Суббота, 16.12.2017, 23:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Роль АМО и М в современной школе

Роль АМО в образовательном процессе.
Роль активных методов обучения в образовательном процессе.Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. В настоящее время теория и практика начального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в начальной школе, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах. [3]
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу¬ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо¬го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб¬ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко¬временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи¬вой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышен¬ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с по¬мощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения — это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче¬ние предполагает использование такой системы методов, кото¬рая направлена главным образом не на изложение преподавате¬лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна¬ниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель¬ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жиз-ни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак¬тивности и самостоятельности .
Важнейшим средством активизации личности в обучении высту¬пают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы¬деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.[1]
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу¬чения осуществляется через установление прямых и обратных свя¬зей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол¬лективной профессиональной деятельности). Особенность имита¬ционных методов — разделение их на игровые и неигровые. Мето¬ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен¬ные роли, относятся к игровым.[2]
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате¬риала, поскольку достигается существенное приближение учебно¬го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк¬ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован¬ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк¬ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа¬ции.
Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, ха-рактеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между уча-стниками их решения. Например, с помощью метода разыгрыва¬ния ролей может быть имитировано производственное совещание;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посред¬ством проведения дискуссии. Каждый из участников может в про¬цессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением дру¬гих участников;
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих ус¬ловий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономи¬ческих задач, оптимальное решение которых не может быть дос¬тигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участника¬ми, интересы которых не идентичны.
Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значи¬тельно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения опреде¬ленных организационных, плановых и других задач.
Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для прове¬дения от 30 до 35 минут.
Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными при¬знаками:
• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподава¬тель;
• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вари¬антов решения поставленной проблемы (задачи).
• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с приме¬нением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензи¬рованием).
Метод игрового производственного проектирования значитель¬но активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструк¬торской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как про¬цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис¬ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии старшеклассники учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возмож¬ность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успеш¬ность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения препода¬вателя его организовать. Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно боль¬ше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказа¬тельства или опровержения.
В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода роле¬вую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, уча¬ствующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, напри¬мер, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психо¬лога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель пе¬ред семинарским занятием. Если учащийся назначается на роль веду¬щего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподава-теля по организации дискуссии: поручает кому-то из старшеклассников сде¬лать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точ¬ностью использования понятий и терминов, корректностью отно¬шений в процессе общения, и т.д.
Оппонент или рецензент: воспроизводит процедуру оппонирова¬ния, принятую в среде исследователей. Он должен не только вос¬произвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения.
Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассужде¬ниях докладчика или оппонента, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений, правомерность вы¬движения гипотезы, и т.д.
Эксперт оценивает продуктивность всей дискуссии, правомер¬ность выдвинутых гипотез и предложений, сделанных выводов вы¬сказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло обучение участников дискуссии, и т.д. [1]
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников, которые воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Литеература:
1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
2. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960
3. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004
Категория: Роль АМО и М в современной школе | Добавил: vikakantimchenko (05.07.2012) | Автор: Тимченко Виктория Сергеевна E
Просмотров: 1899 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]