Вторник, 22.01.2019, 14:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Урок физики в 7 классе по теме «Строение вещества. Молекулы»
Тема урока: Строение вещества. Молекулы
Цель урока:
Сформировать представление о строение вещества на основе данных, полученных в результате исследовательской деятельности.
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывать культуру взаимодействия в группах.
Оснащение урока:
шарики из воска и каучука; лист белой бумаги (1/2 листа А4), 5 мл спирта; мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого ка¬лия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка;, колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка; дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пин¬цет; пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с хо¬лодной водой; пузырек из-под шампуня, медицинский шприц; карточки с описанием исследовательских работ (Приложение 1: pril_1.doc); карточки с задачами (Приложение 2: pril_2.doc); наборы карточек с изображенными баллами («5» на зеленом фоне, «4» на синем фоне, «3» на красном фоне) по количеству участников группы, кластеры для наборов карточек.
ХОД УРОКА

I. Инициация. Время проведения – 3 минуты.
Метод «Перекличка»
Цель: Организовать работу класса, создав атмосферу непринужденности.
Участники: Все ученики.
Проведение:
УЧИТЕЛЬ:
- Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем урок физики. Доложите о готовности к уроку!
УЧЕНИКИ называют свои фамилию и имя и рапортуют: «К занятию готов!».

II. Вхождение в тему. Время проведения – 2 минуты.
УЧИТЕЛЬ: - Все окружающее человека: вода, воздух, почва, деревья – обладают своими свойствами. Объекты отличаются по форме, цвету, запаху, у них различные свойства.
Две маленькие капли воды сливаются в одну, но в то же время два стальных шарика при ударе отскакивают друг от друга.
Тема нашего урока «Строение вещества. Молекулы».

III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 3 минуты.
Метод «Проблемные вопросы»
Цель: Заинтересовать учеников предстоящим содержанием темы урока.
Участники: Все ученики.
Проведение:
УЧИТЕЛЬ: - Давайте попробуем ответить на вопросы (на доске):
Почему каучук упругий, а воск мягкий? (Демонстрируются свойства шариков из воска и каучука.)
Куда исчез спирт? (Демонстрируется исчезновение спиртового пятна с листа бумаги.)
УЧЕНИКИ выдвигают предположения, отвечая на вопросы.
УЧИТЕЛЬ: - Скажите, отвечая на вопросы, вы были уверены в правильности ответов или предполагали?
УЧИТЕЛЬ: - Как иначе называются предположения в науке? (Гипотеза.)
УЧИТЕЛЬ: - Таким образом, вы выдвинули ряд гипотез. И на сегодняшнем уроке мы эти гипотезы проверим.

IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 17 минут.
Метод «Исследователи»
Цель: Развивать навыки исследовательской деятельности.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 6 минут.
Материалы: мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого ка¬лия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка;, колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка; дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пин¬цет; пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с хо¬лодной водой; пузырек из-под шампуня, медицинский шприц; карточки с описанием исследовательских работ (Приложение 1).
Проведение:
УЧИТЕЛЬ: - Сегодня перед нами стоит трудная задача. На самом первом уроке мы ввели понятие вещество. Нам предстоит получить данные, проведя исследования, и на основании этих данных сформировать представление о строение вещества и о причинах отдельных явлений природы. То есть проделать путь от опытных фактов через размышления к научной гипотезе. Проверяя гипотезу на различных фактах, решая задачи, мы объявляем ее ИСТИНОЙ, если она подтверждается. Именно такой метод используется в науке.
УЧЕНИКИ делятся на три равных по возможностям группы. В каждой группе выбирается экспериментатор, теоретик, лаборант. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для проведения исследований. Проводятся исследования согласно описаниям, представленным в карточках 1-3. (Приложение 1)
После окончания исследований, лаборанты возвращают оборудование на демонстрационный стол и помогают учителю расставить его так, чтобы результаты были видны всему классу. Опыты по карточкам 4-5 демонстрируются всему классу в процессе общего обсуждения.
Обсуждение проходит в форме докладов экспериментатора и теоретика.
УЧИТЕЛЬ помогает формулировать все основные мысли.
После выступления учеников первой группы делается вывод, что вещество состоит из мельчайших частиц.
УЧЕНИКИ записывают определение понятия «молекула»:
Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.
УЧИТЕЛЬ обращает внимание на сохранение молекулой основного свойства вещества: «Молекула марганцовки – розовая, а молекула сахара – сладкая».
Обсуждение последующих опытов не прерывается учителем, но после каждого объяснения он подчеркивает способность вещества в любом состоянии расширяться и сжиматься.
После окончания докладов обсуждается вопрос, как же упакованы молекулы, если вещество может расширяться и сжиматься. Обычно возникают две версии:
- расширяются сами молекулы;
- увеличиваются расстояния между молекулами.
УЧИТЕЛЬ помогает выбрать нужную гипотезу, объясняя несостоятельность другой.
УЧИТЕЛЬ: - Теперь, когда мы выдвинули гипотезу, надо проверить ее, попытаться объяснить с ее помощью различные факты.

V. Проработка содержания темы. Время проведения – 12 минут.
Метод «Мозговой штурм»
Цель: Объяснить отдельные явления на основе сформированного представления о строение вещества.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 6 минут.
Материалы: карточки с задачами (Приложение 2).
Проведение:
Ученики делятся на три равных по возможностям группы. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются тексты задач (Приложение 2).
После обсуждения выслушиваются ответы.
УЧИТЕЛЬ корректирует ответы, добиваясь употребления физической терминологии: «все вещества состоят из молекул», «между молекулами существуют промежутки» и т.д.

VI. Разминка. Время проведения – 4 минут.
Метод «Пойми нас»
Цель: Стабилизировать эмоциональный фон учащихся.
Проведение:
Ученики разбиваются на группы по 3 человека. Два ученика загадывают объект и, используя язык жестов, описывают его. Задача третьего – угадать, о чем речь. Меняются ролями по очереди.

VII. Подведение итогов. Время проведения – 3 минуты.
УЧИТЕЛЬ: - Сегодня мы убедились, что сами можем многого добиться, пользуясь методами физики: опыты, размышления приводят нас к гипотезе, с по¬мощью которой мы объясняем происходящие вокруг нас явления.
Метод «Оценка»
Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом.
Участники: все ученики.
Время проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: наборы карточек с изображенными баллами («5» на зеленом фоне, «4» на синем фоне, «3» на красном фоне) по количеству участников группы, кластеры для наборов карточек.
Проведение: Каждый ученик оценивает только участников своей группы и себя, передавая карточки с изображенными баллами. Ученики демонстрируют карточки. Учитель при необходимости вносит коррективы и комментирует свою точку зрения. Выставляются оценки.

VIII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута.
§7, 8, ответить на вопросы к параграфам.

Литература:
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

Приложение: http://amo.letitbit.net/downloa....ip.html
Категория: Физика | Добавил: boris (17.09.2012) | Автор: Затынайченко Борис Дмитриевич E W
Просмотров: 3067 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]