Среда, 23.01.2019, 02:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Активные методы обучения в образовател. процессе » Активные методы обучения, модерация и ФГОС

активные методы обучения как неотъемлемое условие реализации ФГОС НПО и СПО
В требованиях к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов, по которым вот уже второй год работает система начального и среднего профессионального образования сказано «…образовательное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий…».
Почему ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям очевидно: компетенции связаны с осуществлением какого-либо действия, формируются и проявляются они только в деятельности, поэтому компетентностный подход, на котором основан ФГОС, подразумевает переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности.
Исходя из определения компетенции, как «способности успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта…» приведенного в Словаре-справочнике современного Российского профессионального образования, компетенция является интегративной характеристикой, которая включает в себя следующие составляющие:
• профессиональные (объективно необходимые) знания: систематизированная информация о выполняемой деятельности, об ее условиях, объектах и субъектах. Необходимы для осознанного формирования умений, а также для вариативного применения алгоритма эффективной деятельности (как это все устроено?);
• профессиональные (объективно необходимые) умения: это набор «программ», позволяющих успешно реализовывать алгоритм эффективной деятельности (что, и насколько качественно и автоматизировано, необходимо уметь делать?);
• профессиональные психологические позиции, установки, требуемые профессией: понимание смысла осуществляемой деятельности, позитивное отношение к ней, уверенность в своих силах. Интегративными характеристиками компетенции с точки зрения установок являются мотивация и цель (как я отношусь к этой деятельности?, что она мне дает?, что я хочу добиться в результате?);
 личностные особенности обеспечивающие качество, а зачастую и саму возможность реализации всех выполняемых действий (каким мне нужно быть, чтобы успешно применять все необходимые навыки и умения?).
Две первые составляющие компетенции достаточно успешно формируются посредством традиционных образовательных технологий, ориентированных на воспроизведении и действиях по заданному алгоритму. А вот для реализации остальных составляющих как нельзя лучше подходят активные методы обучения. Приведу ряд аргументов.
Во-первых, активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность, активизируют мышление и поведение обучающихся, причем исподволь, незаметно для них самих. Таким образом, вынужденная активность (не может не делать) каждого обучающегося во всех ее проявлениях, сопоставима с активностью преподавателя.
Во-вторых, активным методам обучения присущи повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
В-третьих, одним из характерных признаков активных методов обучения является диалогичность. Условия диалога обеспечивается путем целенаправленного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений не только студента, но и преподавателя. В результате чего все участники образовательного процесса могут услышать, понять друг друга, выработать доступный язык общения, что позволит достичь запланированного результата.
В-четвертых, активные методы обучения способствуют интеграции процесса обучения и воспитания за счет групповой формы организации работы. Снимается ряд противоречий: внешняя стимуляция (не выучишь - не получишь стипендию!), заменяется внутренней мотивацией сотрудничества. Пассивно-созерцательная форма обучения заменяется на активно-деятельную. На смену психологическому дискомфорту (не разговаривать!, не подсказывать!) приходит непринужденное общение, а воспитательное взаимовлияние не пресекается, а наоборот приветствуется. Таким образом, работа в малых группах направлена на формирование навыков совместного решения проблем, распределения ролей, ответственности за результаты работы, так необходимых будущим руководителям среднего звена.
И последнее, давно известно, что новации приживаются только там, где они не противоречат, а развивают, модернизируют, совершенствуют традиции. Так вот, активные методы обучения органично вписываются во все известные организационные формы проведения занятий и подходят для любого возраста.
Например, вот как можно реализовать классический урок изучения нового материла со всеми присущими ему этапами с помощью активных методов обучения.
Итак, первым этапом идет организационный момент призванный привлечь внимание обучающихся, настроить их на дальнейшую работу. Вместо нудной переклички и призывов к вниманию предложите обучающимся какое-либо занимательное задание: загадку, ребус, анаграмму. В настоящее время средствами мультимедиа эти задания можно визуализировать, озвучить, при необходимости организовать поэтапные подсказки. Такое начало создает положительный эмоциональный настрой, задает нужный ритм и обеспечивает рабочий настрой. Рекомендую преподавателям дисциплин профессионального цикла использовать в качестве занимательных заданий профессиональные термины, таким образом, разминка будет одновременно и повторением.
Далее актуализация опорных знаний. Вместо традиционного опроса поиграйте с обучающимся в снежки. Для чего каждый вопрос напишите на отдельном листочке. Первый листочек скомкайте, заверните во второй, снова скомкайте и так далее. Игру в снежки начинает преподаватель и бросает образовавшийся «снежок» одному из обучающихся. Поймавший разворачивает верхний листок, зачитывает вопрос и отвечает на него самостоятельно, или с помощью товарищей. После ответа «снежок» летит к другому обучающемуся и так продолжается, пока все вопросы не исчерпаны, а «снежок» не растаял. Подобная форма проведения этапа повторения пройденного материала снимает синдром стрессовой ситуации при опросе, способствует здоровьесбережению, сохраняет положительный эмоциональный настрой.
Изложение нового материала можно организовать при помощи АМО «Стриптиз». Подходит для учебного материала, который нужно рассмотреть с разных позиций, точек зрения, описать по нескольким параметрам и так далее. Например, тема «Рабочие органы» из предметной области «Оборудование швейных предприятий» рассматривается по их назначению, месторасположению, форме и характеру движения. Все сведения сводятся в таблицу и печатаются на плакате. Плакат сворачивается в трубочку с обеих сторон таким образом, чтобы в центре была открыта только один столбец «Характер движения». Обучающимся предлагается определить какому рабочему органу соответствует тот или иной характер движения. После обсуждения плакат разворачивается еще на один столбец и так далее, пока вся таблица не открыта. При наличии интерактивной доски этот прием успешно реализуется посредством инструмента «Шторка». Подобный метод помогает превратить благодушных созерцателей или машинально переписывающих с доски «роботов» в заинтересованных, увлеченных, полноценных участников образовательного процесса.
Закрепить новый материал можно с помощью АМО «Воздушное письмо». Обучающиеся выбирают ведущего. Стоя спиной к аудитории, он крупно пишет по воздуху какое-либо слово (дату, формулу и пр.) — не меньше метра в диаметре. Все отгадывают его (при этом отгадывающие часто непроизвольно повторяют движения ведущего, что способствует запоминанию материала). Разумеется, отгадать слово может только тот, кто данное слово помнит. Но повторить движения, совершённые ведущим во время письма, захочет любой обучающийся, в том числе и самый слабый. А повторение, как известно – мать учения. Рекомендую избегать монотонности. В разнообразии способов написания должны быть интересные неожиданности. Например, воздушные письма выводить по воздуху можно не только рукой, но и головой, плечом и т.д.
Ну и наконец, подведение итогов урока. Вместо традиционных «Вопросы есть?», на которые обучающие так же традиционно отвечают «Вопросов нет!», предложите им поиграть в дартц. Подготовьте импровизированную мишень, где в центре написано «Все было понятно», дальше от центра «Остались вопросы», на периферии мишени «Много непонятного». И Вы получите объективную информацию о прошедшем уроке.
Конечно, не все так легко как кажется. Самое главное, преодолеть психологический барьер и осознать, что педагог сегодня уже не являются единственным источником знаний. Поэтому из «говорящей головы», транслирующей непреложные истины, он должен превратиться в режиссера образовательного мероприятия. Быть готовым к работе в условиях неопределенности, обладать повышенной стрессоустойчивостью, психологической открытостью, повышенной рефлексивностью, технологической гибкостью и умением перевоплощаться.
И если раньше преподаватель, придерживающийся личностно-ориентированной парадигмы и так уже был не просто транслятором, а модератором или тьютором, то теперь он отчасти становится фасилитатором для обеспечения успешной групповой коммуникации, отчасти коучем для прояснения целей и составления плана по их достижению и даже игротехником. Таковы веления времени. Ведь только посредством активно-деятельных технологий можно сформировать у обучающихся способность к анализу своих собственных знаний. Научить их поиску информации, применению полученных сведений для решения производственных задач, принятию ответственных решений в нестандартных ситуациях и готовности нести за них ответственность. То есть сформировать те самые профессиональные и общие компетенции, которые и являются результатом обучения в соответствии с ФГОС нового поколения.
Категория: Активные методы обучения, модерация и ФГОС | Добавил: kurbanova (13.09.2012) | Автор: Курбанова Ольга Михайловна E
Просмотров: 4429 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]