Суббота, 16.12.2017, 23:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Готова ли школа к АМО и модерации

Готова ли школа к активным методам обучения и технологии модерации

Прежде всего, вспомним, что же такое активные методы обучения. Обратимся к такому источнику информации, как Яндекс. Словари:

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Определение модерации, как педагогической технологии, можно сформулировать, например, следующим образом:

модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности    обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

А теперь, вооружившись вышеуказанными определениями, попробуем ответить на вопрос: готова ли школа сегодня к всестороннему применению активных методов обучения и модерации (АМОиМ)?

Практически во всех школьных Уставах можно прочесть примерно такие строки: «…Основными задачами школы являются:

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, приобретения знаний,..

- создание основы для осознанного выбора и последующего ос­воения профессиональных образовательных программ,..

- трудолюбия, гражанственности,..»  И т.д.

Но увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объёма информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению детьми этих самых знаний, нежеланию трудиться для их получения, к эмоционально отрицательному отношению к школе в целом. Всё чаще акцент делается на овладении теоретическими знаниями в процессе обучения, что ведёт к уменьшению выработки практических умений и навыков, подрывая основы будущей профессиональной подготовки. Отсутствие единой идеологии в обществе, некой «общенациональной идеи» не позволяют школе воспитать гражданственность в полном объёме.

Итак, проблем масса… Как же наиболее грамотно и эффективно преодолеть их? Существует мнение, что школа со всей своей методикой обучения, пришедшей из прошлого века, сильно устарела и требует решительных перемен.

Но перемены переменам – рознь! В этой небольшой статье не будут поставлены вопросы глобального изменения в образовании, попробуем оценить следующие моменты:

- готова ли администрация школы к АМОиМ?

- готовы ли учителя к АМОиМ?

- готовы ли ученики к АМОиМ?

- готовы ли родители к АМОиМ?

Рассмотрим первый пункт. Сегодня административная работа в школе – это работа чиновников, так как бумагооборот с увеличением числа компьютеров в школах не уменьшился, как предполагалось, а, наоборот, резко возрос. Администрация завалена распоряжениями «сверху», которые надо выполнить немедленно; мониторингами, которые необходимо осуществить сегодня; отчётами, которые следовало сдать «вчера». И, зачастую, на инициативу, идущую «снизу» (от учителей) смотрят или с подозрением, или с раздражением, как на лишнюю головную боль.

Полагаю, однако, что если учитель аргументированно, опираясь на первоисточники, представит администрации своей школы яркие примеры эффективного применения АМОиМ в образовательном процессе, то встретит понимание и одобрение. А в идеале, возможно, получит «добро» и на открытие школьной экспериментальной/инновационной площадки. Ведь и администрация также заинтересована в инноватике. (Первоисточники АМОиМ можно найти в Интернете, примеры готовых уроков в большом количестве представлены на первом Конкурсе "Активные методы обучения в школе").  Прохождению образовательных программ АМОиМ не препятствует, оценок в журнале будет много, детям нравится, чего же боле? Таким образом, администрация школы, как минимум, не против АМОиМ. А скорее всего, обрадуется очередной возможности «бесплатно» засветиться на фоне остальных школ чем-то новеньким.

А теперь рассмотрим второй пункт: готовы ли сами учителя к АМОиМ? Во-первых, существует проблема инертности мышления. И чем старше мы становимся, тем объективно сложнее нам изменить свои устоявшиеся приёмы и методы работы, ввести взамен что-то новое. Для преодоления подобного эффекта можно предложить сделать конкурсы, подобные первому Конкурсу "Активные методы обучения в школе", сквозными по вертикали, т.е. уровневыми: школьный уровень, затем муниципальный, областной, региональный и т.д. Безусловно, для реализации этой идеи требуются инициативные группы на местах, владеющие технологией АМОиМ, дающие мастер-классы, объединённые общим руководством «из центра».

Реализация активных методов требует и немалых затрат, как денежных, так и временных. Ох, уж эта извечная проблема финансирования школ! И не открою Америки, если скажу, что учителя до сих пор в большинстве своём раскошеливаются для обеспечения своей профессиональной деятельности, начиная с банальной стирки занавесок из класса и заканчивая приобретением канцелярских и методических принадлежностей (а то и на ремонт кабинета). Замечу, что обеспечение наглядности АМОиМ не обязательно должно быть «сильно затратным». В реализации принципа наглядности надо проявлять (что учителя обычно и делают) творческую изобретательность: слайд на экране вместо листа ватмана; листочки под магнит вместо магазинных стикеров; раздаточный материал, созданный силами учеников, участвующих под руководством учителя в (нужной учителю) проектной деятельности… А раз в месяц или четверть можно и блеснуть полным набором аксессуаров к уроку с применением АМОиМ. Такое нечастое использования что называется «полного набора» будет, кстати,  вызывать некое чувство праздничности на подобных уроках, способствовать повышению учебной мотивации детей, не вызовет «привыкания до пресыщения».

А вот что касается затрат времени для создания качественных АМО, то здесь безусловно надо использовать предложенные сайтом http://www.moi-universitet.ru бесплатный электронный курс  "Активные методы обучения!" (http://edu-reforma.ru/index/0-44), бесплатный электронный курс "Технология интерактивного обучения!" (http://edu-reforma.ru/index/0-49), «Копилочку АМО» (http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/), работы участников первого Конкурса "Активные методы обучения в школе" (http://edu-reforma.ru/load/). Конечно, и в этом случае времени на подготовку уйдёт много, но ведь и к обычным урокам всё равно приходится готовиться! (Кроме того, никто не говорит, что непременно каждый урок надо выстроить по одинаковому плану.)

Есть и ещё один немаловажный момент, против которого выступает большая часть учителей – это непривычная для традиционной школы форма организации коллективной деятельности обучающихся, сопровождающаяся заметно большим рабочим шумом и перемещением детей по классу. В этом случае всегда остаётся опасение того, что образовательный процесс может выйти из-под контроля педагога. Вот где требуются действительно большой труд и организационные способности учителя! И здесь уж никак на первых порах не обойтись без накладок и неувязок. Но это нормально! По этому поводу есть замечательная поговорка: первый блин – комом. К этому просто надо быть готовым.

Что касается оценивания работы каждого обучающегося, думаю, здесь проблем нет: если все одноклассники в рабочей подгруппе свободно общаются, решая учебную задачу, то самый отъявленный лентяй невольно будет вовлечён в общий процесс. А это даст возможность учителю так или иначе оценить степень его участия.

Кстати, о лени. В последнее время коллеги всё чаще сетуют на нежелание детей учиться, на отсутствие мотивации, на безволие и равнодушие к своему, в том числе, профессиональному будущему. Но попробуйте сами посидеть вместе с классом где-нибудь на последней парте все шесть уроков. Зачастую создаётся ощущение одинаково непрерывного и однообразного процесса! К концу четвёртого урока нападает лёгкая дрёма (ведь вас не вызывают к доске), а к концу шестого вы уже ведёте яростную борьбу с одолевающим вас сном! Почему? Да потому, что традиционно один урок похож на другой, а пока спрашивают у доски товарища по парте, можно и подремать: условия позволяют. Реализуя же методику активного обучения, учитель создаёт ситуацию личной заинтересованности каждого в решении поставленной учебной задачи. Причём, каждый участник мини-группы важен, так как выполняет ту или иную часть задачи. Не до сна!.. Кроме того, в процессе вынужденного общения (согласно дидактической цели урока) исподволь, незаметно для самих детей, они участвуют в воспитательном процессе: приобретают коммуникативные навыки, навыки самодиагностики, практические умения и навыки, что в конечном итоге способствует их социализации.

И снова вернёмся к вопросу о затратах времени. Выходит, АМО позволяют сократить затраты времени, так как усвоение знаний и формирование умений и навыков осуществляются одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или образовательной игры. В то время как при традиционной форме обучения ученики сначала усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки. Опытные, умные учителя это прекрасно понимают.

Выходит, главное – сломать стереотипы процесса обучения в собственном представлении, «в своей голове». Думаю, что большинство школьных педагогов в душе понимают необходимость этого!

Но готовы ли сами ученики к АМОиМ?

Технологизация общества, ускорение в сфере информатизации удивительным образом отрицательно сказалась на отношении некоторых подростков к обучению в школе. Часть из них считает зазорным учиться вообще. Другая часть хочет быть успешной, но не хочет при этом  прикладывать усилия. Ведь сейчас – век компьютеров, говорят они, пусть компьютеры работают. В результате для  значительного количества обучающихся в классе создаётся ситуация «неуспеха», а это неминуемо приводит к тому, что успешность такие дети приобретают где угодно на стороне, но только не в школе.

Что же может предложить АМОиМ для улучшения данной ситуации? Всё! Ведь приобретение знаний происходит не скучно, не традиционно сидя за партой, а в команде, в движении, в процессе живого общения. Это похоже на игру, а играть любят все. Даже если ты слабее других, то результат группы обязательно будет положительный, а значит, и ты тоже молодец. А если ты любишь творчество, то свободен в выборе самореализации в процессе решения поставленной учителем задачи, ведь здесь нет готовых определений, понятий. Ты можешь попробовать себя в различных ролях (это никому не мешает), а значит, определишь свою роль в будущей взрослой жизни. Ты научишься слушать и слышать других, и тебя тоже будут слушать. Тебе обязательно придётся принимать участие в общей работе, а значит, ты нужен, ты важен, ты значим для сверстников. Если ты работал, учитель оценит тебя положительно, значит, ты – успешный член коллектива!

Да, уж ученики-то точно готовы к АМОиМ. Разве это не самый веский аргумент?!

Ну, и наконец, родители. Нужна ли им новая школа, нужны ли им активные методы обучения и технология модерации для их детей?

Судя по результатам опроса родителей в нашей обычной средней школе, родители хотят видеть своих отпрысков грамотными, всесторонне развитыми, социализованными, готовыми к выбору профессии. Именно такие требования к выпускнику предъявляет время.

И именно такие вопросы способны решать АМОиМ! (См. начало статьи).

Не буду оригинальной в выводе: АМОиМ школе нужны, важны, просто необходимы. К этому готовы и дети, и их родители. А первый Конкурс "Активные методы обучения в школе" наглядно доказал, что и школа не может жить по-старому, она готова, в том числе, к применению АМОиМ на уроках, как альтернативы устаревшим подходам прошлого века.

 

Источники Интернета

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9E%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/


http://www.oot-nmk.ru/oot/3/moderacionnie_seminari/moderaciya%20iz%20interneta.html

http://edu-reforma.ru/index/0-44

http://edu-reforma.ru/index/0-49

http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

 http://edu-reforma.ru/load/

Категория: Готова ли школа к АМО и модерации | Добавил: Ирина (01.11.2011) | Автор: Алексеева Марина Викторовна E
Просмотров: 1530 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Марина Викторовна , ваша статья очень интересна, доказательна и аргументирована. Но хочется остановиться на аргументе: "Выходит, главное – сломать стереотипы процесса обучения в собственном представлении, «в своей голове». Думаю, что большинство школьных педагогов в душе понимают необходимость этого!" Считаю, что если человек исполнитель, то ему это не под силу. А если учитель - личность творческая, то он чувствует , что необходимо что - то менять , вносить новые мотоды и технологии. И делают это самостоятельно, сами ищут материалы, дистанционные курсы, сетевые сообщества, вносят эти новшества в свою практику. Он не ждет когда его научат, а сам стремится научиться. Думаю, что в институтах и нужно готовить таких педагогов. А для этого диагностировать абитуриентов. С уважениеем Лукьянова И.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]