Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика |
Урок физики в 7 классе по теме «Механическое движение»
Тема урока: Механическое движение Цель урока: Сформировать понятие механического движения на основе данных, полученных в результате наблюдений. Развивать аналитическое мышление. Воспитывать культуру взаимодействия в группах. Оснащение урока: мультимедийный проектор, слайдовая презентация с интерактивным плакатом «Равномерное движение» (Приложение 1: pril_1.pps); модель автомобиля; подвижные блоки на ручке, листы А4, мягкие графитовые карандаши; карточки с описанием исследовательских заданий (Приложение 2: pril_2.doc); карточки с задачами для блицтурнира (Приложение 3: pril_3.doc); листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп-троек, красный, синий и зеленый маркеры. ХОД УРОКА I. Инициация. Время проведения – 3 минуты. Метод «Перекличка» Цель: Организовать работу класса, создав атмосферу непринужденности. Участники: Все ученики. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем урок физики. Доложите о готовности к уроку! УЧЕНИКИ называют свои фамилию и имя и рапортуют: «К занятию готов!». II. Вхождение в тему. Время проведения – 2 минуты. Метод «Ассоциативный ряд» Цель: Выявить ключевое слово темы урока. Участники: Все ученики. Оснащение: фотографии движущихся тел. (Приложение 1: Слайд 1) Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Посмотрите на картинки. Каким словом их можно объединить? УЧЕНИКИ: - Движение. УЧИТЕЛЬ: - Тема нашего урока «Механическое движение». (Приложение 1: Слайд 2) III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 3 минуты. Метод «Проблемный полилог» Цель: Заинтересовать учащихся содержанием темы урока. Участники: Все ученики. Оснащение: фотографии тела с различным масштабированием. (Приложение 1: Слайд 3) Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Фотосъемка тела производилась цифровым фотоаппаратом с использованием функции зумирования. Скажите, двигалось ли тело, во время съемки? УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ, в результате обсуждения, делают вывод, что однозначно можно было бы ответить на вопрос, если бы рядом присутствовало хотя бы еще одно тело. IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 21 минута. Метод «Проблемный полилог» Цель: Организовать работу класса на решение проблемной задачи по определению понятия механического движения. Участники: Все ученики. Время проведения: 3 минуты. Оснащение: модель автомобиля. Проведение: УЧИТЕЛЬ подталкивает модель автомобиля по демонстрационному столу и перемещается вместе с ним. - Что вы увидели? УЧЕНИКИ: - Автомобиль переместился. УЧИТЕЛЬ: - Как же он переместился, если он как был напротив меня так и остался? УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ ведут обсуждение в результате которого делается заключение, что о движении тела можно судить, только указав, относительно каких тел рассматривается движение. УЧИТЕЛЬ: - Так что же мы назовем механическим движением? В результате обсуждения формулируется определение понятия механического движения: Механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. УЧИТЕЛЬ: - Одно из тел является телом отсчета. Оно выбирается произвольно. Это может быть неподвижное относительно земли тело (столб, дом), но может быть и движущееся (автомобиль, течение реки). При рассмотрении механического движения мы всегда указываем, от¬носительно какого тела рассматривается движение. В природе нет тел, находящихся в абсолютном покое. Дом, непод¬вижный относительно земли, движется вместе с Землей относительно Солнца и т.д. Линию, вдоль которой движется тело или точка тела, будем называть траекторией. (Приложение 1: Слайд 4) Метод «Исследователи» Цель: Развивать навыки исследовательской деятельности. Участники: Все ученики. Время проведения: 7 минут. Материалы: подвижные блоки на ручке, листы А4, мягкие графитовые карандаши, карточки с заданиями (Приложение 2). Проведение: УЧЕНИКИ делятся на группы по три человека. В каждой группе выбирается экспериментатор, теоретик, лаборант. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для проведения исследований. УЧИТЕЛЬ: - Отметьте на боковой поверхности блока на максимальном удалении от оси карандашом точку. Перекатывая блок по поверхности пронаблюдайте как движется точка относительно оси вращения блока, а затем относительно поверхности. Зарисуйте траектории движения для этих двух случаев. УЧЕНИКИ выполняют задания, обсуждают результаты. Вывод: форма траектории зависит от тела отсчета, отно¬сительно которого рассматривается движение. УЧИТЕЛЬ: - Длина траектории называется пройденным путем. За единицу прой¬денного пути принят 1 м. Производными единицами пути являются 1 мм, 1 см, 1 дм, 1 км. Метод «Интерактивный плакат» Цель: Дать определение равномерного движения. Участники: Все ученики. Время проведения: 7 минут. Материалы: интерактивный плакат «Равномерное движение». (Приложение 1: Слайды 5-9) Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Рассмотрите движение автомобиля. Постарайтесь ответить на вопрос: - Равные или неравные пути проходит автомобиль за одинаковые промежутки времени? УЧЕНИКИ высказывают свои мнения. После проверки – определение: Равномерным называется движение, при котором тело за одинаковые промежутки времени проходит равные пути. УЧИТЕЛЬ: - А какое движение назовем неравномерным? УЧЕНИКИ: - Движение, при котором тело за одинаковые промежутки времени проходит не равные пути. V. Проработка содержания темы. Время проведения – 12 минут. Метод «Блицтурнир» Цель: Закрепить изученный материал. Участники: Все ученики. Время проведения: 10 минут. Материалы: карточки с задачами (Приложение 3). Проведение: Группы остаются теми же. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются тексты задач (Приложение 3). Каждая группа выбирает капита¬на. Перед каждым заданием капитаны команд вытаскивают, не глядя, карточку с задачей. Далее все члены команды обсуждают решение и оформляют его в тетрадях. После подготовки командиры команд задают свои вопросы перекрестно другим командам. Обсуждаются ответы. Выполняется задание для всех групп. УЧИТЕЛЬ корректирует ответы, добиваясь употребления физической термино¬логии. VI. Подведение итогов. Время проведения – 3 минуты. Метод «Цветок» Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом по достижению целей урока. Материалы: листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп-троек, красный, синий и зеленый маркеры. Проведение: Каждый ученик оценивает только себя и участников своей группы, разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал достаточно, синий – средний вклад, зеленый – сделал мало, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы. По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера участника и вокруг сектора группы тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу. Делаются выводы о работах групп и отдельных учеников, выставляются оценки. VII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута. §13, 14, упр. 3. Литература: 1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. Приложение: http://amo.letitbit.net/downloa....ip.html | |
Просмотров: 4331 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |