Пятница, 24.11.2017, 06:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Конспект урока по теме: "Сообщающиеся сосуды"
Тема: «Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов»

Литавина Марина Анатольевна – учитель физики высшей
категории ГБОУ СОШ №218. г. Санкт - Петербург.

« Великим ученым ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».

Цели урока:

Образовательные:

1. Повторить закон Паскаля, формулу для расчета давления жидкости.
2. Дать представление о сообщающихся сосудах.
3. Обратить внимание на расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных уровнях.
4. Познакомиться с применением сообщающихся сосудов.
5. Стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников во время выполнения задания .
6. Организация комфортных условий обучения, при которых ученики активно взаимодействуют друг с другом.

Развивающие:
1. Целостное развитие личности ученика.

2. Развитие творческой самостоятельности и аналитического мышления при создании собственного проекта модели фонтана.
3. Развитие интереса к физике – как науке, через музыкально-лирическое восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к изучению истории своего города.

Задача учителя:

Обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. (Ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение
знаний – результат его деятельности.)

Основной материал. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных
уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение

Демонстрации.

1.Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и неоднородных
жидкостей.
2. Модель действующего фонтана (принцип действия).
3. Примеры сообщающихся сосудов в быту (чайник, лейка, кофейник).
4. Презентация «Фонтаны Петергофа».

План урока.


Время Этап урока Интерактивные методы. Примечание

11.00-11.05 Организационный момент.
Учитель объявляет тему и цели урока. Стихотворение. Эмоциональная разрядка

Тема и домашнее задание написано на доске, оборудование для демонстраций на столе.

11.05-11.10. Повторение. Учащиеся работают с карточками. Наглядный метод, чередование поз,
активная деятельность. Развитие мотивации деятельности на уроке.
Учитель в роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением. Карточки изготавливают учащиеся самостоятельно на каждом уроке.
11.10-11.20. Изучение нового материала. Показ демонстраций. Чередование видов преподавания (словесный, наглядный).Лекция с проблемным изложением.


11.20-
11.40. Закрепление изученного материала. Презентация «Фонтаны Петергофа», самостоятельный проект модели фонтана. Эмоциональная разрядка, смена деятельности и методов обучения. (ТСО). Творческое самовыражение учащихся, активизация творческого потенциала учащихся, метод свободного выбора и инициативы.
Технология полноценного сотрудничества, технология моделирования. Презентация сделана учениками класса с использованием собственных фотографий.
11.40-11.45. Выводы. Домашнее задание. Личностная оценка достижений, похвала, положительная мотивация

Ход урока.
1.Учитель.
Я еще не устала удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу рации,
Калькулятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое:
Кнопку тронешь – день настает.
Только кран откроешь рукою –
И вода по трубам течет.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Сегодня с вами мы своими руками изготовим чудесный сосуд и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды.

Перед вами на столе чайник, лейка, сосуды различной формы.
Что общего у этих сосудов?
Как они должны соединяться?
Сколько может быть таких соединений?

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока.

2. Чтобы ответить на поставленные вопросы нам придется вспомнить ранее изученный материал.
Приготовьте карточки и отвечайте на мои вопросы при помощи карточек.

(Учитель просит показывать карточки с буквами из формулы, для определения давления жидкости, составить формулу для определения высоты столба жидкости).

Учащиеся делают вывод , как зависит высота столба жидкости от её плотности.

3 .Учитель показывает демонстрацию с сообщающимися сосудами, дает пояснения.

Научное открытие сообщающихся сосудов датируется 1586 годом (голландский физик Симон Стевин). Но, судя по устройству неиссякаемой чаши, оно было известно ещё жрецам Древней Греции. Древний Рим прославлен строительством акведуков (водопроводов) в 4 веке до нашей эры. Акведуки – главное свидетельство величия Римской Империи.

Учитель:
Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?

Учащиеся делают вывод и записывают его в тетрадь, что сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

Демонстрация с сосудами различной формы, с различными по плотности жидкостями.

Учитель: Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.

Учащийся: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости находится на одном уровне.

Учитель. Можно ли это обосновать теоретически?

Учащийся: Да, это мы доказали во время работы с карточками.

Учитель. Запишите вывод. Учащиеся записывают выводы.

Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда? Давайте это проверим на эксперименте. (Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины.)

Какой вывод мы можете сделать?

На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? (Эксперимент: опыт с сосудами разной формы)

Учитель. Вывод за вами, ребята!

На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? (Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом.)

Учащийся: Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.

Запишите этот вывод. Учащиеся записывают вывод.

Учитель показывает модель фонтана.

Насосы используются для создания давления на входе в трубы большинства современных фонтанов. Однако до сих пор функционирует великолепный фонтанный комплекс, созданный по распоряжению Петра I в г. Петергофе, который работает по принципу сообщающихся сосудов.
Петр не случайно выбрал именно это место для строительства загородной резиденции – Петергофа. Обследуя местность вблизи Финского залива, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. По этим ключам можно было установить, что где-то неподалеку есть источник воды, расположенный выше уровня местности. Такой источник действительно был найден на Ропшинских высотах, расположенных на 100 м выше уровня моря.
Под руководством русского мастера Василия Туволкова в течение лета 1721 года были построены канал и другие водоводы общей длиной 24 километра, по ним из водоемов Ропшинских высот вода самотеком пошла в накопительные бассейны Верхнего сада Петродворца. Здесь можно было уже устроить небольшие по высоте струи-фонтаны. А вот в Нижнем парке, раскинувшемся у подножия террасы на 16 метров ниже Верхнего сада, вода по трубам из накопительных бассейнов по принципу сообщающихся сосудов взмывает вверх множеством высоких струй в фонтанах парка. Далее она по прямому Морскому каналу, обрамленному множеством фонтанов, стекает в Финский залив.

Многие уверены, что шикарные фонтаны дворцового комплекса работают на насосах. Однако из-за дороговизны такого процесса даже фонтаны во французском королевском дворце Версале включают только на 2 часа 2 раза в неделю. А в России, благодаря гениальной задумке Петра I и точному расчету русского инженера Туволкова, тысячи российских и иностранных туристов могут наслаждаться великолепием этих фонтанов ежедневно в течение всего лета.

4. Учащиеся показывают презентацию, которую приготовили самостоятельно. В ней использованы фотографии, сделанные на экскурсии в Петергофе.

После просмотра презентации учащимся предлагается самостоятельно спроектировать
модель фонтана в тетради.

6. Формулируются выводы по уроку, домашнее задание. § 39, задание

Литература и ссылки:

1. Штелин Я. «Описание императорских живописных коллекций. Рукопись». 1769. (Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России. Т.2.- М., 1990.)
2. www.best-mp3.ru
3. Г. Ревзин «Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века» М., 1992.
4. Личный фотоархив учащихся.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активации, интенсификации и эффективного управления УВП. : НИИ школьных технологий,2005.


$IMAGE3$


Источник: http://amo.letitbit.net/download/64b2504dacf036755c7289483e35d2721/LitavinaMA.rar.html
Категория: Физика | Добавил: litamarina (19.05.2012) | Автор: Марина E
Просмотров: 2504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]