Среда, 23.01.2019, 02:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Урок-презентация в 7 классе «Что изучает физика?»
Цель урока:
Заинтересовать учащихся содержанием нового предмета посредством демонстрации физических явлений и опытов.
Развивать умения самостоятельно добывать знания.
Формировать научное мировоззрение.
Задачи урока:
Организовать показ демонстрационных опытов.
Организовать работу в группах.
Организовать «мозговой штурм».
Оснащение урока:
Мультимедийный проектор, слайдовая презентация (Приложение 1: pril_1.ppt), подборка текстов, раскрывающих понятия «физическое тело», «вещество», «материя» (Приложение 2: pril_2.doc), 3 ручки, 3 листа бумаги А4, граненый стакан, кусок фанеры (150х150 мм), гиря массой 10 кг, 7 стеклянных пластинок размером 100х70 мм, стеклянная пластинка размером 120х90 мм, медицинская резиновая перчатка, нить для перевязки перчатки, колокол воздушного насоса, вакуумный насос Комовского, тонкий лист плотной бумаги, доска с ровной поверхностью, круглодонная колба большой вместимости, резиновая пробка с пропущенной через нее небольшой стеклянной трубкой (конец трубки, находящийся в колбе, должен иметь отверстие диаметром 1—2 мм), резиновая трубка с винтовым зажимом, сосуд с подкрашенной водой, клубень картофеля диаметром 5-7 см, стеклянный цилиндрический сосуд диаметром 10-12 см и высотой 20-25 см, диски из фанеры и бумаги диаметром 10 см, фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп.

ХОД УРОКА


I. Инициация. Время проведения – 2 минуты.
Метод «Что где расположено»
Цель: Знакомство с кабинетом физики.
Участники: Все ученики.
Проведение: УЧИТЕЛЬ:
- Здравствуйте! Мы собрались в новом для вас кабинете: кабинете физики. Повернитесь, кто сидит справа направо, кто слева – налево. За полминуты внимательно рассмотрите все, что попадает в ваше поле зрения. Повернитесь друг к другу лицом и поделитесь тем, что запомнили.

II. Вхождение в тему. Время проведения – 2 минуты.
УЧИТЕЛЬ: - Вокруг нас происходит множество интересных явлений. Еще издревле человек проявлял любопытство к изменяющемуся вокруг миру, и пробовал объяснить наблюдаемые явления. Сегодня мы начинаем изучать новый для вас предмет.
Слово «физика» происходит от греческого слова physis, что значит «природа». В связи с этим, попробуйте ответить на вопрос нашей темы «Что изучает физика?». (Приложение 1. Слайд 1)
Выражения записываются на доске.

III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 2 минуты.
УЧИТЕЛЬ: - Таким образом, мы выяснили, что физика является наукой о природе.
В русском языке слово «физика» появилось благодаря великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. (Приложение 1. Слайд 2)
Первыми физиками были древнегреческие философы, жившие еще до нашей эры. Самым известным из них был Аристотель (384 – 322 до н.э.), именно он ввел в научный обиход термин «физика».
Я употребил слово «термин». Кто может объяснить значение этого понятия?
Термины - специальные слова, которыми пользуются в науке для краткости, определенности и удобства. (Приложение 1. Слайд 3)
Некоторые физические термины, такие как «электричество», «энергия», «сила» и другие, прочно вошли в нашу разговорную речь.

IV. Проработка содержания темы. Время проведения – 35 минут.
Метод «Мозговой штурм»
Цель: Дать определение терминам «физическое тело», «вещество», «материя».
Участники: Все ученики.
Время проведения: 6 минут.
Материалы: подборка текстов, раскрывающих понятия «физическое тело», «вещество», «материя». Ручка и лист бумаги.
Проведение:
Ученики делятся на три равных по возможностям группы. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются подборки текстов о толерантности (Приложение 2).
УЧИТЕЛЬ: - В течение двух минут вам необходимо познакомиться с материалами подборок и за последующие три минуты сформулировать и записать ответы на вопросы: «Что такое физическое тело?», «Что такое вещество?», «Что такое материя?», выбрав при этом того, кто этот ответ представит.
Работа в малых группах. По окончании – представление ответов. Корректировка определение терминов (Приложение 1. Слайд 4).
УЧИТЕЛЬ: - Обратил ли кто внимание, что было написано кроме темы на первом слайде? («От живого созерцания к осмыслению и практическому действию») (Приложение 1. Слайд 1). В этом небольшом выражении заключен большой смысл: сначала мы наблюдаем, затем устанавливаем законы, а затем эти законы применяем.
Наблюдать физические явления и их исследовать можно в специальных, называемых лабораторными, условиях. В этих условиях можно моделировать различные явления, проводя физические опыты. Но, прежде чем этим заниматься, необходимо знать правила, соблюдение которых предотвратят нанесение вреда нашему организму. При знакомстве с кабинетом, вы обратили внимание на стенд «Техника безопасность». На этом стенде собраны все инструкции по безопасности, с которыми мы будем знакомиться в процессе работы в кабинете. Сегодня мы рассмотрим общую инструкцию по технике безопасности в кабинете физики. Выполнение этой инструкции обязательно для присутствующих в кабинете.
Изучение инструкции по охране труда при работе в кабинете физики.
Итак, узнав правила безопасности, мы можем провести несколько исследований.
Демонстрации
1. На граненый стакан положена фанерная доска с тяжелым грузом (гирей массой 10 кг). Ученику предлагается разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире. Где вы наблюдали аналогичное явление?
2. Свешивающийся конец листка берется в одну руку, а ребром ладони другой руки производится резкий удар по нему. При этом листок выдергивается, а стакан остается.
3. Стеклянные пластинки протираются влажной тряпкой и складываются стопкой, при этом пластины следует плотно прижимать друг к другу. Сверху должна быть пластинка большего размера. Осторожно поднимая верхнюю пластинку, наблюдаем, что поднимается вся стопка.
4. Медицинская резиновая перчатка с небольшим количеством воздуха плотно перевязывается ниткой. Перчатка кладется на тарелку под колокол воздушного насоса и откачивается воздух. Перчатка начинает раздуваться и шевелиться, как будто «живая».
5. Стакан с водой накрывается тонким листом плотной бумаги и доской с ровной поверхностью и переворачивается. Лист бумаги выдергивается, стакан аккуратно приподнимается, вода не выливается из перевернутого стакана.
6. Берется круглодонная колба большой вместимости. В ее горлышко плотно вставляется резиновая пробка с пропущенной через нее небольшой стеклянной трубкой. На стеклянную трубку надевается резиновая, а на нее – винтовой зажим. Перед опытом колба присоединяется к насосу Комовского и из нее откачивается воздух, резиновая трубка пережимается зажимом. Колба отсоединяется от насоса и конец трубки опускается в сосуд с подкрашенной водой. При снятии зажима наблюдается фонтан.
7. Клубень картофеля опускается в стеклянный цилиндрический сосуд, наполовину заполненный водой. Клубень плавает на поверхности. Что будет с клубнем, если подлить в сосуд воды? Обычно отвечают, что он всплывет. Подливая осторожно воду через воронку по стенке сосуда, пока он не наполнится, наблюдаем, что клубень остается на прежнем уровне (высоте).
Метод «Исследователи»
Цель: Приобщать учащихся к исследовательской деятельности.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 6 минут.
Материалы: диски из фанеры и бумаги диаметром 10 см.
Проведение:
Ученики делятся на три равных по возможностям группы. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для проведения исследований.
УЧИТЕЛЬ: - В одну руку возьмите бумажный диск, в другую – фанерный и предоставьте им возможность свободно падать с одной и той же высоты.
Затем, положите бумажный диск на фанерный и дайте им возможность свободно падать. Повторите опыт три раза.
Поделитесь своими наблюдениями.

V. Подведение итогов. Время проведения – 3 минуты.
УЧИТЕЛЬ: - Изучая законы физики, вы сможете объяснить многие, пока вам непонятные, явления. А объяснить увиденное вами сегодня мы уже сможем в этом году.
Метод «Цветок»
Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом.
Участники: все ученики.
Время проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп..
Проведение: Каждый ученик оценивает только участников своей группы. Разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал мало, синий – средний вклад, зеленый – сделал достаточно, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы.
По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу.
Делаются выводы о работе учеников и групп на уроке.

VI. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута.
§1-3, ответить на вопросы к параграфам (Приложение 1. Слайд 2).

Литература:
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.

Приложение: http://amo.letitbit.net/downloa....ip.html
[b]
Категория: Физика | Добавил: boris (18.08.2012) | Автор: Затынайченко Борис Дмитриевич E W
Просмотров: 4963 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]