Суббота, 03.12.2016, 18:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

ИСПОЛЬЗОВАНИИспользование технологии активных методов обучения при проведении уроков физики

Использование технологии активных методов обучения при проведении уроков физики

Все учителя знают, что для лучшего усвоения учебного материала необходима активная деятельность учащихся. Это известно давно, поэтому проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, применению активных методов обучения посвящено немало исследований в психологической и педагогической литературе. Сегодня проблема применения активных методов обучения стала одной из самых актуальных в связи с введением образовательных стандартов второго поколения. Важнейшей задачей этих стандартов является создание инновационной образовательной среды, способствующей формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между преподавателем и учащимися, требует переосмысления существующих методов обучения в пользу активных.

Мы представляем конспект урока физики, при проведении которого используется технология активных методов обучения (АМО).

Организационная информация:

Предмет – физика. Два спаренных урока по 45 минут (90 минут). Желательное требование – возможность выхода в интернет.

Класс – 11, физико-математического профиля.

При проведении урока используется технология активных методов обучения (АМО). Все активные методы обучения, используемые на уроке заимствованы у других авторов [3, 4] и адаптированы для применения на уроке физики.

Методическая информация:

Тема урока: Звуковые волны в живой природе.

Автор учебника, по которому ведется обучение: Мякишев, Г.Я. Физика. Колебания и волны. 11 кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – М.: Дрофа, 2012.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий: урок расширения и углубления знаний. Урок проводится при изучении темы «Волновые процессы». На предыдущих уроках учащиеся познакомились с общими сведениями о звуковых волнах: излучение звука, скорость звука, характеристики звука (громкость, высота, тембр), свойствами звуковых волн. Следующий урок является уроком закрепления изученного материала, решения задач.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс на уроке:

Личностные УУД:

  • позитивное отношение к школе, ученическому коллективу, обучению за счет устранения причин страха, снятия мышечного и психологического напряжения;
  • познавательная мотивация, потребность в расширении знаний и представлений о знакомых и новых явлениях действительности;
  • адекватное осознание и оценка собственных возможностей в учении, видение направлений и способов самосовершенствования в результате анализа работы учебных групп;
  • аргументированное отстаивание своей позиции с учетом норм общества (повышение уровня развития моральных принципов и норм);
  • трудолюбие, взаимопомощь, видение связей между затраченными усилиями и полученными результатами, понимание личной ответственности за свою часть работы.

Познавательные УУД:

  • навыки исследовательской и проектировочной деятельности: целеполагание, планирование, выдвижение гипотез, наблюдение, формулирование выводов, составление отчета и презентации;
  • навыки самостоятельной познавательной деятельности: поиск информации в различных источниках, ее анализ, отбор, обработка, структурирование и визуализация;
  • навыки структурирования и моделирования учебного материала посредством необходимости его визуализации и презентации.

Коммуникативные УУД:

  • навыки работы в команде, социального сотрудничества (обогащение социального опыта обучающихся);
  • навыки слушания, ведения диалога, составления монологического высказывания на заданную тему, формулирования вопросов;
  • навыки толерантного отношения к чужому мнению, продуктивного взаимодействия с учетом позиции другого, согласования усилий по достижению общей цели;
  • навыки целенаправленного и эффективного использования вербальных и невербальных средств общения в процессе презентации результатов деятельности группы.

Регулятивные УУД:

  • навыки самостоятельного определения цели работы, планирования деятельности, выбора оптимальных путей решения проблемы;
  • навыки распределения обязанностей внутри группы с учетом индивидуальных возможностей;
  • навыки поддержания собственного внимания на высоком уровне, самоконтроля путем необходимости совместного решения проблемы, ведения диалога, реагирования на реплики сотрудников по группе.

Необходимое оборудование и материалы:

Мультимедиа проектор, экран (интерактивная доска), компьютер, презентация к уроку; учебник, дополнительная литература, в которой есть информация об органах звукоизлучения и органах слуха животных и человека, значении звуков и их влиянии на живой организм, инфразвуке и ультразвуке, библиотека звуков природы.

Подробный конспект урока.

  • – 2 минуты.

АМО «Энергизатор».

  • : снятие психологического напряжения, создание комфортной обстановки начала урока.
  • : все обучающиеся.
  • : учитель произносит приветствие:

Здравствуй, друг! Здравствуй, брат! Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй, мир! Здравствуй, век! Здравствуй, добрый человек!

Предлагает участникам взяться за руки, улыбнуться и поприветствовать друг друга рукопожатием.

  • : Ну вот, вы улыбнулись, настроились на позитивный лад. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.

Вхождение или погружение в тему – 5 минут.

АМО «Мозговая атака».

  • : выяснить сведения обучаемых по вопросу, изучение которого предстоит на уроке, формулирование темы урока.
  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: магнитная доска, магниты; слайд с перечнем

Проведение:

1) учитель зачитывает стихотворение и предлагает участникам вставить пропущенное слово, определив, о чем пойдет речь на уроке.

Физика! Какая емкость слова! Физика! Для нас не просто      .

Физика – основа и опора всех без исключения наук!

  • приходят к выводу, что речь на уроке пойдет о звуке. Учитель говорит, что не просто о звуке, и что для уточнения темы необходимо ответить на вопросы: 1) упругая, распространяющаяся в упругой среде; 2) сказочная вода (прилаг.); 3) Natural в переводе. На доску прикрепляется последовательность слов – ответов на вопросы: звук – волна – живая – природа. Обучаемые формулируют тему урока.

Учитель: Итак, мы определили тему сегодняшнего урока «Звуковые волны в живой природе».

Определение ожиданий обучаемых – 5 минут.

АМО «Стенд ожиданий».

  • выяснить ожидания обучаемых о результатах учебной деятельности, выйти на совместное целеполагание.
  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: листочки с клейкой полоской (стикеры); слайд с планом урока.

Проведение: учитель: предлагает обучаемым подумать и написать на стикерах какие вопросы, по их мнению, необходимо рассмотреть на уроке, чтобы тема урока была раскрыта; какие вопросы по данной теме являются для них наиболее интересными.

  • : индивидуально выполняют задание, прикрепляют свои стикеры с написанными вопросами на доску.

Предполагаемые варианты вопросов:

  • как издают звуки различные животные и человек;
  • как воспринимают звуки различные животные и человек;
  • какова роль звуков в жизни животных и человека;
  • могут ли звуки оказывать негативное влияние на живой организм.

Учитель: зачитывает вопросы, написанные обучаемыми, подводит итог: Молодцы! Итак, мы совместными усилиями определили вопросы, которые необходимо рассмотреть на уроке.

На экран проецируется слайд с планом урока:

  1. Звукоизлучение в живой природе.
  2. Восприятие звуков живыми организмами.
  3. Влияние шума на живой организм.
  4. Инфразвуки в живой природе.
  5. Ультразвуки в живой природе.

Актуализация знаний – 7 минут.

АМО «Что я знаю о …».

  • : актуализировать знания обучаемых, необходимые для изучения новой темы.
  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: слайд с утверждениями.

Проведение: учитель говорит о том, что перед рассмотрением вопросов темы урока необходимо вспомнить уже известные обучаемым сведения, связанные с темой урока. Для этого необходимо определить верными или неверными являются утверждения, зачитываемые им. Если утверждение неверное, необходимо объяснить, как оно должно звучать.

На экран проецируется слайд с утверждениями:

  • Звук – это упругая волна.
  • Слух – это способность человека (и животных) воспринимать свет от разных предметов в виде особых ощущений.
  • Источником звука является любое колеблющееся тело.
  • В космосе можно разговаривать так же, как на Земле.
  • Звуковые волны, распространяющиеся в жидкостях и газах, являются поперечными.
  • Камертон – искусственный источник звука, который служит для настройки музыкальных инструментов.
  • Абсолютная тишина полезна для человека (ответ на вопрос может вызвать затруднение, тогда его необходимо разобрать в ходе урока).
  • Громкость звука определяется амплитудой колебаний в звуковой волне.
  • Частота колебаний взмахов крыльев комара меньше, чем у мухи.
  • Орган слуха млекопитающих одновременно является органом равновесия (ответ на вопрос может вызвать затруднение, тогда его необходимо разобрать в ходе урока).
  • Эхо возникает в результате отражения звуковых волн
  • Пористые материалы хорошо проводят звуки.
  • Инфразвуки – это волны, частота которых меньше воспринимаемой человеком.
  • Слышимость звуков из-за угла объясняется преломлением звуковых волн.

Интерактивная лекция – 10 минут.

АМО презентации нового учебного материала «Бортовой журнал».

  • : представление нового материала.
  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: мультимедийная презентация; оборудование для демонстрации акустического резонанса.

  • : учитель представляет новую информацию. По ходу лекции на экран проецируются слайды с основными мыслями лекции. Обучаемым предлагается вести «Бортовой журнал» (табл. № 1).

Таблица № 1 «Бортовой журнал»

Ключевые понятия

Рисунки, схемы, формулы, примеры

 

 

  • Мы уже знаем, что звук характеризуется рядом величин. Это громкость, высота, тембр. Эти величины являются психофизическими характеристиками звуковой волны. Это значит, что они характеризуют субъективные ощущения, которые возникают в результате воздействия звуковых волн на человека и животных. Кроме них к психофизическим характеристикам относятся также предел слышимости, порог болевого ощущения и др. Для того, чтобы определить эти характеристики, необходимо познакомиться с энергодинамическими характеристиками акустического поля.

Акустическим полем называется пространство, заполненное веществом, в котором распространяются звуковые волны. Энергодинамическими характеристиками акустического поля являются:

  1.  Интенсивность звуковой волны – это энергетическая характеристика, численно равная количеству энергии, переносимой волной в единицу времени через площадь поверхности, расположенную перпендикулярно к направлению распространения волны: 

 

Энергия звуковой волны пропорциональна квадрату амплитуды этой волны, следовательно, интенсивность звуковой волны также пропорциональна квадрату амплитуды. Интенсивность звуковой волны определяет громкость звука.

В процессе распространения звуковая волна оказывает силовое воздействие на объекты, находящиеся в акустическом поле. Это воздействие характеризует акустическое давление.

  1.  Акустическое давление – это добавочное давление (над атмосферным), образующееся в участках сгущения частиц в волне.

Оно зависит от амплитуды волны, ее скорости, циклической частоты и плотности вещества. Человеческое ухо способно воспринимать изменение давления ∆p = 10-5 Па.

Через эти объективные характеристики звука можно определить субъективные характеристики:

  • Нижним пределом слышимости нормального человеческого уха является интенсивность I = 10-12 при частоте 1 кГц. Этот результат был получен в итоге многочисленных исследований, проведенных с различными людьми. Ему соответствует акустическое давление ∆p = 2 × 10-5 Па.
  • Болевым порогом является интенсивность 10 Вт/м2 при частоте 1кГц. Ему соответствует акустическое давление 60 Па и уровень интенсивности звука 130 децибел.

Зависимостью акустического давления от плотности вещества и скорости звуковой волны объясняется хорошая слышимость в воде звуков, издаваемых над ее поверхностью. Величина акустического давления звука в воде в два раза больше, чем в воздухе. И, следовательно, звуки в воде становятся в два раза сильнее. Наоборот, при переходе звука из воды в воздух значение акустического давления сильно падает.

Для звуковых волн характерны следующие звуковые явления:

  • Интерференция звука;
  • Дифракция звука;
  • Отражение звука и связанное с ним явление эха;
  • Преломление звука;
  • Поглощение звука и связанное с ним затухание звуковой волны.
  • Акустический резонанс.

Остановимся на последних двух явлениях. Затухание звуковой волны различно в разных средах и сильно зависит от длины звуковой волны. Сильнее поглощаются, а, следовательно и затухают, звуки с большей длиной волны. Поэтому высокочастотные звуки не распространяются в воздухе на большие расстояния. Сильное затухание звука происходит в неоднородных и пористых телах, поэтому именно такие тела используют для звукоизоляции в жилых помещениях.

Явление акустического резонанса имеет очень большое значение в живой природе. Пронаблюдаем акустический резонанс с помощью двух камертонов.

  • проводит опыт по демонстрации акустического резонанса. Обучающимся дается задание найти в учебнике объяснение звучания второго камертона.

Обучающиеся находят ответ, что звуковая волна от первого камертона создает периодическую силу, действующую на второй камертон. Так как частоты камертонов равны, то амплитуда колебаний второго камертона вследствие резонанса велика.

Учитель говорит о том, что явление акустического резонанса применяется в духовых музыкальных инструментах. Далее учитель говорит о том, что мы ежесекундно встречаемся с многообразием звуков, мы сами издаем звуки и способны их воспринимать и просит обучаемых высказать свое мнение о том, какова роль звуков в живой природе.

Обучающиеся  высказывают свое мнение

Возможные варианты ответов:

  • ориентация в пространстве благодаря восприятию звуков, отраженных от окружающих предметов;
  • общение друг с другом благодаря речи;
  • получение информации о работе внутренних органов;
  • получение положительного эмоционального настроя благодаря музыке;
  • общение животных одного вида между собой и др.

Музыкальная пауза – 3 минуты.

  • : снятие мышечного и психологического напряжения перед последующей работой.
  • : все обучаемые.

Необходимые материалы: библиотека звуков природы.

Проведение: учитель предлагает обучаемым определить, кому или чему принадлежит издаваемый звук.

Проработка содержания темы – 43 минуты.

  1. АМО распределения на группы «Лотерея».
  2. : деление обучаемых на четыре группы.
  3. : все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки четырех цветов по количеству детей в классе.

Проведение: учитель предлагает участникам выбрать карточку того цвета, которая им больше всего нравиться. В результате происходит деление класса по цвету карточек на четыре группы: «Специалисты по звукоизлучению», «Специалисты по звуковосприятию», «Специалисты по инфразвуку», «Специалисты по ультразвуку».

  1. АМО «Разнотематический семинар».

Цель: углубление знаний по изучаемой теме.

  • : все обучающиеся, распределенные на группы.

Необходимые материалы: учебники, дополнительная литература, карточки с заданиями для каждой группы, листы ватмана, цветные маркеры, заранее приготовленные слайды мультимедийной презентации по материалам заданий для групп (или компьютеры для создания презентаций обучаемыми).

  • : учитель выдает каждой группе карточку с заданием и информирует о том, что за отведенное для выполнения задания время каждая группа должна изучить предлагаемую литературу, выполнить задание, представленное в карточке, и приготовиться к презентации информации, полученной в ходе работы группы (защита мини-проекта). Во время работы групп учитель исполняет роль управляющего образовательной деятельностью обучаемых: направляет, консультирует, помогает вести диалог в группе (если это необходимо), сотрудничать, взаимодействовать, принимать общее решение, совместными усилиями получать необходимую учебную информацию.
  1. АМО «Презентация результатов работы».
  2. обобщение и закрепление изученного материала.
  3. : все обучающиеся, распределенные на группы.

Необходимые материалы: приготовленные группами презентации мини-проектов.

  • : каждая группа представляет приготовленный мини-проект, остальные обучаемые продолжают заполнять «Бортовой журнал».

Задания группам:

Группа «Специалисты по звукоизлучению»: Подготовьте сообщение об особенностях и различиях звукоизлучения различных видов (членистоногих, рыб, птиц, млекопитающих, человека), заполните таблицу (табл.2).

Таблица 2

Вид

Орган, используемый для звукоизлучения

Характер издаваемых звуков

Назначение издаваемых звуков

Членистоногие

 

 

 

Рыбы

 

 

 

Птицы

 

 

 

Млекопитающие и человек

 

 

 

Группа «Специалисты по звуковосприятию»: 1) подготовьте сообщение об особенностях органов звуковосприятия у различных видов (простейших, рыб, птиц, человека), заполните таблицу (табл.3); 2) выясните, в чем заключается бинауральный эффект; 3) установите какое влияние на живой организм оказывает шум по плану: а) что называется шумом; б) перечислите источники шума; в) каковы санитарные акустические нормы; г) перечислите органы и системы, на которые вредно воздействуют шумы, каково это воздействие; д) подтвердите или опровергните утверждение «Абсолютная тишина полезна для человека», подтвердите свое мнение примерами.

Таблица 3

Вид

Органы, используемые для звуковосприятия

Строение органа

Верхний предел частоты, Гц

Область максимальной чувствительности, кГц

Простейшие

 

 

 

 

Рыбы

 

 

 

 

Птицы

 

 

 

 

Человек

 

 

 

 

Группа «Специалисты по инфразвуку»: подготовьте сообщение об инфразвуке по плану: 1) источники инфразвука и его свойства; 2) распространение инфразвука; 3) биологическое действие инфразвука; 4) восприятие инфразвука животными.

Группа «Специалисты по ультразвуку»: подготовьте сообщение об ультразвуке по плану: 1) физические характеристики ультразвука, ультразвуковые явления; 2) биологическое действие ультразвука; 3) применение ультразвука, 4) ультразвук в мире животных.

Подведение итогов – 13 минут.

АМО «Диаграмма результатов».

Цель: развитие оценочных умений, саморефлексия.

  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: слайд мультимедийной презентации с выводами по уроку, прикрепленные на магнитную доску высказывания:

На уроке я работал активно;

Своей работой на уроке я доволен;

Материал урока был мне интересен;

Урок для меня показался коротким;

За урок я не устал;

также квадратные стикеры зеленого и красного цвета, прикрепленные напротив каждого высказывания.

Проведение: учитель с помощью последовательности вопросов подводит обучаемых к формулировке общих выводов по уроку:

  1. Звук – это важная составляющая жизнедеятельности живого организма: он позволяет ориентироваться в пространстве, находить пищу, общаться, заводить потомство.
  2. Это возможно благодаря способности живых организмов издавать и воспринимать звук.
  3. Звук может оказывать положительное и отрицательное влияние на живой организм.
  4. Положительное воздействие звука находит применение. Для снижения отрицательного влияния необходимо соблюдать правила гигиены слуха.

Затем подводится итог всей работы в целом. Учитель предлагает обучаемым прочитать высказывания на доске и определить для себя согласны ли они с ними. На каждом стикере черным маркером записывается количество согласных с высказыванием и количество не согласных (стикер зеленого цвета соответствует согласию, а красного цвета – не согласию). Таким образом, на доске появляется оценка обучаемыми результатов урока.

Далее учитель говорит о выставленных на уроке отметках, выдает домашнее задание с его пояснением и заканчивает урок.

Литература

  1. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя: Из опыта работы. – Просвещение, 1998
  2. Копотева, Г. Л. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование / Г. Л. Копотева, И. М. Логвинова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143с.
  3. Лазарев, Т. В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО / Т. В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 255с.
  4. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий / авт.-сост. О. А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 254с.
  5. Старченко С.А. Биофизика: учебное пособие для 10 кл., школ и лицеев с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин. – Челябинск: Изд-во «Факел», 1997
Категория: Физика | Добавил: ЗыряноваНД (02.04.2016) | Автор: Зырянова Наталья Дмитриевна E
Просмотров: 139 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Наталья Дмитриевна, ваш материал допущен к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]