Понедельник, 20.11.2017, 20:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание

Классный час "Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Классный час
«Разговор о самовоспитании,
или Как стать лучше?»
в 6 классе

Разработан учителем
высшей квалификационной категории,
классным руководителем
Богачёвой Галиной Геннадьевной

2011 год

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?»

Форма мероприятия: педагогическая мастерская.

Цель: показать детям необходимость целенаправленной работы над собой и побудить их к такой работе.

Задачи:
•создать на занятии условия для познания учащимися самих себя;
•развивать у 6-классников интерес к себе, к своему внутреннему миру;
•способствовать формированию нравственных качеств личности, способности к эмпатии;
•учить ребят видеть как свои достоинства, так и свои недостатки, относиться к себе критически;
•содействовать развитию познавательной активности, креативного мышления учащихся, их способности к самокорректировке;
•формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
•воспитывать культуру общения;
•способствовать сплочению классного коллектива.

Предварительная подготовка:
-Классные часы из цикла «Уроки нравственности» Альберта Лиханова: видеовстречи с Жоресом Алфёровым, Сергеем Безруковым, Ириной Родниной.
-Анкетирование «Какой я?»
-Деление шестиклассников на группы, исходя из их собственных пожеланий; выбор командира, названия и девиза группы.

Формы деятельности учащихся:
-групповая;
-индивидуальная;
-парная.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся сформированы малые группы, в которых происходит вся основная работа на занятии.

Принципы формирования групп.

Шестиклассники разделены на 4 группы, исходя из их собственных пожеланий. У каждой группы есть своё название и девиз:

I группа – «Венера»
Девиз: «Нам трудной задачи бояться не нужно,
Ведь группа «Венера» всё делает дружно!»

II группа – «Радуга»
Девиз: «Мы как цвета у радуги: все разные, но вместе – яркие».

III группа – «Шестеро друзей»
Девиз: «Один – за всех, и все – за одного!»

IV группа – «Классные ребята»
Девиз: «Мы – ребята просто класс! Всё получится у нас!»

На классный час приглашены родители. Роль родителей – участвовать в работе наравне с шестиклассниками и быть положительным ориентиром для них, ведь ребята знают, что у родителей есть чему поучиться.

V группа – «Старшие»
Девиз: «Думать, что ты всё узнал, не годится.
Мы вместе с вами будем учиться».

Другой ориентир, отрицательный, – это группа мультипликационных героев, о которой ребята узнают в середине классного часа.

VI группа – «Мультгерои»
Приветствие: «Привет! Вы нас узнали? А хорошо ли знали?»

В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные интеракции:
учитель – ученик,
ученик – ученик,
учитель – малая группа,
учитель – класс,
малая группа – малая группа,
малая группа – класс,
ученик – малая группа,
ученик – класс.

Ход занятия

Эпиграф (на доске): "Борюсь с собой и за себя борюсь."(Модельер Вячеслав Зайцев)

I этап. Вступительное слово учителя
Задачи этапа – рефлексия, настрой на предстоящую коллективную работу.

1. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! На сегодняшнем классном часе нас ждёт совместная интересная и полезная работа, и я рада этому сотрудничеству.
Все ли готовы? Покажите, пожалуйста, с помощью карточек со смайликами, какое у вас сейчас настроение:
Тревожное, взволнованное, растерянное.
Спокойное, уравновешенное.
Радостное, приподнятое.

2. Чтобы приободрить тревожащихся, воодушевить спокойных и поддержать радующихся, предлагаю группам произнести свои девизы.

3. Итак, вижу, что все готовы.
Тема нашего классного часа – «Разговор о самовоспитании, или Как стать лучше?»
Перед началом работы оцените, пожалуйста, и покажите с помощью цветных карточек, чего больше у вас по этой теме – вопросов или ответов.


4. «Борюсь с собой и за себя борюсь», – сказал о самовоспитании известный модельер Вячеслав Зайцев, один из участников знакомых нам «Видеоуроков нравственности» (см. эпиграф).
А что можете сказать вы о самовоспитании? Что это такое? Кто кого воспитывает?
(Человек сам воспитывает себя.)

5. Как вы думаете, что человек должен знать, чтобы себя воспитывать?
Обратимся за помощью к родителям.
(1.Какой он сейчас.
2. Каким хочет стать, чего достичь.
3. Какие есть методы самовоспитания.)

На доске выстраивается с помощью карточек схема:
ВОПРОСЫ САМОВОСПИТАНИЯ


II. Этап индукции
В качестве индуктора выступают результаты предварительного анкетирования.
Задача этапа – пробудить интерес к предстоящей работе.

Слово учителя:
– Недавно вы, ребята, отвечали в анкете на вопрос: «Какой я?»
Прослушайте четыре разных высказывания и подумайте, кто из авторов лучше разбирается в себе и почему.

1.«У меня плохое поведение, но я думаю, что я хороший».

2.«Ну, не знаю… Наверное, хороший, смелый и добрый».

3.«Я неуправляемый. Я взбалмошный и пакостный».

4.«Я старательная и умная, но лентяйка и нетерпеливая. С переменчивым настроением».

Предполагаемые ответы:
Самооценка первого ученика не соответствует его поступкам. Второй не знает своих недостатков. Третий не видит своих достоинств. Четвёртый лучше других разбирается в себе, так как видит свои достоинства и недостатки, а они есть у каждого человека.

Вывод:
Чтобы правильно себя оценивать, надо знать и свои достоинства, и свои недостатки.

III. Этап актуализации опыта
Задача этапа – предъявить знания себе и группе:
самоконструкция, социоконструкция и афиширование.

Используется АМО (активный метод обучения) «Свиток».
Каждый учащийся делит лист бумаги на две половины: «ДОСТОИНСТВА» и «НЕДОСТАТКИ».


1. Индивидуальная работа.
Учитель предлагает ребятам ещё раз задуматься над вопросом «Какой я?» и перечислить как свои достоинства, так и свои недостатки, а потом свернуть в свиток заполненную часть листа, чтобы скрыть записи.

2. Работа в парах.
Учитель предлагает: «Пусть каждый участник обменяется свитками с тем человеком, чьё мнение важно, интересно, кто знает его лучше других и о ком он сам хотел бы высказать своё мнение». Ребята меняются свитками с друзьями или родителями и выполняют то же самое задание: перечисляют достоинства и недостатки и заворачивают свиток дальше.

3. Работа в группе.
Далее ребята получают задание пустить свои свитки по кругу в своей группе, чтобы товарищи отметили по одному наиболее характерному, на их взгляд, достоинству и недостатку, каждый раз заворачивая свиток и передавая дальше.

4. Самооценка.
Учитель просит каждого развернуть вернувшийся по кругу собственный свиток, изучить его и поставить себе две оценки по 10-балльной шкале:
1)оценить свои достоинства;
2)оценить, насколько доволен собой.

IV. Эмоциональная разрядка.
Учитель:
– Ребята, вы провели большую и напряжённую работу. Предлагаю немного отдохнуть. Я вам ещё не представила шестую группу участников нашего разговора о самовоспитании. Это «Мультгерои». Они включаются в нашу работу сейчас. Итак, включаем… телевизор.
Ребята смотрят фрагменты мультфильмов с монологами главных героев:
1)«Малыш и Карлсон» (Карлсон),
2)«Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха),
3)«Приключения Чебурашки и крокодила Гены» (старуха Шапокляк),
4)«Винни-Пух и все-все-все» (Винни-Пух),
5)«Новые приключения попугая Кеши» (попугай Кеша).


Этап актуализации опыта (продолжение)

Учитель:
– Итак, вы их узнали? А хорошо ли знали?
– Хорошо! (На доске вывешиваются картинки с изображением мультгероев).
– Тогда пусть каждая группа выберет себе героя и сообща решит, какие у него есть достоинства и недостатки, предположит, насколько этот герой был бы доволен собой.

Работа в группах и предъявление результатов классу (выступает 1 человек от группы).

I группа «Шестеро друзей»:
Достоинства Старухи Шапокляк: отзывчивая и добрая после перевоспитания; недостатки: самолюбивая, ищет выгоду для себя, злопамятная, вор.
Её достоинства – 3 балла.
Насколько она довольна собой – 10 баллов.

II группа «Венера»:
Винни-Пух. Его достоинства – хорошо сочиняет песни, весёлый, хороший друг; недостатки – прожорливый.
Его достоинства – 8 баллов.
Насколько он доволен собой – 10 баллов.

III группа «Радуга»:
Карлсон. Его достоинства: радостный, жизнелюбивый, весёлый, с чувством юмора; недостатки: хвастунишка, шалун.
Его достоинства – 8 баллов.
Насколько он доволен собой – 10 баллов.

IV группа «Классные ребята»:
Попугай Кеша. Достоинства: весёлый, смешной, хороший пародист; недостатки: болтливый, обидчивый, завистливый, симулянт.
Его достоинства – 8 баллов.
Насколько он доволен собой – 10 баллов.

V группа «Старшие»:
Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Её достоинства: стремление к лучшему, она лидер, хороший организатор. Недостатки: злая, сварливая, алчная, деспотичная.
Её достоинства – 3 балла.
Насколько она довольна собой – 10 баллов.

V этап. Деконструкция (разрыв).
Задача этапа – убедить 6-классников в неполноте имеющихся знаний,
дать толчок к поиску нового знания.

Учитель:
– Хочу познакомить вас с формулой Л.Н.Толстого, позволяющей рассчитать нравственную ценность человеческой личности, т.е. внутреннюю суть человека, внутреннее достоинство, ценность для людей. Эту формулу Лев Толстой вывел на основании глубоких размышлений над собой и окружающими, этой формулой руководствовались в жизни многие и многие люди. Вот она:


Задание группам:
Рассчитайте результат для своего мультгероя.

Старуха Шапокляк и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»: 0,3.
Карлсон, Винни-Пух, попугай Кеша: 0,8.

Учитель:
– Вы удивлены? Чему?

Ответ шестиклассников:
– Мультгерои были очень довольны собой, но результат у них получился низкий.

Индивидуальное задание:
Рассчитайте результат для себя.

VI. Этап созидания.
Задача – совместный поиск нового знания.

Учитель:
– Задумаемся, почему мы получили такую закономерность: кто-то, как мультгерои, был доволен собой, а результат получил невысокий. Кто-то же, наоборот, был собой недоволен, но получил результат выше ожидаемого. Давайте спросим у родителей, какие они получили результаты.
(Результаты родителей:
5 : 2 = 2,5;
9 : 3 = 3;
8 : 2 = 4)

– Вспомните свойства дроби, которые вы сейчас изучаете.
(Чем больше делитель, тем результат меньше. И наоборот.)

– Почему же Лев Толстой считал нужным именно так рассчитывать нравственную ценность человека?
(Согласно этой формуле нужно увеличивать свои достоинства и изживать себялюбивые черты. Перестать заниматься самолюбованием, перестать быть самодовольным, быть более требовательным к себе. Самолюбование и самодовольство делают человека, как мультгероев, смешным.)

Родители предостерегают от другой крайности: нельзя совсем не ценить и не любить себя, надо знать свои достоинства.

Учитель:
– Итак, надо видеть свои сильные стороны. Но нельзя быть во всём довольным собой, нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно заниматься «улучшением себя». Это хорошее недовольство собой, т.е. знание своих несовершенств, и является главным побуждением к совершенствованию.

«Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собою».
«Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собой». (Л.Н.Толстой)

– С точкой зрения Л.Н.Толстого стоит согласиться, судя по тому, что мы знаем об этом человеке. А что вы знаете о Льве Толстом?

Ответы шестиклассников:
– Он написал великое произведение – роман «Война и мир» об Отечественной войне 1812 года.
– Он написал, кроме того, много повестей и рассказов, например «Кавказский пленник».
– Он ещё многое умел: воевал, пахал землю, косил, шил обувь, до старости ездил верхом, катался на коньках, в старости научился кататься на велосипеде.
– Помещик, он стыдился того, что живёт за счёт труда своих крестьян, и старался всё делать сам.
– Его все знали и любили. Его современники – композиторы Рубинштейн и Чайковский – рады были играть для него одного.
– Толстой устраивал школы для крестьянских детей, сам писал учебники, преподавал.
– Выступал против смертной казни, в защиту несправедливо осуждённых.

Учитель:
– И дальше можно продолжать перечислять достоинства Л.Н.Толстого. Нравственная ценность его личности огромна. А между тем этот человек был постоянно в чём-то недоволен собой, постоянно над собой работал, например вёл дневники. Поэтому-то он и стал таким!

Возвращение к эпиграфу: «Борюсь с собой и за себя борюсь» (В.Зайцев)
– Как вы думаете, ребята, простое ли это дело – самовоспитание?

VII. Этап корректировки.
Он не заканчивается на уроке, а продолжается при выполнении домашнего задания.

Вопросы самовоспитания:

Учитель:
– Сегодня вы, надеюсь, более обдуманно ответили на вопрос: «Какой я сейчас?» Наш разговор о самовоспитании мы продолжим на следующем классном часе, когда познакомимся с методами и способами самовоспитания, дадим ответы на вопрос: «Как работать над собой?» А на вопрос «Каким быть?» вам во многом помогут найти ответы видеовстречи с замечательными людьми из цикла «Уроки нравственности».

Домашнее задание:
– Поразмышляйте дома над тем, о чём мы говорили сегодня, и составьте список качеств, от которых вы считаете необходимым избавиться в первую очередь.

VIII. Этап рефлексии.
Задача этапа – помочь учащимся осознать и выразить свои чувства.

Учитель:
– Заканчивая сегодняшний разговор о самовоспитании, я снова прошу вас поднять таблички:

– У кого-то вопросов стало меньше, а у кого-то, наоборот, больше. Последние, видимо, поняли, что тема серьёзнее, глубже, чем предполагали первоначально. Будем искать ответы!

– И последнее – прошу показать смайлики, отражающие ваше настроение на данный момент.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО !
Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: bogacheva33 (09.01.2012) | Автор: Богачёва Галина Геннадьевна E
Просмотров: 12805 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Очень жаль, что нет предварительного просмотра. Не знаю, как удалить этот вариант методической разработки с неудачно выбранными размерами изображений. Смотрите окончательную версию статьи на
http://moi-amour.ru/publ....-1-0-51
С уважением, автор, Богачёва Г.Г.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]