Среда, 13.12.2017, 12:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Особенности изучения правил дорожного движения в сельской местности
Изучение Правил дорожного движения
в начальной школе
сельской местности
«Внимание! Дети!» - С самых первых дней учебного года эти два слова точно выражают главную заботу родителей, учителей, сотрудников ГИБДД о безопасности детей на дороге.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма имеет ни временных, ни географических границ. Движение на наших дорогах стало настолько активным, что и взрослый порой теряется в проблемной дорожной ситуации, что тут говорить о детях. Они чаще всего не понимают опасности, которая ждет их на проезжей части, не только от детской беспечности своей, но и по неопытности и безграмотности в области Правил дорожного движения.
Для того, чтобы сформировать у ребенка стойкие навыки и умения по выполнению Правил дорожного движения, необходима выверенная система обучения, использование разнообразных, интересных форм и методов.
Обучая детей основам поведения на улицах и дорогах, давайте помнить: правила – это не умозрительные постулаты, они основаны на конкретных дорожных ситуациях.
Младший школьник учится понимать улицу, ее законы, он учится понимать мир, определяя свое место в нем сейчас и в будущем. Он учится безопасному поведению на дорогах.
Каждый год в нашей стране строятся благоустроенные автомобильные дороги, растет поток грузов, выпускается большое количество автобусов, грузовых и легковых автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требует от водителей транспортных средств и пешеходов четкости и внимания.
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение Правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача всей общественности, административных органов и в первую очередь дошкольных детских учреждений, школ и родителей.
«Мы – за безопасность на дорогах!»
«Мы – достойная смена нынешнего поколения!»
«Всем миром – за жизнь детей!»
Можно до бесконечности перечислять названия мероприятий, которые не остаются на словах, а воплощаются в жизнь. Сложно добиться в школах 100% получения знаний детьми по правилам безопасного поведения на улицах в условиях, когда действующие программы по изучению ПДД и ОБЖ носят рекомендательный характер: уроки по даням программам не входят в обязательную поурочную сетку часов. Раз нет обязательного урока – значит, нет и обязательного спроса с ученика в виде зачета или оценки знания, как это предусмотрено по другим предметам (математика, русский язык и т.д.). Возникает закономерная ситуация: если школьник не получил твердых знаний и навыков – нет никакой гарантии, что рано или поздно он не совершит на улице ошибку, которая приведет к печальным последствиям.
Процессу систематизированного овладения детьми и подростками правила дорожного движения способствует введение курса «ОБЖ» (обеспечение безопасности жизнедеятельности), одним из разделов которого является изучение основ безопасного поведения на дорогах. Согласно базисному учебному плану изучение предмета Окружающий мир и ОБЖ дается как интегрированный курс.
Особенностью сельских школ является, с одной стороны, их удаленность от насыщенных дорожными знаками городских улиц с интенсивным движением транспорта, с другой стороны, близость некоторых из них к оживленным автомагистралям (загородным дорогам), на которых действует специфичные для них законы и правила дорожного движения. В качестве другой особенности сельских районов можно выделить их насыщенность сельскохозяйственной техникой, наличие которой накладывает свою специфику на условие безопасности пешеходов. Поэтому целесообразно использовать «Региональный стандарт. Учебный план и программы обучения детей на дорогах в сельской общеобразовательной школе» под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. Казань – 1995 год.
Поэтому предлагаю в курсе изучения предмета «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) сетку часов, где включено изучение курса по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), одним из разделов которого является изучение и правил дорожного движения (ПДД).
Сетка часов для 1-4 классов
1 класс
2 класс 3 класс 4 класс
Окружающий мир 38 34 34 52
ОБЖ 5 16 20 5
ПДД 23 18 14 11
Итого: 66 часов 68 часов 68 часов 68 часов

На уроках по ПДД рассматриваются все вопросы, связанные с поведением детей на дорогах, в автотранспортных средствах, безопасной езде на велосипедах и т.д. Также обязательно включены темы «Труд водителя и механизатора», «Правила безопасности при работе сельскохозяйственной техники».
Обязательно нужно чтобы между этими курсами существовала связь, например, в 4 классе изучая тему «План местности и её условные обозначения», на уроках ПДД ребята выполняют практическую работу «Дорога от дома в школу», где указывают наиболее опасные места, которые встречаются на их пути. В 3 классе в курсе ОБЖ особое место уделяется темам по оказанию первой медицинской помощи, что очень важно знать и в курсе по ПДД.
Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, на дороге, гуляя с детьми в парке или во дворе, а также на других уроках.
Например: математика, устный счёт «Умные знаки».
Как называется та часть улицы, по которой идут пешеходы?
3…10…2=15
+ - мостовая
× : тротуар По какой части улицы движется транспорт?
70…30…7=107
+ по мостовой
- по тротуару

Русский язык. Вставь вместо прочерков подходящие по смыслу слова. Определи часть речи, падеж, род, чем являются в предложении.
Широкая ________________ словно разделена по полам. На каждой ее половине машины бегут в одну сторону. Тебе нужно перейти ____________. На перекрестке нет ни светофора, ни регулировщика. Прежде чем ступить на ___________________, выбери самое безопасное место, где _____________хорошо просматривается в обе стороны. Обязательно остановись на краю ___________ или _______________. Прислушайся, внимательно осмотри ______________. Не появилась ли откуда машина, не мчится ли мотоцикл? Если поблизости нет машин, начинай ______________. Переходи ______________ по прямой. Постоянно следи за ______________, пока не закончишь_________________.

Слова для справок: дорога, тротуар, обочина, проезжая часть, переход.

На уроке литературного чтения при чтении рассказа Л.Н. Толстого «Девочка и грибы. Быль», обязательно для обсуждения включить такие вопросы:
- Правильно ли переходили девочки железную дорогу?
- Как поступили девочки, услышав шум приближающегося поезда?
- Правильно ли поступила младшая сестра, став подбирать грибы на рельсах?
- Смог ли машинист остановить поезд, хотя он видел девочку на железнодорожном полотне?
Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования, в общественном транспорте.
В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, организуются КВНы, соревнования по безопасности движения велосипедистов и встречи с сотрудниками ГИБДД, которые будут способствовать воспитанию учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения Правил дорожного движения.
В системе обучения большое значение имеют проверочные работы, позволяющие выявить уровень подготовленности учащихся. К таким работам можно отнести и тесты.
Учитель сам определяет место и время тестирования на уроке. Обычно сначала в течение одного – двух уроков новый материал закрепляется, затем, чтобы определить степень познания, проводится тестирование.
Составляя каждый тест, необходимо исходить из индивидуальных способностей детей, а также творческой, познавательной и инициативной деятельности всего класса. Задания тестирования подобрать так, чтобы каждый ученик с разной подготовкой и разными способностями имел возможность ответить на поставленный вопрос, выполнить задание. Фиксирование и анализ каждого теста можно проводить в таблице-карточке.
Тест № ___ по ________________________________________________________________
Тема: _______________________________________________________________________
№ Фамилия, имя ученика Оценки по заданиям Общая оценка Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1
2
3

В примечании отмечается, на что особо обратить внимание или какие пробелы нужно восполнить ученику по конкретной теме.
В конце начального обучения должны знать основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салоне легкового автомобиля, правила безопасности при работе сельскохозяйственной техники и движения транспортных средств, особые дорожные условия.
Уметь: правильно ввести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
В идеале хотелось бы, чтобы все занятия проводились в специально оборудованном кабинете или на специальной автоплощадке (во дворе школы, физкультурном зале) с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств.
План школьного кабинета Схема площадки для занятий

Велика роль участия родителей в подготовке и организации работы по безопасности движения младших школьников. К сожалению, семья часто недооценивает значения такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления такого ребенка с правилами поведения на улице.
Представление о том, что все родители специально придут в школу осваивать методы обучения БДД, на наш взгляд, граничит с утопией. Хотя исключить такое – значит упустить шанс в организации взаимодействия школы и семьи в важном вопросе, каким является безопасность ребенка. Организуя и проводя любые встречи с родителями, целесообразно использовать их для изучения с ними методов, форм и средств обучения и воспитания детей, способов применения научно-обоснованных психолого-педагогических приемов. Самое реальное – это использование учителем родительских собраний.
При подготовке к встрече с родителями учителю надо использовать те учебно-методические материалы, которые есть у него или в школьной библиотеке. На таких занятиях должен применяться иллюстративный материал: схемы, рисунки, плакаты, которые можно приобрести в книжных магазинах.
Примерная программа обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Содержание занятий.

1. Детский дорожно-транспортный травматизм, причины и последствия. Причинно-следственный механизм возникновения ДТП.
2. Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
3. Обеспечение безопасности движения школьников по пути в школу и домой (принципы определения безопасного маршрута движения).
4. Типичные опасные дорожные ситуации для школьника-пешехода («ловушки» на дорогах), формы и методы их изучения в семье.
5. Основные навыки безопасного поведения ребенка в дорожном процессе.
6. Основные законы безопасного движения.
7. Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, транспорте.
8. Правила дорожного движения:
• Назначение и правила перехода проезжей части по сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными знаками во время движения.
• Изучение обязанностей пешеходов, пассажиров, велосипедистов.
9. Обеспечение безопасности движения детей во внешкольные учреждения (анализ и изучение организации дорожного движения по пути в учреждения и домой) и взаимодействие с воспитателями этих учреждений.
10. Правила поведения детей в общественном транспорте.
11. Правила движения детей организованными группами.
12. Особенности поведения детей в каникулярное время.
Младшим школьникам очень тяжело произвольно (по своему желанию) переключить свое внимание с игры на то, что происходит на проезжей части. А что самое главное в безопасности дорожного движения? Жизнь человеческая! Наши родители подарили нам жизнь, мы подарим жизнь своим детям, а наши дети подарят ее своим. Наш общий дом – планета Земля. Самое большое счастье – когда над домом мирное небо и жизнь идет без страха и бед.
Урок ПДД

по теме: «Мой вид транспорта».
4 класс

Задача.
Разбор маршрутов и соблюдение правил безопасного катания на велосипедах.
После изучения темы учащиеся должны ЗНАТЬ:
безопасные места и маршруты езды на велосипеде;
правила безопасного катания на велосипеде.
УМЕТЬ:
выбирать наиболее безопасный маршрут езды на велосипеде;
соблюдать правила езды на велосипеде.
Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, пропаганда среди них правил безопасного поведения на улице.

Оборудование. Велосипед, компьютеры, магнитофон.
Наглядные пособия. Песня «Кручу педали» (из мультфильма «Прогулка кота Леопольда», памятка «Правила поведения в кабинете информатики», памятка «Правила езды на велосипеде», рисунки с изображением старинных видов велосипедов, словарь Ожегова, план – маршрут «По дороге в школу», программа- презентация Microsoft Power Point «Добро пожаловать в мир правил дорожного движения».

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Итак, урок ПДД. Правила дорожного движения- это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если же не соблюдать эти правила, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью. Закон улиц и дорог строг только к тем, кто его нарушает. А тем, кто знает ПДД, этот закон наоборот, помогает.
2 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- На прошлом занятии мы прошли по улицам нашего поселка, отметили самые опасные и оживленные места, обговорили меры безопасности в этих местах. Вы поделились на микрогруппы по месту жительства и должны были составить план маршрута дороги в школу, рассказать какие опасные места встречаются на вашем пути и как вы должны действовать. Пожалуйста!
( Выступления микрогрупп.)
- Спасибо! Теперь мы будем предельно осторожны.
- Какой из этих знаков устанавливают возле детских учреждений?
Слайд 1

- Какой из этих знаков лишний? Почему?
3 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Итак, не успеем мы оглянуться, как наступит летняя пора. И как говорят: «Готовь сани с лета», на уроках ПДД мы должны подготовиться так, чтобы эта пора прошла без дорожно- транспортных происшествий.
Но чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадку.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой … (велосипед)
Слайд 2
- Совершенно верно, на уроке мы поговорим о вашем виде транспорта - велосипеде. Многие ребята имеют велосипед. Это очень удобная машина. На велосипеде приятно прокатиться, можно съездить к другу, по делам, на прогулку.
- Что такое велосипед? Какое бы вы дали определение этому слову?
- Обратимся к словарю Ожегова.
Слайд 3
Велосипед – машина для передвижения с приводом от педалей.
Предполагают, что слово «велосипед» произошло от латинского – «велокс» - быстрый, «педес» - ноги. Различают дорожные велосипеды, спортивные, для перевозки небольших грузов и другие. Первый велосипед с педалями и рулем был изобретен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Тот далекий теперь уже 15 сентября 1801 года и считается днем рождения велосипеда.

Слайд 4
Велосипед – очень популярное средство передвижения у школьников. Приобретая велосипед, подбирайте его по своему росту. Велосипедисту необходимо владеть машиной, поэтому управление велосипедом должно быть удобным.
Собираясь в поездку, надо тщательно осмотреть велосипед, проверить его снаряжение. Машина должна иметь надежные тормоза, так как ими в пути приходится пользоваться много раз. Руль должен быть хорошо закреплен. Если тормоза неисправны, то выезжать на таком велосипеде нельзя.
Надо проверить натяжение цепи и состояние колес (чтобы во время движения колеса не делали восьмерки). Надо также проверить давление в шинах, затяжку резьбовых соединений в осях передних и задних колес, а также в других местах.
Велосипед должен иметь исправный звонок для подачи звукового сигнала. Спереди и сзади машины должны быть установлены фонари: спереди фонарь с белым светом, а сзади с красным светом и красным светоотражателем.
Убедившись в том, что велосипед исправлен, можно спокойно совершать поездку.
Велосипед наиболее уязвим по сравнению с людьми, управляющими другими видами транспорта. Чтобы не попасть в аварию и не стать виновником несчастного случая. Запомни правила передвижения на велосипеде. Продолжим работу за компьютером. Рассаживайтесь.
4. РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.
Вспомним правила работы за компьютером. Прочитайте их на ваших столах.
1. Не работайте на неисправном оборудовании.
2. Не стучите по клавиатуре и мышке.
3. Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения учителя.
4. Не дёргайте и не трогайте различные провода.
5. Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.
Слайд 1


Слайд 2



Слайд 3

Слайд 4


Слайд 5

Слайд 6



Слайд 7

Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10



Слайд 11

Слайд 12


Упражнение для глаз.
Упражнение выполняется сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Слайд 13


Слайд 14



Слайд 15


Слайд 16



Слайд 17

Слайд 18



6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
Итак, мы изучили основные правила езды на велосипеде.
Вы получаете памятки правил, которые изучили, работая за компьютером. Прочитайте их. Если среди них правило, которое не прозвучало сегодня? Вложите их в свои блокноты по ПДД. Уходя на летние каникулы эти правила вы возьмете с собой.
Памятка «Правила езды на велосипеде».

 Теперь ты знаешь.
1. Ездить на велосипеде по улицам города можно с 14 лет, а на велосипеде с подвесным мотором – с 16 лет.
2. Учиться на велосипеде нужно в безопасных местах, где нет транспорта и людей.
3. Перед тем как выехать на улицу, нужно убедиться, что все детали велосипеда в исправности, особенно тормоза, звонок и фонари. На неисправном велосипеде ездить категорически запрещается.
4. Ездить на велосипеде можно только в местах, где есть разрешающие знаки.
5. Нельзя ездить на велосипеде по тротуару и по середине проезжей части, где много автомобилей. Нужно ехать на расстоянии не более 1 метра от тротуара.
6. При ходьбе по тротуару велосипед нужно вести рядом с собой по проезжей части дороги.
7. Нельзя пересекать дорогу на велосипеде. Нужно сойти с него и перейти на другую сторону, ведя велосипед рядом с собой за руль.



Так же следует поступить и в том случае, если нужно свернуть налево или вернуться назад.
8. Правила предписывают обязательно сходить с велосипеда в том случае, если нужно переехать рельсы, выехать на дорогу с интенсивным движением или если впереди скопление транспорта либо людей.
9. Ни в коем случае во время поездки нельзя выпускать из рук руль, а также держаться за других велосипедистов или проезжающий мимо транспорт.
10. Нельзя устраивать соревнования на проезжей части, в парках, на дорогах.
11. Запрещается ездить вдвоем на одиночном велосипеде.
12. Не следует перевозить на велосипеде длинные предметы, выступающие в сторону более чем на 50 см.
13. При поездке группами следует двигаться друг за другом на расстоянии не менее чем 2 метра.

Теперь сказать, что мы этого не знали, не можем. Так будем теперь внимательны, и не будем нарушителями. А вот что грозит нарушителям, нам расскажет гость нашего урока. Это участковый _________________________________________ .
- Скажите, пожалуйста, что грозит ребятам их возраста, нарушая эти правила дорожного движения?
(Выступление участкового).
-Нельзя допускать, чтобы кто-то из вас ломал деревья, нельзя, чтобы по вашей вине нарушалось движение на улице, происходили аварии, а то и несчастные случаи.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
У нас в поселке нет таких мест, где бы можно было безопасно кататься на велосипеде. Поэтому пофантазируйте и нарисуйте, какой вы себе представляете велосипедную площадку, чтобы вы на ней установили и т. д.
8. ИТОГ УРОКА.
- Понравился ли вам урок?
- Что дало вам это занятие?
- Какой вывод для себя вы сделали?
- Вам я скажу: изучайте правила движения, вырабатывайте у себя привычку соблюдать их всегда и всюду. Удерживайте своих товарищей от неправильных поступков на улицах и дорогах.
Спасибо вам за урок!
Литература

1. ГальцоваЕ.А. Изучение правил дорожного движения. - В.: «Учитель», 2007 г.
2. Добрая Дорога Детства. – М.: «Стоп – газета – безопасность на дорогах».
3. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на дорогу.- М.: ВАКО, 2006 г.
4. Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: «Айрис – пресс», 2000 г.
5. Минниханов Р.Н., Халиуллин И.А. Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в сельской общеобразовательной школе: Региональный стандарт.- Каз.: 1995 г.
6. Министерство Образования РФ. Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного стандарта.- М.: «Дрофа», 2007 г.
7. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения.- М.: Просвящение, 1981 г.
8. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе.- М.: Просвящение, 1976
9. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах.- М.: АСТ, 1997.


Ожмекова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов,
Нармонской средней школы,
Лаишевского муниципального района,
РТ.
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: narmnat79 (09.01.2012) | Автор: Ожмекова Наталья Юрьевна E
Просмотров: 5772 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]