Суббота, 16.12.2017, 23:25
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Активные методы обучения, модерация и ФГОС

Интегрированный метод в воспитании дошкольников по единому проекту.
Интегрированный метод в воспитании
дошкольников по единому проекту.

Цель:
• Создать эффективную систему образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе.
• Освоить новую методику работы с детьми через проект, применять знания на практике.

Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач:
• Сохранение здоровья ребенка;
• Развитие базовых качеств личности;
• Предоставление равных стартовых возможностей.
Однако часто расширение объема содержания в разных областях знаний приводит к перегрузке педагогического процесса, что в первую очередь отражается на детях. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребенку» и действительными психическими и физическими возможностями дошкольника. Ведущие позиции стала занимать учебная деятельность, оттесняя игру на второй план. Дети перегружены, что влечет за собой нарушения здоровья.
С помощью системы интегрированных занятий можно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях разрабатывается многими специалистами.
В сентябре 2001г. Экспертный совет Департамента образования Москвы утвердил экспериментальный проект по теме «Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интегрированных занятий» под руководством кандидата педагогических наук Белой Ксении Юрьевны. В проекте предполагалось реализовать принципы комплексного развития личности дошкольника средствами интегрированных занятий. Эксперимент проводился в течение ряда лет. Успешность этой деятельности, ее результативность показали необходимость многовариативного решения проблемы. Многовариативность зависит от направления работы дошольно - образоватльеного учреждения, выбора им той или иной программы и технологии, наконец, от личности воспитателя, его профессионализма.
Интеграцию можно рассматривать как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые. Изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную. Механизмом интеграции является образ или (модель), созданный разными средствами и создаваемый детьми в разных видах деятельности. Этот образ рассматривается детьми с разных точек зрения в различных образовательных сферах.
Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. Другими словами можно сказать, что интеграция разных видов деятельности детей осуществляется не на отдельных занятиях, а в интегрированных циклах занятий, экскурсий, вечеров-развлечений, праздников и т.д. Целью таких интегрированных проектов является развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального потенциала через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям. Главное пробудить у ребенка фантазию, творчество, любознательность, вырастить его физически развитым, эмоционально устойчивым, социально адаптированным. Для этого необходима естественная деятельность ребенка – игра, объединенная одним общим сюжетом, наполняющим жизнь радостью, весельем, удовольствием. Все эти требования лежат в основе проектного метода.
В основе любой деятельности, независимо от ее предметной ориентации, лежат мотивы. Поэтому при создании интегрированных проектов, я как координатор ориентируюсь на интересы, склонности, желания и способности детей. Что тебе интересно?; У тебя получится, и ты сможешь…, Давайте вместе попробуем, и вы увидите…»
Мотивированная таким образом деятельность более результативна, она способствует развитию способностей каждого ребенка. Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в рисовании, танце, пении и т.д.- это и есть широта интересов, которая формируется средствами интегрированного проекта.
Интегрировано построенный проект дает ребенку возможности:
• Реализовать свой творческий потенциал, поскольку на таких занятиях он сочиняет, фантазирует, думает.
• В интересной, игровой форме обогатить свой словарь, развить коммуникативные умения (свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо).
• Развить познавательную активность. Так, как вопросы и задания требуют от детей активизации речевого опыта и применения опыта в реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного проекта.
В результате обогащается речь, углубляются знания детей о предметах и явлениях, идет эффективное развитие коммуникативных способностей. Реализация потребностей в самовыражении в творческих видах деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве.
Получив о предмете или явлении знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого создает цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не отдельно, а в системе других свойств и связей предмета. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует), он легко переключается с одного свойства на другое. Чем шире ориентировка ребенка в данном предмете, тем легче идет его анализ и выделение признаков.
Одним из важных принципов планирования интегрированного проекта является определения соотношения знакомого и нового материала. Последний, обязательно основывается на уже имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Приобретение новых знаний и способов действия происходит в игровой форме, когда ребенок, увлечен ее замыслом, не замечает, сталкиваясь с трудностями, скрытой учебной задачей.
Деятельностный подход, лежащий в основе интегрированного проекта или занятия, предполагает полноправное сотрудничество педагога и ребенка. Содержательная сторона такой деятельности оказывает большое влияние на познавательное развитие дошкольника.
Проводимые диагностические исследования показывают, что уровень развития детей, принимавших участие в интегрированных проектах, выше на 10% -15%.
Разрабатывая содержание и методику интегрированных проектов, необходим:
• Учет базовой программы детского сада;
• Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей данного возраста;
• Постановка в старшем дошкольном возрасте проблемных вопросов и заданий повышенной трудности;
• Обязательное использование наглядности;
• Положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
• Постоянную смену деятельности, методов и приемов работы с детьми, форм организации.
На мой взгляд, метод проекта, построенный на интеграции содержания образования, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, медицинский работник, руководитель физкультуры) родителей детей, а также комплексному развитию детей.
Для тех, кто желает выстроить свою систему работы с дошкольником, ориентируясь на интегрированный метод в проектах, предлагаю рассмотреть принципы построения интегрированных занятий. Данные критерии были разработаны в ходе экспериментального проекта проводимого кандидатом педагогических наук Белой К.Ю. и утверждены Департаментом образования Москвы.

Критерии построения интегрированных проектов.
1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
4. Определить одно или нескольких базовых направлений интеграции содержания образования.
5. Определить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
6. Обязательно поставить развивающую задачу.
7. Использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизация сказки с музыкальным оформлением и развитием речи).
8. Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутивного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.)
10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий, проектов.
Категория: Активные методы обучения, модерация и ФГОС | Добавил: Субботина_светлана (08.05.2012) | Автор: Светлана E
Просмотров: 2345 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]