Пятница, 24.11.2017, 06:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Удивительный мир природы. В царстве грибов
Тема урока «В царстве грибов»[size=16]

[size=12]Урок окружающего мира 3 класс, автор учебника А. Плешаков
Цель урока:
познакомить учащихся с Царством грибов (Царство грибов по терминологии А.Плешакова)

Задачи:
•дать представление о грибах как отдельном царстве природы;
•познакомить со строением и видами грибов;
•расширить кругозор детей и развивать информационно- поисковые умения, умения устанавливать причинно- следственные связи;
•развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез);
•воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, экран, А.А. Плешаков атлас- определитель «От земли до неба», индивидуальные карточки с заданиями, раздаточный материал с изображением контура грибов, тестовые задания, муляжи грибов, корзинка, костюмы грибов «Мухомор», «Бледная поганка», «Боровик», плакат «В лесу», клей, ножницы.

[c]Ход урока.


1. Приветствие, орг. момент.
- Здравствуйте ребята и коллеги. Меня зовут ...
- Ребята, я пришла к вам в гости и рада с вами познакомиться! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям –
Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки!
Итак, начнём наш урок.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!

2.Введение в тему урока.
слайд 1 (лес)


Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!


- Сегодня на уроке мы поговорим о царстве, которое находится в лесу. А какое это царство вы узнаете, отгадав загадку:

«В лесу под елкой крошка-
Только шапка да ножка»
(Гриб)

слайд 2 (царство грибов)


- Тема нашего урока «В царстве грибов»
- На уроке мы обсудим следующие вопросы:
1. рассмотрим строение гриба;
2. поговорим о том, какие бывают грибы;
3. какую роль в жизни леса играют грибы;
4. в конце урока вам предстоит ответить на контрольный вопрос:
слайд 3 (контрольный вопрос)

Грибы враги или друзья ?

3. Знакомство с новым материалом.
-Наши леса славятся грибами.
-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
-Что необходимо взять с собой грибнику? (корзинку)
-Да, мы отправляемся за грибами, берем корзиночку. Она пока пустая.
Сможем ли мы найти грибы?

СТРОЕНИЕ ГРИБА
В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик.
- Из каких частей состоит видимая часть гриба?
слайд 4 (строение гриба)

(Шляпка и ножка)
-Что находится в земле? Грибница.

Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем плодовые тела грибов.
Под землёй от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница.
Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3-7 дней.

Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов.
Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
-Можно ли назвать грибы санитарами леса?
-Как они лечат лес? (Они разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной)

Вывод: грибы участвуют в круговороте веществ в природе.

- Есть такая поговорка : «Растут, как грибы после дождя».
- Почему так говорят ? Что нужно грибам чтобы они быстро росли?
(влага, тепло, питательная среда)

ТРУБЧАТЫЕ И ПЛАСТИНЧАТЫЕ ГРИБЫ

Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия.
слайд 5 (грибы трубчатые и пластинчатые)


Грибы бывают трубчатые (белый, масленок,
подберезовик), если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок.
Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.
- Чем размножаются шляпочные грибы? (спорами)

СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ

- Ребята, а как вы понимаете поговорку:
Всякий гриб в руку беру, да не всякий в кузовок кладу.
- Наша корзиночка пока пуста. Какие грибы мы будем в неё собирать?
- На какие группы можно разделить грибы?
слайд 6 (съедобные и несъедобные грибы)


4. Физминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.


5. Закрепление. Работа с атласом - определителем «От земли до неба»
- Сейчас нам предстоит работать в группах.
Цель работы: научиться самостоятельно получать, преобразовывать и передавать
информацию.
Вы расселись по группам. Выберите капитана группы, который будет отвечать за работу вашей группы.

Каждая группа получает листок с заданием, муляжи грибов, набор картинок. На партах вы найдете энциклопедию - атласы-определители «От земли до неба», с которыми вам предстоит самостоятельно работать.

Задачи:
1. Найти в энциклопедии информацию о грибах.
2. Определить к какой группе относится ваши грибы.
3. Узнать свои грибы по контуру на картинке, раскрась их, а затем вырезать.
4. Подготовиться к представлению образа одного из грибов.

Распределите обязанности внутри вашей группы, кто чем будет заниматься, кто подбирать информацию и выступать, кто выполнять творческую и художественную работу.
Время на выполнение работы- 5 мин.
Если группе необходима консультация или помощь учителя, то поднимите руку я подойду.
слайд 7 (лес)


Работа по группам.
1 группа:
1. бледная поганка
2. шампиньон
3. подосиновик

2 группа:
1. мухомор
2. лисички
3. подберезовик

3 группа:
1. белый гриб
2. опята
3. сыроежка

(Подчеркнутые грибы – выдаются муляжи).

6. Выступления учащихся.
-Капитаны, ваши группы готовы?
1)1 творческое задание: представить образ гриба.
Инсценировка сценки «Встреча на полянке»

Бледная поганка

- Я стройная бледная поганка.
Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Меня не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью- холерой. А признаки мои: шляпка зеленовато-голубоватая или белая, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки - кольцо, точно мини- юбочка. Меня часто путают с шампиньоном.

- А этот красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки.
Кто это?

Мухомор

Я - гриб МУХОМОР. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки.
Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Но я приношу и пользу: для оленей и лосей я служу лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости, эти крупные животные легко находят меня и с удовольствием съедают. Мухоморы используют для лечения больных суставов.
И не вздумайте сбивать меня ногой в лесу! Я нужный!

Загадка:
Царь грибов на толстой ножке.
Самый лучший для лукошка
Он головку держит смело,
Потому что гриб он…..(белый).


Белый гриб

Вы что тут расшумелись в лесу?
Это я - белый гриб-боровик самая желанная находка грибника. Я красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название «белый» я получил из-за своей мякоти. Если меня сварят или посушат, то я всё равно останусь беленьким, не потемнею.
В нижней части шляпки у меня слой трубочек жёлтого цвета. Верхняя часть шляпки – коричневая, так как я родился в сосновом лесу. А вот мой братец вырос в берёзовом лесу и поэтому он в светлой шапочке. А ножка у меня солидная, толстая. Расту я с июня по октябрь месяц.

-Поблагодарим участников мини-спектакля. За свою работу они получают отличные отметки. Молодцы!

-Ребята, вы узнали эти грибы по контуру на картинках? Раскрасили и вырезали? Покажите. Теперь необходимо намазать их клеем и наклеить на плакат «В лесу», который размещён у нас на доске. А муляжи съедобных грибов собираем в нашу корзиночку.

2) Слово капитану 1 группы.
-Расскажите, какие грибы вы исследовали?
- На какие группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)
- Какую информацию о грибах вы нашли в энциклопедии?

(Выступления детей сопровождается показом слайдов)

Загадка:
Расту в саду и на лугу,
И в парке на газоне,
На грядке круглый год живу,
И на прилавках тоже. (шампиньон)

слайд 8 (шампиньон)


Загадка:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я…….(подосиновик).

слайд 9 (подосиновик)


3) Слово капитану 2 группы.
- Расскажите, какие грибы вы исследовали?
- На какие группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)
- Какую информацию о грибах вы нашли в энциклопедии?

Загадка:
Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые……лисички).

слайд 10 (лисички)


Загадка:
Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)

слайд 11 (подберезовик)


4) Слово капитану 3 группы.
- Расскажите, какие грибы вы исследовали?
- На какие группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)
- Какую информацию о грибах вы нашли в энциклопедии?

Загадка:
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)

слайд 12 (опята)


Загадка:
Люблю я в разных шапках быть.
В зеленоватой, красной, сероватой…
Собирай меня, не мешкай.
Я ведь… (Сыроежка)

слайд 13 (сыроежка)


-Вы хорошо поработали, молодцы! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Собери грибы».

7. Физминутка

Дима шел, шел, шел,
Белый гриб нашел
Берём? Берём!
И дальше идем.


Варианты грибов: белый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички, чага, сатанинский гриб, подберёзовик.

- Да, действительно не все грибы можно собирать.

8. Связи грибов с растениями
Мы исследовали грибы, где в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это грибы?
-Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?
(Достать из корзинки подберёзовик, подосиновик)

Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними.
слайд 14 (дружба деревьев и грибов)

Такая «дружба» полезна и грибам, и деревьям. Грибница оплетает корни дерева и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Если грибницу боровика перенести на грядку, то плодовое тело расти не будет потому, что рядом нет сосны или ели.

9. Как собирать грибы
- Как правильно собирать грибы? (ответы детей).
слайд 15 (правила сбора грибов)


1.Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3.Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить.
4.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дороги промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
слайд 16 (бережно относись к грибам)


-Могут ли съедобные грибы стать ядовитыми?

10. Проверим ваши знания.
- У вас на столах распечатаны листы с заданиями.
1. Необходимо указать стрелками части шляпочных грибов. (шляпка, ножка, грибница.)
2. Выбрать правильный ответ на вопросы теста.
слайд 17 (тест)музыка


Тест.

Чем размножаются шляпочные грибы?
1.семечками
2.отростками
3.спорами
Какая часть у грибов самая важная?
1.грибница
2.шляпка
3.ножка
Можно ли собирать все грибы подряд?
1.да, все пригодятся для питания
2.нет, только знакомые съедобные грибы
Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?
1.одни лесные грибы у нас на столе
2.употребляем в пищу не только лесные грибы
Как правильно собирать грибы?
1.раскидать листву, разрыть мох
2.собирать только самые крупные грибы
3.срезать грибы ножиком или аккуратно выкрутить.

- Проверим ваши ответы. Если ответ выбрали верно, то справа отмечайте знаком +
слайд 17 (правильные ответы теста, нажимать мышкой)

слайд 18 (правильные ответы части гриба)


-Кто выполнил все задания правильно, покажите зелёную карточку.
-В каких заданиях были ошибки?

11. Необычные грибы. Рубрика «Это интересно».
-На уроке мы говорили о шляпочных грибах, которые растут в лесу.
- А еще есть очень необычные грибы. Некоторые из них растут в квартире.
- Кто знает такие грибы?

Это ЧАЙНЫЙ ГРИБ (показать банку с грибом).

Чайный гриб больше похож на медузу. От этого и его официальное название медузомицет. Гриб плавает на поверхности жидкости, похожий на многослойную желтую пленку с отросточками, напоминающими щупальца медузы. Родина- Цейлон.
Из этого гриба делают полезный напиток.
Чем же полезен этот напиток? В настое из чайного гриба содержится огромное количество биологически активных полезных компонентов: органические кислоты, витамины, ферменты и многое другое. Благодаря этому напиток нормализует обмен веществ. Он способен воздействовать и на вирусы, что позволяет использовать его при лечении острых респираторных заболеваний и гриппа (Н1N1) Также напиток восстанавливает нормальное самочувствие пациентов, страдающих пониженным артериальным давлением. При переедании настой способен очень быстро «разгрузить» желудок. Это свойство можно использовать людям, которые желают сбросить вес.

- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие НЕОБЫЧНЫЕ ГРИБЫ.
слайд 19 (необычные грибы)

слайд 20 (необычные грибы)


- А вот это – ГРИБЫ-КАРЛИКИ
слайд 21(грибы-карлики)


Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное лекарство-антибиотик против инфекций.

12. Обобщение
- Подводим итоги нашего урока.
В начале урока я вам задала контрольный вопрос:
слайд 22(контрольные вопросы) дублирует 3 слайд

Грибы враги или друзья?

13. Итог урока.
слайд 23 (царство грибов)

Выставление отметок
Домашнее задание
Найти информацию о несъедобных грибах, которые приносят пользу человеку и животным, т. е. являются друзьями.

- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Что было трудно?

Рефлексия
- Если вам было комфортно и интересно на уроке, вы довольны тем, как вы работали, то покажите зелёную карточку, а если нет, покажите красную.

***
ДОПОЛНИТЕЛЬНО

слайд 8 (ядовитые грибы)

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что очень часто похожи на съедобные.
Об этом они расскажут сами.
слайд 9 (бледная поганка)


- Есть еще и другие ядовитые грибы: ложноопенок, двойник опенка осеннего
желчный гриб - ядовитый, двойник белого гриба – съедобного
слайд 11 (ложные опята)

слайд 12 (желчный гриб и сатанинский гриб)

слайд 13 (ядовитые грибы 03)


Их называют грибы – двойники.
- Положим мы эти грибы себе в карзинку? (нет)


Источник: http://amo.letitbit.net/download/5893f009f85dc8d4a9e7af0bba3701471/KomarovaIV.rar.html
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: komarova494 (01.04.2012) | Автор: Комарова Инна Вячеславовна E
Просмотров: 3851 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]