Среда, 18.10.2017, 21:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика

Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности по предмету математика Формирование универсальных учебных действи
Формирование универсальных учебных действий
в рамках урочной деятельности по предмету математика

Авторы: учителя МАОУ Самарского
медико-технического лицея
Черевиченко Лариса Александровна,
Зайчикова Юлия Вячеславовна,
Романькова Татьяна Михайловна.

Учитывая государственные, социальные, личностные потребности и интересы на данном этапе развития современного общества осуществляется модернизация российской системы образования, в том числе разрабатываются и вводятся новые образовательные стандарты второго поколения, в основе разработки которых лежит создание условий для формирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоение, т. е. умения учиться.
Сейчас можно найти достаточное количество пособий для учителей, в которых раскрываются ключевые положения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Но, пожалуй, мало практических советов, методических разработок, позволяющих педагогам более внятно разобраться в применении теоретических основ на практике, разобраться в том, что должно измениться в деятельности учителя-предметника в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.
На наш взгляд, учителей пугает именно эта неизвестность.
На примере данного урока мы хотим продемонстрировать наше видение организации учебной деятельности в соответствии с новыми требованиями в российском образовании.
По нашему мнению, каждый педагог, работающий с учащимися должен обладать исчерпывающей информацией о психолого-педагогических особенностях класса, которую должен получить в самом начале работы с классом от работников психологических служб, от классного руководителя класса, а также от учителя, работающего с учащимися в начальной школе.
Подбирая материал для разработки данного урока, выбирая формы и методы взаимодействия с учащимися, учитывались психолого-педагогические особенности класса.
Коллектив учащихся 6 класса состоит из 14 девочек 11 мальчиков, 1998-1999г. рождения. Дети обладают большим умственным потенциалом. Они позитивно относятся к учебе, любознательны, работоспособны.
В классе есть группа ребят (26%) с уровнем развития интеллекта выше среднего и высоким,28% детей с преобладанием левополушарного типа восприятия, 42% имеют правополушарное мышление и 30% смешенного типа.
Урок построен с учетом этих особенностей. На уроке есть возможность проявить как логику, так и творчество. Большинство заданий требуют творческого подхода, опирающегося на изученный математический аппарат.
Среди детей наблюдается больше кинестетиков, поэтому включены задания, где ребята перемещаются, двигаются, работают руками.
Для визуалов и аудиалов продумана подача материала, а именно: учитель не только проговаривает задания, но и наглядно представляет его на слайдах электронной презентации.
Способность анализировать, классифицировать, еще слабо развита у учащихся, поэтому ряд упражнений, в рамках урока, направлен именно на развитие этих функций мышления.
Эмоциональный фон коллектива очень яркий и неординарный. В целом атмосфера в классе доброжелательная, однако, не хватает навыков работы в коллективе, единства класса. Не всегда ребята прислушиваются к мнениям друг друга. Классный руководитель обозначает такую проблему, как не умение договариваться.
С учетом этих психолого-педагогических особенностей класса был разработан и успешно апробирован интегрированный урок-игра «Математическое сражение» по теме «Положительные и отрицательные числа», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. Урок по своей продолжительности рассчитан на 90 минут (2 урока по 45 минут).
Цель урока
Организовать учебную деятельность учащихся путем интеграции предметов при закреплении учебного материала и выработки универсальных учебных действий у учащихся.

Задачи урока
Обучающие:
• повторение пройденного изученного материала по теме «Положительные и отрицательные числа»;
• совершенствование знаний, умений и навыков учащихся при решении заданий различного характера;
• расширение кругозора учащихся через использование дополнительных источников информации.

Развивающие:
• развитие способности к анализу и синтезу;
• развитие продуктивного мышления;
• развитие практического применения умений и навыков,
полученных на уроке.

Воспитательные:
• воспитание патриотических чувств;
• воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности;
• повышение мотивации к обучению;
• формирование культуры речи и оформления письменных отчётов о проделанной работе.

Знания, умения, навыки и качества, подлежащие приобретению или актуализации учащимися в рамках урока
В ходе урока учащиеся закрепляют знания, умения, навыки в рамках предметной деятельности, иными словами закрепляют специальные учебные действия, такие как:
• выполнение арифметических действий с положительными и отрицательными числами;
• раскрытие скобок, приведения подобных слагаемых;
• решение уравнений и задач с помощью уравнений.
В ходе урока закрепляются знания, умения, навыки, позволяющие сформировать универсальные учебные действия:
• личностные (жизненное, личностное самоопределение; дейсвия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся; а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях),
• регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона; целеполагание; планирование, составление плана и последовательности действий; коррекция; оценка),
• познавательные, включая общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и результатов деятельности; умение структурировать знания; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно, сжато передавать содержание текста; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности) и логические (анализ объектов, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов);
• коммуникативные (постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка);

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Модуль числа, действия с положительными и отрицательными числами, раскрытие скобок и решение уравнений, решение задач с помощью уравнений.

Необходимое оборудование, материалы
• раздаточный материал обучающего характера,
• интерактивная мультимедийная система,
• компьютерная презентация,
• наградной материал,
• ватманы,
• маркеры,
• визитные карточки членов жюри,
• ключи ответов для членов жюри,
• звезды, квадраты и круги, грамоты.
Предварительная подготовка к уроку
1. Класс разбивается на команды (армии).
2.Командующие армиями определяются учителем, происходит формирование команд путем последовательного отбора учащихся капитанами команд.
3. Каждая команда получает до игры свое название:
• «Армия генерала Барклая де Толли»,
• «Армия генерала Багратиона»,
• «Армия генерала Тормасова».
4. Члены команды (учащиеся) должны приготовить презентацию – рассказ о своих генералах на 3 мин, придумать свой девиз.
5.Учитель заранее готовит:
• компьютерную презентацию с заданиями и ключами ответов (приложение 2);
• индивидуальные задания для учащихся;
• наградные дипломы для команд и их капитанов,
• звезды, кружочки и квадратики для рефлексии;
• бланки протоколов для работы жюри,
• визитные карточки членов жюри.

На данном уроке учитель-предметник выступает в роли ведущего игры под названием «Математическое сражение». В ходе всего учебного мероприятия ему помогают члены жюри, в состав которого входят как учителя математики, так и учитель истории, а также учащиеся старших классов. Все действия осуществляются в соответствии с указанным ниже ходом урока (подробный конспект урока с указанием универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе урока, предоставлен в приложении 1).
Ход урока
№ п/п Этап урока Цели и задачи Время
I. Начало образовательного мероприятия
1 Инициация. Знакомство участников игры с членами жюри, разработка и принятие правил поведения во время игры. 4 мин.

2 «Строевой смотр»
Представление своей команды, воспитание патриотических чувств, расширение кругозора учащихся через использование дополнительных источников информации. 10 мин.
3 «Ход сражения»
Визуализация результатов игры 1 мин.
II. Работа над темой
4 «Разминка» Проверить степень подготовленности каждого члена команд, актуализация знаний по теме «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами. Возведение в степень».
6 мин.
5 «Дуэль» Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся при решении заданий различного характера,
развитие способности к анализу и синтезу, формирование чувства личной ответственности за итоги работы команды; формирование культуры речи.
10 мин
6 «Первое сражение» Повторение пройденного изученного материала по теме «Положительные и отрицательные числа»; совершенствование знаний, умений и навыков учащихся при решении заданий различного характера; формирование культуры оформления культуры речи и письменных отчетов о проделанной работе.

14 мин
Отдых во время перемены
7 «Разведка и сражение с уравнениями» Активизация познавательной деятельности учащихся, совершенствование знаний, умений и навыков учащихся при решении заданий различного характера; развитие способности к анализу и синтезу; воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности, воспитание патриотических чувств, расширение кругозора учащихся за рамки предмета математики.
13 мин.
8 «Конкурс капитанов и сражение с задачами» Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся при решении заданий различного характера; развитие продуктивного мышления; развитие практического применения умений и навыков, полученных на уроке; повышение мотивации к обучению; формирование культуры речи и оформления письменных отчётов о проделанной работе.

12 мин
III. Завершение образовательного мероприятия
9 «Ложный маневр» Переключение вида деятельности учащихся, расширение кругозора детей за рамки школьной программы.
5 мин.
10 «Экскурс в историю» Эмоциональная и физическая разрядка учащихся, расширение кругозора учащихся за рамки учебного материала предмета математики. 3 мин.
11 «Перегруппировка» Оценка степени заинтересованности учащихся предлагаемым уроком.
7 мин.
12 «Парад звезд» Подведение итогов игры.
5 мин.

По окончании выполнения каждого задания члены компетентного жюри в составе старшеклассников и учителей-предметников проверяют результаты работы учащихся (как индивидуальных и групповых).
В это же время ведущий (учитель), используя интерактивную доску, показывает учащимся решение каждого задания. Аналогичные действия осуществляются по окончании каждого задания.
На встрече с экспертом (учителем истории) дети знакомятся с информацией о том, как проходило Бородинское сражение, какое особое значение имело отступление французских войск в этом сражении для эмоционального настроя российских воск и каково дальнейшее развитие событий Отечественной войны 1812 года.
Следует отметить, что это урок успешно апробирован и получил высокую оценку со стороны коллег учителей-предметников, а также учащихся.
На наш взгляд, методическая ценность данной разработки урока заключается в следующем:
• в соответствии методической разработки ФГОС второго поколения,
• в компиляции заданий различного характера, а также различных видов деятельности учащихся,
• в возможности использования предложенных материалов не только в рамках урочной деятельности, но и во внеурочной деятельности (например, во время предметной декады по математике),
• в создании условий для формирования и развития патриотических чувств на примере подвига участников Отечественной войны 1812 года в связи с 200-летием этих событий.
Будем рады, если наша работа вызовет интерес и поможет коллегам при организации своей деятельности и деятельности учащихся.

Используемая литература
• 1. Ильин Е.П. « Мотивация и мотивы».- СПб.:Питер, 2004, с 344.
• 2. В.Г.Коваленко «Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя». – М.: Просвещение, 1960г.
• 3. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное
воспитание» 1966г. №3
• 4. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. :–1987г.
• 5. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. — Москва, 1980. — 414 с.
• 6. Смыкалова Е.В. «Сборник задач по математике для учащихся 6 класса».- СПб:СМИО Пресс, 2003 г.
• 7. Л.В. Гончарова «Предметные недели в школе. Математика».-Изд. «Учитель», г.Волгоград, 2001 г.
• 8. Альхова З.Н., Макеева А.В. «Внеклассная работа по математике».-Саратов, «Лицей»,2002 г.
• 9. Власова Т.Г. «Предметная неделя математики в школе».- Ростов н/Д, «Феникс», 2006 г.
• 10. Фарков А.В., «Внеклассная работа по математике. 5-11 классы».- М: Айрис-пресс, 2007 г.
• 11 «Примерные программы основного общего образования. Математика.- М.: Просвещение, 2009г. (Стандарты второго поколения).
• 12. Асмолов А.Г,, Бурменская Г.В., Володарская И.А. , Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. «Формирование универсальных учебных действийв основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2001 г.
• 13. Ершова А.П., Голобородько В.В. «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса».- М.: ИЛЕКСА, 2009 г.
• 14. А. Ишимова Большая энциклопедия «История России». – М.: «Олма-пресс», 2002 г.
• 15. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика. 6 класс.»- М.: «Ювента», 2010 г.
• 16. Т.Ф. Панина, Л.Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения». - М.: Академия, 2008 г.

Источники информации
• 1. http//www.moi-amour.ru/,
• 2 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=254
• 3. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=64269
• 4. Мальчик с указкой
http://part181-page77.pluspicture.ru/img129980.html
Категория: Математика | Добавил: hjvfymrjdf (02.06.2012) | Автор: Романькова Татьяна Михайловна E
Просмотров: 1238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]