Суббота, 03.12.2016, 18:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Как подготовить качественный урок на основе АМО и модерации?

«СКАЗОЧНЫЕ» АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Пензенцева Алевтина Васильевна, преподаватель профессиональных дисциплин техникума Димитровградского инженерно-технологического института –

филиала НИЯУ МИФИ, город Димитровград

 

«СКАЗОЧНЫЕ» АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

«Сказка ложь, да в ней намек:

добру молодцу – урок».

Русская пословица.

 

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной зубрежке…». Это высказывание В.А.Сухомлинского, несмотря на его давность, актуально как никогда и в наше время.

Хочется, чтобы студенты образовательных организаций среднего профессионального образования умели думать, наблюдать, рассуждать, анализировать, творить и гордиться созданным. И в этом, как нельзя лучше, может помочь проблемный подход к обучению, который берет начало еще со времен Сократа. Главным условием обучения при таком подходе становится включение студентов в практическую деятельность (игру, труд, исследование), в процессе которой возникают потребности в овладении чем-либо: «хочу научиться», «хочу сделать это» и т.д. Таким образом, студент становится не объектом, а активным субъектом своего обучения.

Проблемное обучение предполагает такую организацию учебных занятий, при которой создаются под руководством преподавателя проблемные ситуации, и активизируется самостоятельная деятельность студентов по разрешению этих ситуаций.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемная ситуация является центральным звеном в проблемном обучении. Создание проблемной ситуации осуществляется при помощи следующих средств:

* проблемный вопрос – вопрос, на который у студента нет заранее готового отсвета;

* проблемная задача – форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными;

* проблемное задание дает указания для осуществления поисково-познавательной деятельности студентов.

Создание проблемных ситуаций – непростое, трудоемкое дело. На постановку проблемного вопроса уходит гораздо больше времени, чем на поиски нахождения ответа на него. При выявлении проблемы и ее формулировке задействуются более обширные участки мозга, чем при ее решении, для чего требуется умение абстрагироваться от несущественных деталей, увидеть корни проблемы. Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую студент может лишь в результате собственной мыслительной активности. Необходимо помнить так же, что это затруднение должно быть посильным, а так же следует учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки студентов, их мотивационные критерии.

В настоящее время существует несколько типов классификаций проблемных ситуаций и разработаны дидактические способы их создания. В данной статье предлагается  опыт создания проблемных ситуаций при изучении дисциплины «Основы бухгалтерского учета». Исходить необходимо  из того, что проблемная ситуация должна вызвать интерес студентов своей необходимостью, неожиданностью нестандартностью. Такие положительные эмоции, как управление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. С этой целью можно использовать при организации учебного процесса  русские народные сказки.

В рабочей программе по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» есть тема «Учет хозяйственных процессов». Хозяйственных процессов три: снабжение, производство, реализация.

При изучении процесса производства можно предложить студентам вспомнить сказку «Репка» и выделить затраты, которые произвел дед, выращивая репку. Сказка «Репка». Посадил дед репку. А сначала дед землю вскопал, взрыхлил, удобрил, потом полол, поливал, вот и выросла репка большая – пребольшая весом 100 кг. Как вытянули репку -  все помнят.

Студентам предлагаются следующие проблемные вопросы:

  1. определите вид производства (основное);
  2. назовите аналитический счет («Выращивание репки»);
  3. выделите затраты на выращивание репки (семена, удобрения, полив, заработная плата и др.);
  4. определите корреспонденцию счетов по видам затрат и выходу продукции (получение готовой продукции).

Затем ставится проблемная задача, для чего сообщаются конкретные цифровые данные по видам затрат в денежном выражении. При этом студенты могут по своему усмотрению добавить какие-либо затраты (кроме данных преподавателем) и суммы этих затрат. Задача студентов заключается в определении суммы фактических затрат на выращивание репки и начислении себестоимости 1 кг выращенной репки.

Проблемное задание по этой теме выдается также в виде сказки, например, «Колобок».

Сказка «Колобок». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набрала муки пригоршни с две. Замесила на сметане тесто, изжарила в масле, и получился Колобок румяный  да пышный весом 1 кг.

Проблемное задание студентам:

1) подумайте и определите, какие проблемные вопросы Вы можете поставить к содержанию этой сказки с точки зрения бухгалтерского учета;

2) придумайте условие, в котором бы фигурировали виды и суммы затрат на выпечку колобка, и решите конкретную задачу по придуманным Вами данным.

В изучении процесса реализации можно  использовать сказку «Курочка Ряба».

Сказка «Курочка Ряба». Жили – были дед да баба, и была у них курочка Ряба.  Кормили они её целый год отборной пшеницей, поили ключевой водицей, да не  забывали витаминами, биодобавками всякими подкармливать.

И наградила их курочка за заботу: снесла Ряба яичко, да не простое, а золотое 585 пробы,  весом 60г., рыночная цена 1500 руб. за 1 грамм.

Деду с бабой его бы продать, а они решили его разбить, посмотреть, а нет ли внутри бриллиантов?

Сами не разбили, да мышка помогла…

Проблемные вопросы:

1) посчитайте,  в какую сумму обошлось деду с бабой золотое яичко, если на содержание курочки они потратили зерна в сумме 5100 руб., витаминов на 2700 руб., биодобавок – 500 руб., освещение и обогрев курятника 3800 руб.;

2) определите корреспонденцию счетов по учету затрат на производство яичка и на его оприходование (получение) из производства;

3) назовите синтетический и аналитический счета, на которых будет учитываться содержание курочки Рябы.

Проблемная задача:

1) определите стоимость золотого яичка по рыночной цене и корреспонденцию счетов на его продажу;

2) исчислите фактический убыток от потери золотого яичка и спишите его на финансовый результат деятельности.

Если уважаемых читателей заинтересовали мои «сказочные» ситуации, могу поделиться опытом, ибо девиз проблемного обучения - не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию!

Категория: Как подготовить качественный урок на основе АМО и модерации? | Добавил: alevtina73 (06.10.2014) | Автор: Пензенцева Алевтина Васильевна E
Просмотров: 462 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Алевтина Васильевна, ваша статья допущена к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]