Суббота, 16.12.2017, 23:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Активные методы обучения, модерация и ФГОС

Активные методы обучения, модерация и ФГОС - часть 2
...Продолжение
Все эти положения соотносятся с такими программными требованиями к развитию личностных и коммуникативных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяются действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Формирование и развитиеt коммуникативных учебных действий обеспечивают:
•    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•    постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•    разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•    умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации [Проект программы формирования УУД].
Одним из важнейших эффектов технологии АМОиМ является мотивация и визуализация. Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды. [Глава 6 «Процессы модерации»  Мотивация].
Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!
Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний. [Глава 5 «Процессы модерации» Визуализация].
Следующим положением технологии модерации является рефлексия. Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.
Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.
Завершения раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала. Совместно с визуализацией достигнутых на уроке результатов это позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения материала и быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению.
Необходимо на каждом уроке помнить о важности этой фазы модерации и сохранять возможности для полноценного ее проведения. Понимание материала в отличие от механического запоминания дает возможность обучающемуся гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно использовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечивает эффективное поведение человека в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окружения необходимо сгенерировать, сотворить. Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью современного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уделяется рефлексии. [Глава 8 «Процессы модерации» Рефлексия].
Программа развития универсальных учебных действий выделяет общеучебные универсальные действия, предполагающие  рефлексию способов  и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;   регулятивные действия,  обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий. [Проект программы формирования УУД].
Мы рассмотрели только некоторые эффекты технологии модерации и АМО и видим, что они полностью соответствуют требованиям новых Государственных Стандартов к реализации общей образовательной программы в области формирования и развития универсальных учебных действий. Теперь давайте рассмотрим практическую реализацию принципиальных положений технологии в работах участников Конкурса Активные методы работы в образовательном процессе, а также наиболее типичные ошибки, допущенные конкурсантами при планировании, проведении и анализе образовательных мероприятий.
При качественно разработанном образовательном мероприятии, нацеленном на формирование универсальных учебных действий обучаемых можно было получить где-то 30 баллов из 100 возможных. Оценивалось умение планировать УУД учителем. Уже на этом этапе конкурсанты теряли баллы, не уделяя должного внимания  пункту конспекта «Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия)».  Основными ошибками, допущенными конкурсантаме в ходе планирования мероприятия были:
формальный подход к планированию формирования УУД
подмена целей формирования УДД развивающими целями урока (развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности)
практические задачи урока дублировались в графе «Универсальные учебные действия..»
В ходе образовательного мероприятия учителем должно предусматриваться взаимодействие всех участников образовательного процесса, их интеракция для обеспечения эффективного обмена информацией. Именно при правильной организации интеракции формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Основными ошибками, допущенными конкурсантами в ходе образовательного мероприятия были:
некоторые конкурсные работы не предусматривали работу в группах
цели каждого этапа мероприятия прописаны, но из конспекта не видно, ставились ли эти цели перед обучаемыми
рефлексия процесса обучения происходит только на заключительном этапе «Подведение итогов», тогда как технология предусматривает постановку цели в начале каждого этапа образовательного мероприятия и анализ ее реализации в конце этапа, как учителем, так и участниками.
«Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса, как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия» [Глава 8 «Процессы модерации» Рефлексия].
Технология нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Учитель должен целенаправленно и планомерно формировать эти действия у обучаемых и сам должен владеть ими в полном объеме. Профессиональная компетентность учителя в полной мере раскрывается при самоанализе урока, который предусмотрен в конспекте в пункте «Дополнительная информация».
В графе «Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия» резонно было бы описать,  как планируемые практические цели обучения достигались при помощи выполнения таких-то практических задач и на таком-то  этапе образовательного мероприятия. Графа «Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО» предполагает  анализ  эффективности структуры образовательного мероприятия, предложенной технологией модерации и мониторинг образовательного процесса. «Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики. При планировании урока, необходимо уделить время формулированию критериев мониторинга образовательного процесса. учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.
Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.
Задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. Использование модерации позволяет еще в школе заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя в новых, взрослых условиях. [Глава 7 «Процессы модерации» Мониторинг образовательного процесса].
В графе «Обоснование целесообразности использования  АМО и технологии модерации  для  выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации)» предпочтителен анализ  ключевых процессов модерации и АМО  и оценка их эффективности в   формировании универсальных учебных действий и реализации практических целей, обозначенных  предметными  программными требованиями. При анализе некоторых конкурсных работ необходимо отметить формальный подход участников к самоанализу проведенного образовательного мероприятия, который должен был найти свое отражение в заполнении граф «Дополнительная информация». Некоторые параграфы не были заполнены или заполнены одним предложением. Мы все прекрасно пониманием, что анализ образовательного мероприятия, содержащийся в одном предложении не является глубоким, осмысленным анализом урока. Тщательно проведенный самоанализ урока развивает профессиональное критическое мышление учителя, позволяет видеть преимущества и недостатки образовательного мероприятия, полноту реализации целей и задач, эффективность использованных методов, приемов и форм работы.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть еще раз, что овладение технологией АМОиМ и использование ее в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.

Категория: Активные методы обучения, модерация и ФГОС | Добавил: Ирина (01.11.2011) | Автор: Гайдай Наталья Павловна E
Просмотров: 2735 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]