Четверг, 08.12.2016, 21:03
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Проектная деятельность

Проектная деятельность как средство самоопределения учащихся

Проектная деятельность как средство самоопределения  учащихся

Не секрет, что выпускники 9-х классов зачастую не только не могут определиться с дальнейшей траекторией обучения, но и не владеют информацией о существовании, специфике, востребованности той или иной профессии. Трудности при выборе дальнейшей траектории обучения у них связаны:

1) с  отсутствием информации о существовании той или иной профессии;

2) с  отсутствием информации о специфике той или иной профессии;

3) с  отсутствием информации о востребованности той или иной профессии (рейтинг);

4) с  отсутствием информации, где можно приобрести ту или иную профессию;

5) с отсутствием информации о наличии реальных способностей, возможностей и ресурсов учащегося, необходимых для получения той или иной профессии.

На основании вышеизложенного перед учащимися встает вопрос о расширении информационного поля, а перед учителями встает вопрос помощи в организации их деятельности.

В педагогике накоплен значительный арсенал технологий, однако большинство из них относятся к технологии обучения. Процессы формирования личностных качеств, усвоение школьниками способов жизнедеятельности и самореализации в данных технологиях  рассматриваются несистемно. Такая ситуация вынудила нас заняться поиском технологий формирования развития личности, ее самоопределения и творческой самореализации. На наш взгляд, технология проектного обучения -  одно из эффективных средств, способствующее не только формированию основ проектного мышления, активной жизненной позиции учащихся, но и формирующее профессиональное самоопределение.

Технология проектного обучения вооружает подростка средствами для планирования и реализации своих профессиональных перспектив, способствует развитию критического и творческого мышления, умению самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.

Для помощи в самоопределении учащихся нами был разработан проект «Мой выбор», цель которого помочь учащимся организовать свою познавательную деятельность по расширению информационного поля, проанализировать свои желания и возможности с позиций достижений и успехов, связанных с профессиональным самоопределением. Для мотивации участия ребят в проекте нами был проведен ряд мероприятий, связанных с профориентацией:

1) ролевые игры: «минус-плюс», «профессия-специальность», «Цепочка профессий»

2) тестирование психологом

Учащиеся 9-х классов убедились в том, что у них, действительно, присутствует информационный пробел, даже у тех детей, которые уже точно определились с дальнейшей траекторией обучения. Таким образом была создана проблемная ситуация, выход из которой искали при помощи мозгового штурма (назовем его условно первый мозговой штурм). Итогом мозговой атаки стало решение организовать экскурсии на предприятия города, встречи с людьми разных профессий,  поездку в краевой центр на «Ярмарку профессий», то есть решение своей проблемы учащиеся-участники проекта «поручили» нам, учителям. Все намеченные ребятами мероприятия мы выполнили.

Следующим этапом нами был организован «Круглый стол» с целью рефлексии проделанной работы. «Да, было интересно; да, получили ответы на некоторые вопросы, Но вышеперечисленные трудности остались, то есть проблема не решена».

И вот второй мозговой штурм, и его результатом становится решение о проведении конференции «Мой выбор», на которой выступят учащиеся со своими мини-проектами, содержащими информацию о выбранной профессии и возможностях ее приобретения.

На следующем этапе  учащиеся-участники проекта самостоятельно искали на сайтах подробную информацию о выбранной профессии; проводили исследование профессии: описание должностных обязанностей, необходимый уровень образования, размер зарплаты, вакансии,  наименований образовательных учреждений, в которых можно получить образование по данной профессии. В случаях затруднений обращались к нам за консультативной помощью.

В результате самостоятельной работы каждый участник проекта оформлял накопленный материал о профессии в презентацию  Power Point, состоящую из слайдов:

1. Титульный слайд – имя создателя, желаемая профессия, цель проделанной работы

2. Результаты профдиагностики, выявленные интересы, склонности, способности.

3. Результаты исследования профессиональных характеристик.

4. Требования к уровню подготовки и образования по выбранной профессии

5. Перечень образовательных учреждений, где можно получить образование

6. Заключение

Участники проекта «Мой выбор» (учащиеся 9-х классов) не только планировали, собирали, анализировали информацию по выбранной профессии, но разрабатывали проект, публично защищали его, получив  два продукта проектной деятельности: внешний результат («Копилка профессий», созданная из проектных работ учащихся) и внутренний (опыт собственной деятельности). На наш взгляд наличие этих двух продуктов  является особо важным для самоопределения учащихся.

 

 

Категория: Проектная деятельность | Добавил: chernatovich (17.08.2014) | Автор: Чернятович Ирина Евгеньевна E
Просмотров: 451 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Коллеги, ваша работа допущена к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]