Суббота, 16.12.2017, 00:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Учащиеся и АМО

Активные методы обучения - способ самореализации ученика на уроке

АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность

 ученика и строящееся на диалогах решение проблем.

(Демьяненко-Кононерский)

 

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Понятие "активные методы обучения" с точки зрения лингвистического значения не вполне точно отражает суть явления, так как любой метод обучения как способ взаимодействия учителя и учащихся предполагает активность обеих сторон в педагогическом процессе. В современной дидактике данное понятие обычно употребляется по отношению к методам обучения, в реализации которых максимум активности приходится на учащихся, а деятельность педагога главным образом направлена на организацию и коррекцию познавательной деятельности учащихся. К таким методам чаще всего относят проблемные беседы, учебные дискуссии, творческие практические и самостоятельные работы учащихся, дидактические игры и др.

Активные методы обучения могут использоваться на традиционном уроке, но чаще их применяют на семинарах, практикумах, факультативах, внеаудиторных и других формах организации обучения.

К активным методам обучения относятся:

 Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

мером такого метода может служить методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам  предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

 

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Примером данного метода может служить  метод «Квадрат препятствий», использованный в конкурсной работе  Е.Г. Кудасовой.

Цель: актуализировать и научиться применять на практике имеющиеся знания.

Участники: 4 группы по 4-5 человек

Время проведения: 20-25 минут

Необходимые материалы: приготовленный заранее ватман или слайд презентации «Карта пути»,  4 листа с  заданиями, маркеры, ручки для участников, 4 стола между которыми натянута веревка или шнурок, привязанный к ножкам стульев на высоте 30 см от пола.

Проведение: каждая группа получает путевой лист, на котором будут записываться результаты прохождения каждого этапа, и задания, которые остаются на столах до конца игры. Участники выполняют задания за своим столом в течение 5 минут, затем все вместе переходят по часовой стрелке к следующему столу, перешагивая через натянутую веревку (преодолевают препятствие) – интеллектуальная активность чередуется с двигательной.

Варианты/ примечания: по окончании испытаний в соответствии с  путевыми листами можно отметить на «Карте пути» выполнение заданий каждой группой каждого этапа (солнышком, цветком, смайликом или звездочкой)

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Эту форму работы предлагает Демина Евгения Викторовна  на своем уроке «Текстовый редактор MS Word 2003: форматирование и размещение в документе графики»:

Проблемный метод.

Цель: сформулировать задачи урока, для достижения поставленной цели, самими учащимися.  

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 2 мин.

Необходимые материалы: проектор, учительский ноутбук,  пригласительные, слайд презентации  MS Power Point 2003.

Проведение :  

учитель озвучивает проблемную ситуацию:  учащиеся приглашены  на Международную научно-практическую конференцию «Новые информационные технологии в образовании», которая будет проходить в городе  Екатеринбург 1 - 4 марта 2011 г.  http://nito.rsvpu.ru /  (пригласительные лежат на парте каждого ученика).

Чтобы попасть на конференцию, необходимо смоделировать объект – это макет бейджика.

Учащимся предлагается озвучить способы моделирования.

 

Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке.

Цель: поэтапно заполнять индивидуальную карточку контроля знаний

Участники: все обучающиеся

Время проведения: в течение урока.

Необходимые материалы: индивидуальная карточка контроля знаний.

Проведение:

У каждого ученика на столах лежит карточка. Это индивидуальная карточка контроля знаний  За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.

Примечание: Обратите внимание на пункт 4. «Повышающий коэффициент». На этапах 

·         Практическая работа. Выполнение индивидуальных (разноуровневых) заданий

  • Защита проекта

 могут добавляться баллы. Определяет сам учитель.

 

Метод взаимоконтроля с помощью теста проверки уровня знаний.

Цель: проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся по теме «Текстовый редактор MS Word 2003».

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 5 мин.

Необходимые материалы: слайд презентации  MS Power Point 2003, индивидуальная карточка контроля знаний, задания и бланки теста, колонки, звуковые файлы со спокойной музыкой во время проведения теста, любой проигрыватель (Winamp или Windows Media).

Проведение: Работа парами с последующей взаимопроверкой, с использованием метода снятия напряжения.

 

Уроки, построенные на основе технологии модерации и с применением АМО, позволяют применить разнообразные  методы, приемы и формы работы на уроке на каждом этапе модерации, причем каждый этап урока можно рассматривать как самостоятельный образовательный элемент, в котором есть цель, задачи, анализ проведения и результат. Это очень удобно для всех субъектов образовательного процесса (учитель, коллеги и ученик).

Учитель, разрабатывающий урок, видит свой урок поэтапно. Такая дискретная структура урока позволяет эффективно использовать разнообразные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности, направленные на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Особенно сложно для учителя информатики (математики, физики, химии и т.д.) даются темы, требующие от обучающихся именно составления алгоритмов решения задач.  Если у детей в той или иной степени не сформировано логическое, алгоритмическое мышление, то изучение данных тем вызывает особые и порой непреодолимые трудности.  Как их преодолеть и даже способствовать развитию у наших учеников этих заветных форм мышления?  ИГРАЯ!  Ведь именно в процессе игры наши дети познают мир!  Это для них естественный и нормальный процесс.

Как видим, активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации, активизации познавательной активности учащихся, развития способности к самостоятельному обучению, выработки навыков работы в коллективе, коррекции самооценки учащихся, формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями), эффективного предъявления большого по объему теоретического материала, развития навыков активного слушания, отработки изучаемого материала, развития навыков принятия решения, эффективной проверки знаний, умений и навыков по теме.

Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос: для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников).

Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.

На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы, да инее только они, не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества.

 

Ссылки на использованный материал:

http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod

http://libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/metodi-obucheniya

http://www.analizplan.narod.ru/obzortex.html

Категория: Учащиеся и АМО | Добавил: Ирина (01.11.2011) | Автор: Байсултанова Фатима Магомедовна E
Просмотров: 14114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]