Суббота, 10.12.2016, 08:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Активные методы обучения, модерация и ФГОС

Применение приемов технологии развития критического мышления при работе с текстом учебника

Технология критического мышления разработана как модель интерактивного обучения учеными Бостонского центра развития этики и воспитания.

Учащиеся современной основной школы, к сожалению, довольно плохо работают с учебным материалом. За годы учебы ученики привыкли к тому, что учитель всегда сам объяснял новый материал. Работа с практическими заданиями сводится к действиям «Делай как я», даже в рабочих тетрадях большинство заданий имеют образцы решений. Все это приводит к тому, что современные подростки не стремятся к получению новых знаний. Зачем тратить время и силы, если учитель все равно расскажет? Это хорошо когда нет альтернативы, когда имеются единственно правильные метод или способ решения той или иной задачи.

Современный мир диктует новые требования к образовательному процессу. Выпускник современной школы будет вынужден учиться в течение всей своей жизни. Главная цель современного учителя заложена в основной идее технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают,  сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В собственной практике работы с 5-классниками,  использую один из распространенных приемов критического мышления - Таксономию Блума. В учебниках начальной школы отсутствует теоретический материал, поэтому ученики с трудом привыкают к тому, что необходимо не только выполнять практические задания, но и читать текст параграфа.  

Работа с учебником проводится в классе на уроках, ученики работают как в парах, так и самостоятельно.  Для работы с текстом учебника  каждый ученик получает бланк заданий, с различными вопросами и заданиями по изучаемой теме. Некоторые задания он должен выполнить и обсудить с соседом по парте, остальные – самостоятельно.

Задания и вопросы создаю, согласно уровням  учебных целей:

1. Знание  - категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

При изучении любой темы обязательно включаю в бланк вопросы: «Назови  понятия, о которых говорится в тексте» или «Перечисли  новые  понятия, которые ты встретил  в тексте».

2. Понимание - показателем  понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Например, читая в учебнике математике 5 класса приведенное решение текстовой задачи, ученики составляют краткий алгоритм решения задачи.

3. Применение -  категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Проведение графических  тестов (учащиеся записывают  в тетради ответы: « ^» - если утверждение верное, «_» - если утверждение ложно), включающих вопросы о новых понятиях очень нравится детям, да у учителя экономится время для проверки результатов.

4. Анализ - эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Моим детям нравится создавать вопросы, используя таблицу, в которой в первом столбике написаны Вопросительные слова, а во втором – Основные понятия темы. Еще одна форма  задания «Продолжи вопрос». Обсуждение этого пункта работы затягивается, как правило, надолго – каждому хочется прочитать свои вопросы. Важный момент этого этапа  - озвученные  вопросы не должны  повторяться. Ученикам приходится переформулировать свой вопрос.

5. Синтез (обобщение) - категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Например, при изучении темы «Треугольник. Площадь треугольника» мои ученики получают задание «После ремонта в комнате остался треугольный кусок линолеума. Придумай, как разрезать остаток линолеума треугольной формы  двумя прямыми линиями так, чтобы можно было с помощью этих частей заменить часть изношенного  линолеума прямоугольной формы в коридоре», «Предложи, как можно найти площадь фигур (фигуры разнообразных форм, фигуры на клеточном листе)».

6. Оценка  - категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

Любая работа заканчивается выводом о том, что самое важное он изучил сегодня «Сообщи одним предложением».  Если работа включает в себя небольшое исследование, то вывод включает результат исследования.

 Стала замечать, что главным действующим лицом на уроках становятся дети, а не я. Ученики перестали бояться высказываться, быстро приспосабливаются к изменению ситуации, чтобы не остаться в стороне. Уважительно относятся друг к другу, помогают в затруднительных ситуациях, например, переформулировать вопрос. Если не могут ответить на вопрос, то возвращаются к тексту, перечитывая его вновь. Это особенно важно для уроков математики, т.к. математический язык всегда был труден для учеников.

Мониторинг оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией) показал, что все ученики класса достигли  базового или повышенного уровня, в то время как в начале года 16%  учеников имели пониженный уровень.

Проведение таких занятий способствует формированию метапредметных результатов, которым уделено особое внимание в новых стандартах, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Категория: Активные методы обучения, модерация и ФГОС | Добавил: silichevana (28.01.2015) | Автор: Наталья Силичева E
Просмотров: 555 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Наталья Анатольевна, ваша статья допущена к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]