Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика. Внеклассные мероприятия |
Математическая сказка как средство познания себя
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ СЕБЯ Каждый ребенок по-своему талантлив, и задача школы – дать возможность учащимся попробовать себя в различных амплуа и раскрыть в себе таланты. Как учитель математики я организовала эту работу на базе 5-6 классов через составление и инсценировку математических сказок. На первом этапе этого проекта нам пришлось выяснить, какие виды сказок бывают, какие приемы и художественные особенности они имеют. Для решения этой задачи мы обратились к литераторам. На втором этапе мы с ребятами договорились, что наша математическая сказка должна быть обучающей, полезной и для других обучающихся. Тогда она должна не только содержать математические объекты, но и отражать их свойства, особенности. Мы выбрали определенную тему по математике. Ребята тщательно изучили и повторили материал по выбранной учебной теме. Затем я ребятам подсказала, что их фантазия получит еще больший простор, если они смогут использовать исторические сведения о выбранных ими математических объектах, или смогут применить их в театрализованной постановке сочиненной сказки. Собрав воедино идеи ребят, инициативная группа подкорректировала то, что получилось и придумала название сказке (посоветовавшись с литераторами). На следующем этапе мы приступили к постановке. Были отобраны: «артисты» среди желающих ребят, режиссер, костюмер и звукооператор. Выбрали еще и видеооператора, чтобы разместить запись на сайте лицея. (Еще 8 инициативных ребят). Нами была выбрана несложная математическая тема: правильные и неправильные дроби. Нам с ребятами удалось в содержании сказки отразить то, что у правильных дробей числитель меньше знаменателя, и на координатном луче они изображаются точками, расположенными левее единицы, а неправильные дроби имеют числитель больше или равный знаменателю и потому их изображение либо совпадает с единицей, либо расположено правее ее. Мы назвали сказку «Зазнайка на луче», используя прием аллюзии. В самой сказке применяли «одушевление неживой природы» и другие литературные «хитрости». При постановке сказки использовали исторические сведения о дробях: правильные дроби появились раньше и «пришли» к нам из Египта, поэтому костюмы для правильных дробей были в египетском стиле. А неправильные дроби появились позже и «пришли» из Европы, поэтому мы одели этих артистов в европейском стиле. Наделив «Единицу» человеческим пороком «зазнайки», мы подобрали ей чопорный костюм. А сказочника-автора снабдили волшебным цилиндром, плащем и палочкой. Подобрали музыку. Ребятам очень понравилась эта работа. На следующий год они индивидуально взялись за эту деятельность. (Еще 11 человек). Получился целый сборник математических сказок, одну из которых мы Вам и представляем. Возможно, кто-то из авторов наших сказок станет математиком, а кто-то - писателем. Кто-то уже нашел себя в работе с техникой. И то, и другое – хорошо. Главное, чтобы они «нащли» себя. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ЗАЗНАЙКА НА ЛУЧЕ» Жила-была в царстве Арифметики зазнавшаяся Единица. По праву первенства своего исторического появления по сравнению с дробями, она пользовалась правом сидеть в присутствии Королевы Арифметики. Любила Единица притеснять правильные дроби, и не стало им от неё житья. Они по-соседски с ней здоровались, а та нос задирала, чванилась и даже ответить не хотела. Однажды в воскресенье, когда на координатном луче было немногочисленно, вышла прогуляться Единица. Она как всегда очень важничала и не здоровалась с правильными дробями, которые чаще всего попадались ей на пути. А отправляла их “налево”, так как все они меньше единицы и их “дома” располагались левее её “дома”. Так ей встретилась правильная дробь 1/2. “Здравствуйте, Единица!” – сказала дробь. “Налево”, - указала Единица, не ответив на приветствие. Потом появились дроби 1/3; 1/4. “Здравствуйте!”- говорили они. “Налево”, - отвечала Единица, почти не глядя на них. Она помнила, что ещё со времён Древних египтян, все дроби в своей записи в числителе содержали только единицу. Правильные дроби обиделись на Единицу и решили обратиться за помощью к королеве Арифметике. Мудрая королева решила урезонить Единицу и послать к гордячке новых своих подданных – неправильные дроби. И вот однажды, на прогулке по координатному лучу, Единицу как молнией поразило! Навстречу ей шла дробь 5/4. Единица видела, что эта дробь больше неё и, не найдя слов от возмущения, она сказала: “Какая-то Вы странная, какая-то Вы неправильная!” “Да, я так и называюсь, неправильная дробь,” – ответила та. “У меня числитель больше знаменателя, и я живу на числовом луче правее Вас”. Но тут ещё подошла дробь 7/7. И сказала: “Я тоже неправильная, у меня числитель равен знаменателю, и я буду жить с вами в одном доме, но на 7-м этаже”. “А я – на третьем” – сказала дробь 3/3. “Так что, придётся вам теперь с нами здороваться!”- сказали дроби. Довольные дроби стали жить-поживать, каждый на своём этаже. Тут и сказке конец. | |
Просмотров: 1598 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |