Пятница, 19.04.2019, 05:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Технология модерации - повышение качества образования

Применение информационных технологий в обучении
Применение информационных технологий в обучении
Беняминова Наталья Александровна
преподаватель математики Крымского
индустриально строительного техникума
г. Крымск, Краснодарский край.
Развитие общества, науки и техники ставит перед системой образования необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, сообразительность, наблюдательность, концентрирует внимание учащихся. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, что позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.
Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология - это информационная технология.
Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, имитационное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, демонстрации, микромиры. Эти методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Используя информационные технологии в образовании педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и, что не менее важно – показать связь между отдельными предметными областями.
Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в образование – создание презентаций. В этих проектах создается анимированное представление материала (например, вращение трехмерной геометрической фигуры, показать сечение любой пространственной фигуры, управление движением отдельных объектов и др.). Выполнение проектов по тематике различных предметов осуществляется на уроке информатики, что показывает неразрывную связь между ними, делая работу практически значимой.
Особенно важна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться и дети всегда стремятся пройти тест на «отлично» (учитель не вмешивается в процесс определения оценки).
Также не менее интересным способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ, которые могут быть использованы, как и с целью проверки знаний, так и при изучении нового материала. Только использование таких программ наиболее успешно выглядит на открытых уроках.
Роль учителя не ограничивается внедрением в учебный процесс уже имеющихся информационных технологий, он сам имеет возможность стать разработчиком и испытателем арсенала новых средств обучения: от наброска иллюстраций к конкретному уроку до производства программного продукта, от формирования нового приема работы до создания авторской методики.
Проведение урока изучения нового материала, как и урока любого другого типа, предполагает выбор учителем формы занятия, в которой поставленные задачи могли бы иметь оптимальное решение. Наиболее часто функция объяснения нового реализуется в традиционном уроке, иногда в уроке-исследовании, и всегда присутствует в уроке-лекции. С появлением доступных компьютерных средств обучения интерес учителя к лекционной форме урока заметно вырос. Использование компьютера позволило сделать лекцию более привлекательной для ученика. Выросла её информативная емкость, объяснение стало более красочным, наблюдение явлений и демонстрация опытов в полной мере дополнились методами моделирования.
Однако, при выборе лекционной формы проведения урока, следует помнить тот факт, что психика части учащихся (среднее звено школы) еще недостаточно подготовлена к длительному выполнению одного и того же вида работы. Особенность школьной лекции состоит в необходимости принятия мер для снижения психической нагрузки и стимулирования актуализации внимания учащихся в течение длительного времени. Чтоб не возникало чрезмерного психического утомления, целесообразно планировать лекционное занятие, таким образом, чтобы в ходе урока неоднократно модифицировались виды учебной деятельности школьников, пассивные формы работы сменялись активными. Можно стимулировать внимания обучающихся предложением оцениваемой работы (письменной, тестовой, графической) с распределенным на время урока заданием. Другой способ – постановка вначале урока проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся должны дать по окончании лекции на основе полученных знаний.
Вышеуказанные особенности организации школьной лекции можно рекомендовать определенные подходы использования электронно-информационных средств объяснения, которые собственно и составляют идею технологии.
При отборе и подготовке компьютерных материалов следует предусмотреть разбиение содержания на логически законченные модули, после отработки, которых можно на непродолжительное время занять учащихся иной учебной деятельностью.
При наличии условий для «живой» экспериментальной проверки компьютерной модели явления, в лекционное занятие можно внести элемент исследования. Кроме того, это способствует формированию у школьников доверия к компьютеру, как средству обучения.
Планируя смену видов учебной деятельности, рекомендуется предусмотреть введение форм работы, имеющих мониторинговый характер. Это может быть «мягкий» мониторинг в форме беседы, или очевидная проверка качества усвоения материала с помощью краткого теста или упражнения с мгновенной самопроверкой результата. В любом случае, учитель должен иметь «обратную связь», для определения готовности обучающихся к следующему этапу лекции.
Внедрение в урок-лекцию распределенного задания поможет дать оценку успешности каждого учащегося к окончанию занятия. Если выполнение письменных (графических) заданий не предлагается, можно оценивать по результатам проводимых в ходе урока бесед.
Говорить о преимуществах уроков с использованием информационных технологий можно бесконечно долго. Но отметим и некоторые недостатки: при неправильной организации работы – естественно наличествует риск нанесения ущерба здоровью, поэтому такие уроки должны готовиться заранее с расчетом не на одного учащегося, а на команду, работа которой распараллелена, где каждый выполняет свои функции, чтобы дать возможность более тщательно и разносторонне представить материал.
Процессы интеграции и информатизации школьного образования направлены на решение ряда объективных противоречий, имеющих место в настоящее время. Это противоречие между возрастающим объемом содержания обучения и ограниченным количеством учебного времени; уменьшение доли знаний, полученных в школе, относительно объема знаний полученных вне школы; частичное несоответствие содержания учебников и знаний, рожденных новой образовательной парадигмой.
Процесс информатизации общего образования позволяет дополнить многообразие традиционных методик обучения новыми информационными развивающими педагогическими технологиями. С их помощью на уроках могут реализоваться педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся носит исследовательский, поисковый характер.
На современных уроках с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний, определяющей мировоззрение школьника.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другими, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
Применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные идеи, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
Например, при подготовке к уроку, каждый учитель применяет свою технологию переработки первичной информации (материала, необходимого для изучения конкретной темы). Информационный продукт (непосредственно тип урока) зависит от того, как учитель «видит» данный урок.
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока , вместо обычных 15-20%. Современные учащиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Поэтому, к использованию на уроках информационных технологий, вызывает большой интерес не только со стороны педагогического состава, но и среди учащихся, что благоприятно сказывается на результатах обучения.
Категория: Технология модерации - повышение качества образования | Добавил: natalya2011b (02.03.2012) | Автор: Беняминова Наталья Александровна E
Просмотров: 1320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]