Среда, 23.01.2019, 03:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Урок физики в 7 классе по теме «Механическое движение»
Тема урока: Механическое движение
Цель урока:
Сформировать понятие механического движения на основе данных, полученных в результате наблюдений.
Развивать аналитическое мышление.
Воспитывать культуру взаимодействия в группах.
Оснащение урока:
мультимедийный проектор, слайдовая презентация с интерактивным плакатом «Равномерное движение» (Приложение 1: pril_1.pps); модель автомобиля; подвижные блоки на ручке, листы А4, мягкие графитовые карандаши; карточки с описанием исследовательских заданий (Приложение 2: pril_2.doc); карточки с задачами для блицтурнира (Приложение 3: pril_3.doc); листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп-троек, красный, синий и зеленый маркеры.
ХОД УРОКА

I. Инициация. Время проведения – 3 минуты.
Метод «Перекличка»
Цель: Организовать работу класса, создав атмосферу непринужденности.
Участники: Все ученики.
Проведение:
УЧИТЕЛЬ:
- Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем урок физики. Доложите о готовности к уроку!
УЧЕНИКИ называют свои фамилию и имя и рапортуют: «К занятию готов!».

II. Вхождение в тему. Время проведения – 2 минуты.
Метод «Ассоциативный ряд»
Цель: Выявить ключевое слово темы урока.
Участники: Все ученики.
Оснащение: фотографии движущихся тел. (Приложение 1: Слайд 1)
Проведение:
УЧИТЕЛЬ: - Посмотрите на картинки. Каким словом их можно объединить?
УЧЕНИКИ: - Движение.
УЧИТЕЛЬ: - Тема нашего урока «Механическое движение». (Приложение 1: Слайд 2)

III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 3 минуты.
Метод «Проблемный полилог»
Цель: Заинтересовать учащихся содержанием темы урока.
Участники: Все ученики.
Оснащение: фотографии тела с различным масштабированием. (Приложение 1: Слайд 3)
Проведение:
УЧИТЕЛЬ: - Фотосъемка тела производилась цифровым фотоаппаратом с использованием функции зумирования. Скажите, двигалось ли тело, во время съемки?
УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ, в результате обсуждения, делают вывод, что однозначно можно было бы ответить на вопрос, если бы рядом присутствовало хотя бы еще одно тело.

IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 21 минута.
Метод «Проблемный полилог»
Цель: Организовать работу класса на решение проблемной задачи по определению понятия механического движения.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 3 минуты.
Оснащение: модель автомобиля.
Проведение:
УЧИТЕЛЬ подталкивает модель автомобиля по демонстрационному столу и перемещается вместе с ним.
- Что вы увидели?
УЧЕНИКИ: - Автомобиль переместился.
УЧИТЕЛЬ: - Как же он переместился, если он как был напротив меня так и остался?
УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ ведут обсуждение в результате которого делается заключение, что о движении тела можно судить, только указав, относительно каких тел рассматривается движение.
УЧИТЕЛЬ: - Так что же мы назовем механическим движением?
В результате обсуждения формулируется определение понятия механического движения:
Механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
УЧИТЕЛЬ: - Одно из тел является телом отсчета. Оно выбирается произвольно. Это может быть неподвижное относительно земли тело (столб, дом), но может быть и движущееся (автомобиль, течение реки).
При рассмотрении механического движения мы всегда указываем, от¬носительно какого тела рассматривается движение.
В природе нет тел, находящихся в абсолютном покое. Дом, непод¬вижный относительно земли, движется вместе с Землей относительно Солнца и т.д.
Линию, вдоль которой движется тело или точка тела, будем называть траекторией. (Приложение 1: Слайд 4)
Метод «Исследователи»
Цель: Развивать навыки исследовательской деятельности.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 7 минут.
Материалы: подвижные блоки на ручке, листы А4, мягкие графитовые карандаши, карточки с заданиями (Приложение 2).
Проведение:
УЧЕНИКИ делятся на группы по три человека. В каждой группе выбирается экспериментатор, теоретик, лаборант. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для проведения исследований.
УЧИТЕЛЬ: - Отметьте на боковой поверхности блока на максимальном удалении от оси карандашом точку. Перекатывая блок по поверхности пронаблюдайте как движется точка относительно оси вращения блока, а затем относительно поверхности. Зарисуйте траектории движения для этих двух случаев.
УЧЕНИКИ выполняют задания, обсуждают результаты.
Вывод: форма траектории зависит от тела отсчета, отно¬сительно которого рассматривается движение.
УЧИТЕЛЬ: - Длина траектории называется пройденным путем. За единицу прой¬денного пути принят 1 м. Производными единицами пути являются 1 мм, 1 см, 1 дм, 1 км.
Метод «Интерактивный плакат»
Цель: Дать определение равномерного движения.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 7 минут.
Материалы: интерактивный плакат «Равномерное движение». (Приложение 1: Слайды 5-9)
Проведение:
УЧИТЕЛЬ:
- Рассмотрите движение автомобиля. Постарайтесь ответить на вопрос:
- Равные или неравные пути проходит автомобиль за одинаковые промежутки времени?
УЧЕНИКИ высказывают свои мнения.
После проверки – определение: Равномерным называется движение, при котором тело за одинаковые промежутки времени проходит равные пути.
УЧИТЕЛЬ: - А какое движение назовем неравномерным?
УЧЕНИКИ: - Движение, при котором тело за одинаковые промежутки времени проходит не равные пути.

V. Проработка содержания темы. Время проведения – 12 минут.
Метод «Блицтурнир»
Цель: Закрепить изученный материал.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: карточки с задачами (Приложение 3).
Проведение:
Группы остаются теми же. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются тексты задач (Приложение 3).
Каждая группа выбирает капита¬на. Перед каждым заданием капитаны команд вытаскивают, не глядя, карточку с задачей. Далее все члены команды обсуждают решение и оформляют его в тетрадях.
После подготовки командиры команд задают свои вопросы перекрестно другим командам. Обсуждаются ответы.
Выполняется задание для всех групп.
УЧИТЕЛЬ корректирует ответы, добиваясь употребления физической термино¬логии.

VI. Подведение итогов. Время проведения – 3 минуты.
Метод «Цветок»
Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом по достижению целей урока.
Материалы: листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп-троек, красный, синий и зеленый маркеры.
Проведение: Каждый ученик оценивает только себя и участников своей группы, разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал достаточно, синий – средний вклад, зеленый – сделал мало, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы.
По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера участника и вокруг сектора группы тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу.
Делаются выводы о работах групп и отдельных учеников, выставляются оценки.

VII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута.
§13, 14, упр. 3.

Литература:
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

Приложение: http://amo.letitbit.net/downloa....ip.html
Категория: Физика | Добавил: boris (29.09.2012) | Автор: Затынайченко Борис Дмитриевич E W
Просмотров: 3655 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]