Пятница, 19.04.2019, 05:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Активные методы обучения, модерация и ФГОС

Активные методы обучения, модерация и ФГОС - часть 1
Современный мир характеризуется глубоко интеграционными процессами, в результате чего происходит стирание границ между государствами, образуются глобальные экономические зоны как, например, Европейский Союз. Еще одной характерной чертой современности является информатизация общества. Глобальная угроза наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире и от темпов этих изменений. Вследствие этих процессов происходит реформирование государственных систем. Система образования государств Европы  адекватно реагирует на изменения, происходящие в мире: идет развитие Болонского процесса, в рамках которого в  течение первых двух десятилетий 21 века в Европе должно быть создано единое образовательное пространство. Советом Европы разработана единая концепция школьного языкового образования для европейских стран, и выделено  пять базовых компетенций, необходимых сегодня выпускникам и специалистам:
1.    Социальная и политическая компетенции
2.    Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе
3.    Коммуникативная компетенция
4.    Компетенции, связанные с возникновением общества информации.
5.    Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь
Россия, стремящаяся интегрировать в мировое экономическое пространство, проводит ряд реформ, касающихся экономики,  права, всех сфер жизни человека и, конечно же, образования. Процессы, происходящие в европейской образовательной политике, развитие Болонского процесса во многом определяет содержание реформы образования в нашей стране, сроки внедрения государственных образовательных стандартов (ГОС) третьего поколения, их структуру, содержание и методологические подходы.
Важнейшей задачей стандартов нового поколения  является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между преподавателем и учащимся, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие методы преподавания. По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;  от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни;  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.[Проект программы формирования УУД].
Внедрение новых стандартов в образовательный процесс началось с начальной школы. ФГОС начального общего образования содержит требования к результатам освоения  основной образовательной программы не только предметной области, но и к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу и метапредметным результатам. К личностным результатам относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ФГОС содержит Примерную программу формирования универсальных учебных действий у  обучающихся на ступени начального общего образования и Примерную программу воспитания и социализации обучающихся.
ФГОС основного общего образования и проект ФГОСа среднего (полного) общего образования  также включают требования к предметным, личностным и метапредметным результатам освоения  основной образовательной программы.
Созданная Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 
 «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер [Проект программы формирования УУД].
Давайте посмотрим насколько технология АМОиМ реализует принципиальные положения Программы. В теоретических положениях технологии модерации в главе 3 «Процессы модерации» (начало) Интеракция»  указывается на то, чтобы достичь реальных успехов в школьном образовании, получить запланированные результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся должно быть организовано эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо сформировать малые группы, в которых осуществляется обмен информации между всеми участниками, то есть коммуникация. Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Изменение роли, принципов, способов организации и содержания образования естественным образом вызывает изменение форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия  [Глава 4 «Процессы модерации»  Коммуникация].
О необходимости организации групповой работы и коммуникации внутри группы указано в Программе. Для формирования и развития  коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем учащиеся должны интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, в Программе выделен блок «Познавательные универсальные  действия», который включает общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. К общеучебным универсальным относятся следующие действия по работе с информацией:
•    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
•    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•    умение структурировать знания;
•    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
•    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. [Проект программы формирования УУД].
Формированию информационной компетентности обучаемых технология АМОиМ уделяет пристальное внимание. Важность использования АМО в обучение связывается со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения.  Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.
Одним из направлений интенсификации обучения является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс.  Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Но и это еще не все возможности активных методов обучения.  Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.  А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.  [Эффекты АМО].
Продолжение следует...

Категория: Активные методы обучения, модерация и ФГОС | Добавил: Ирина (01.11.2011) | Автор: Гайдай Наталья Павловна E
Просмотров: 1814 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]