволюционное время, которое характеризуется отсутствием механизации.

  • «Дореволюционная Куделька». 

В докладе рассматривается из каких приисковых поселков состояла Куделька. Рассматривается открытие больницы, школы.

  • «Куделька в годы революции».

Данная система классных часов  является новой и интересной, поскольку я ушла от традиционных форм (устная трансляция готовой информации учащимся)   работы к более продуктивной (создание своего проекта, реферата), которые позволяют развивать не только  патриотические качества личности, но и умение работать самостоятельно, выбирать из множества нужную информацию, умение презентовать себя. Для меня, как классного руководителя, это совершенствование профессиональной компетентности.

 

 

 

Тема на классный час:

«История Асбеста с начала

возникновения до революции».

 

Цели:

-расширить знания учащихся о истории Асбеста с

начала возникновения до революции, и самом

минерале асбест;

-воспитывать бережное отношение к природе

родного края, гордость за малую Родину;

-развивать любознательность и интерес.

Оборудование:

  • Изображение герба, флага г.Асбеста.
  • Музыкальная запись песен
  • Фотографии г.Асбеста.
  • Интерактивная доска, презентация

Ход занятия

   I.       Организационный момент.

  1. Основная часть.

Учитель: Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный. Мы сегодня будем с вами говорить о Родине.

Россия -это самая большая в мире страна. Когда в Москве вечер, то на Чукотке день. Территория её  протянулась  от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

Мы гордимся нашей великой Родиной, её трудолюбивыми и талантливыми людьми.

Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас  есть место, тот уголок земли, где прошло наше детство, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина. У каждого это своё место: улица , небольшой посёлок, город. Мы сегодня будем говорить о нашей Малой Родине- г. Асбесте. И начнем мы наш классный час стихами местного поэта Владимира Кочурова:

Сказывают, будто бы давненько,

Лет тому назад не меньше ста.

Выросла средь леса деревенька,

Словно гриб из прелого листа.

 

Темные провалы узких окон

Щурила на зеркало реки,

Долгими ночами одиноко

Теплились в тех окнах огоньки.

 

Бабы-сарафаны на бретельках,

Мужики-сплошные кумовье,

Деревеньку ласково-Куделька-

Звало население ее.

 

Жили, не пахали и не жали-

Не богат на житницы Урал,

И на хлеборобские скрижали

Вряд ли кто из жителей попал.

 

В сонмище событий эпохальных

Скрыты безвозвратно имена

Тех, кто был за бабок повивальных

При рождении чудо-волокна.

 

Рвали с пылу лошади постромки,

Пыль столбом стояла до небес,

Так-то вот, любезные потомки,

Город начинался наш, Асбест.

 

Презентация «Асбест, мой город и судьба».

Вот уже более века город Асбест известен миру. А мировую славу ему дало здешнее месторождение минерала с одноименным названием – асбест. Зеленого камня, из которого еще с древнейших времен люди делали бумагу и пряли сукно. Давайте более подробно остановимся на истории минерала- асбест. Как же в древности использовали свойства волокнистого камня?

 

Доклад « История хризотил-асбеста».

 

Об уральском Асбесте в Европе впервые узнали в первой половине XVIII века. В 1720 году в окрестностях Невьянского завода местный житель Сафрон Согра нашел странные волокнистые камни. Гору, на которой он нашел их, назвали Шелковой. А в 1885 году, к северо-востоку от города Екатеринбурга, среди лесов и болот, на стыке четырех лесных дач ( Каменской, Режевской, Монетной и Березовской), было открыто месторождение асбеста, названное по имени ближайшей строящейся тогда станции железной дороги Баженовским и оказавшееся   впоследствии одним из крупнейших в мире. Кто же внес вклад и за кем закреплено официальное открытие Баженовского месторождения мы сейчас узнаем из следующего доклада.

 

Доклад «История открытия Баженовского месторождения».

 

C открытием месторождения асбеста сюда потянулись не только предприниматели с твердым намерением организовать добычу минерала, но и любители легкой наживы, развернувшие куплю, продажу и перепродажу приисков.

Постепенно месторождение асбеста развивалось ,приезжало все больше народа. Возле 11 приисков и 3 фабрик-сортировок, сформировалось несколько приисковых поселков: Вознесенский, Коревинский, Поклевский и др., которые образовывали поселок Куделька. Как же велись горные работы мы узнаем из следующего доклада.

 

Доклад «Кайлой и лопатой».

 

Это все что касается горных работ в Кудельке. Далее мы с вами рассмотрим как же развивалась жизнь в самой Кудельке, каковы были жилые постройки, открытие первой больницы и первой школы и многое другое. Об этом мы узнаем из следующего доклада.

 

Доклад «Дореволюционная Куделька». 

 

К февралю 1917 г. остро  назрели  3  кризиса:  экономический,  политический  и

национальный. Неудивительно, что подобная ситуация привела к  революции.  Но

ничего само по себе не может происходить. Толчком  к  февральской  революции

послужил транспортный кризис, который отразился в недостаточном  обеспечении

Петрограда  хлебом.  Таким  образом,  в  столице  России  возник   временный

продовольственный кризис, который вылился сначала в стачку рабочих, а  потом

и в государственный переворот. Революционный 1917 год принес в размеренную жизнь асбестовых приисков большие перемены.

 

Доклад «Куделька в годы революции».

 

Старая безвестная Куделька даже тогда, когда превратилась в довольно крупный рабочий поселок Асбест, не была обозначена ни на одной географической карте страны. О ее существовании знали лишь потребители горного льна.

Но вот, по постановлению Президиума ВЦИК 20 июня 1933 года «Об изменениях в составе районов, городов и рабочих поселков Уральской области, в связи с развитием промышленного строительства» рабочий поселок  в составе Ильинского , Октябрьского, Пролетарского и «Трудотных» асбестовых рудников был переименован в город Асбест.

 

III. Итог

Ребята о чем мы сегодня говорили? Что называем мы своей малой Родиной? Как называется город, в котором мы живем?

 

 

 

 

 



Источник: https://yadi.sk/d/4V5qoxIXou7sM
Категория: Военно-патриотическое воспитание | Добавил: Ксани (16.02.2016) | Автор: Санникова Ксения Николаевна E
Просмотров: 182 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Ксения Николаевна, к сожалению, ваш материал не допущен к участию в Конференции, т.к. в нем нет интерактивных технологий.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]