Понедельник, 20.11.2017, 20:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Методическая разработка урока.
Методическая разработка урока по теме:
«Зубы и уход за ними»

учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22 г. Коврова
Неедро Ирина Владимировна


Тип урока: « Открытия новых знаний»

Цели:
- познакомить учащихся со строением зубов и их значением в жизни нашего организма;
-изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости выполнения этих правил;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
-формировать у учащихся навыки сотрудничества.

Задачи:
- воспроизвести знания, подготовить мышление учащихся к дальнейшей работе;
- создать проблемную ситуацию;
- организовать работу в группах;
- организовать практическую работу учащихся;
- провести презентацию групповых работ, дополнить обобщающими слайдами по теме;
- провести рефлексию;
- дать домашнее задание, направленное на развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование. Интерактивная доска для демонстрации слайдов.
Информационный материал.

1. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
- Ребята, сегодня на уроке вам предстоит выполнить интересную работу. Проверьте свою готовность, постарайтесь быть внимательными и активными.
Дети работают в группах.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
а) фронтальный опрос:
- Какую тему мы изучаем?
- Какие органы изучали на последнем уроке?
- Для чего человек питается?
- Сколько может человек прожить без пищи?
б) индивидуальный опрос:
- Рассказать и показать путь, который проходит пища в организме человека.
Рассказ ученика.(слайд 1)
-Как вы считаете, для чего нужны зубы человеку? Предположения детей.
- Попробуйте сформулировать тему урока. « Зубы и уход за ними»( слайд 2)
- На этом уроке вам предстоит узнать много интересного о зубах и их роли в жизни человека.
- На дом вам было дано задание, узнать у родителей, когда у вас появился первый зуб.(Рассказы детей)
Вывод учителя : первые зубы появляются между 6 и 8 месяцами после рождения ребенка.
- А вы знаете, как называются первые зубы?( молочные)
- Почему они так называются? Предположения детей.
- Это название первым зубам дано древним ученым Гиппократом.
- О том как появляются молочные зубы и что с ними происходит потом подготовят материал ребята первой группы.
-Что бы вы еще хотели узнать о зубах?(слайд3)
- Сколько всего молочных зубов у детей?
- Имеют ли они корни?
-Что происходит с молочными зубами потом?
- Чем отличаются молочные зубы от постоянных?
- Все ли зубы имеют одинаковую форму и почему?
- Каково строение зуба?
- Почему разрушаются зубы?
- Как это происходит?
-Как защитить зубы от разрушений?
-Ответы на эти вопросы вы найдете в материалах ваших групп.

3. Открытие детьми новых знаний.
Работа в группах.(тексты для работы в приложении)
-Организовать работу в группах вам поможет карточка- инструкция.
Каждая группа получает карточку- инструкцию:
• Внимательно прочитайте информационный материал.
• Рассмотрите данные вашей группе рисунки.
• Прочитайте вопросы к материалу.
• Подготовьте рассказ.
Отчет первой группы. Рассказ о молочных зубах.(слайд 4)

Вывод. Первые молочные зубы появляются у детей в возрасте 6-8 месяцев.
Всего у ребенка 20 молочных зубов. Молочные зубы выпадают, освобождая место для постоянных зубов.
- Как вы считаете, какие у вас зубы молочные или постоянные?
-Период от 6 до 12 лет – переходный, когда присутствуют и молочные и постоянные зубы.

4. Физкультминутка.
Потрудились- отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Отчет второй группы. Рассказ о постоянных зубах.
- Для чего нужны зубы?
- Чем отличаются молочные зубы от постоянных?
- Все ли зубы имеют одинаковую форму? Почему?
- Итак, зубы нужны человеку для того, чтобы измельчать пищу, чем способствуют правильному пищеварению. Зубы выполняют разную работу, поэтому они имеют разную форму.
Показ разных типов зубов на слайде.(слайд5)

5. Применение новых знаний в решении практических задач.
Перед вами лежат: яблоко, морковь, сушка, сухарь. Проведите эксперимент и ответьте, какими зубами удобнее откусить каждый из данных продуктов?
Какими зубами удобно пережевывать пищу?
Представители групп выступают с отчетом.
Вывод. Резцы для «резания» пищи, ими удобно откусить яблоко. Клыки и малые коренные зубы развивались для захватывания пищи, они используются для более твердых продуктов (сушки, сухарь). Большие коренные зубы служат для перетирания пищи.
На доске вывешиваются карточки с названием зубов:
Резцы
Клыки
Коренные зубы
- А теперь подумайте и скажите, какие молочные зубы заменились у вас на постоянные?

Вывод. Сейчас у вас заменились резцы и клыки, затем будут меняться коренные зубы.
К 12-14 годам смена зубов заканчивается. У подростков- 28 постоянных зубов.
- Скажите, сколько зубов у взрослого человека?(32)
- Несмотря на то, что зубы имеют разную форму, строение у них одинаковое.
Рассказ ученика о строение зубов.
Каждый зуб состоит из коронки, шейки и корней. Показ на слайде.(слайд 6)
Зубы- самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты эмалью. Она, как панцирь защищает зубы. Под эмалью находится менее твердый слой- дентин. Под дентином расположена- пульпа- мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами, через которые в зуб поступают питательные вещества. Рассказ ученика и показ на слайде.(слайд 7)
-Но как ни тверды зубы, они все же могут разрушаться.
- Кто из вас ни разу не лечил зубы?
- Почему разрушаются зубы? Как это происходит? Ответы детей.
Отчет детей третьей группы.(слайд 8)
Сначала на эмали образуется маленькая трещинка, после еды между зубами и в трещинках остаются остатки пищи, они гниют и зубы разрушаются. ( Кариес)
- Как защитить зубы от разрушений? Ответы детей.
-Расскажите, как вы чистите зубы. Ответы детей.
-Ребята из четвертой группы расскажут о том, как правильно чистить зубы.

- Чистить зубы надо два раза в день- утром и перед сном.
- После еды нужно полоскать рот теплой водой.
- Верхние зубы надо чистить движениями сверху вниз, нижние- снизу вверх.
-Чистить зубы надо не только с наружной, но и с внутренней стороны.
-Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями.
-Чтобы хорошо почистить зубы требуется не менее трех минут.
- Пользуйся только своей зубной щеткой. Следи, чтобы она всегда была чистой.
- Используйте зубные пасты, содержащие фтор, т.к. он предохраняет зубы от разрушения. Для детей выпускают специальные зубные пасты.
Рассказ сопровождается показом на модели зубов. Демонстрация зубных паст.
Думаю, теперь вы будете больше внимания уделять своим зубам.

6. Физкультминутка.
- Ребята, я буду называть вам продукты. Вы внимательно слушайте. Если эти продукты полезны для зубов- вставайте, вредны- оставайтесь на своих местах.
(молоко, торт, шоколад, рыба, яблоки, газированная вода, морковь, конфеты)
- Молодцы! Надеюсь, что теперь вы будете есть больше полезных продуктов.
- Но все же несмотря на все наши усилия, зуб заболел или появилась трещинка. Что делать?
Стихотворение Г. Остера. (приложение)
-Это вредный совет для тех, кто хочет остаться с больными зубами, а потом совсем без зубов.
_ Те, кто хочет иметь красивые, здоровые зубы, должны посещать стоматолога не реже двух раз в год и обязательно лечить зубы, если есть необходимость.

7. Включение в систему новых знаний
Работа с тестом.(приложение)
-Для чего нужны человеку зубы?
-Сколько зубов у взрослого человека?
- Вспомните название зубов и покажите их на слайде.
-Вспомнить и показать на слайде строение зуба.
- Чем отличаются молочные зубы от постоянных?
- Как вы считаете, почему важно беречь зубы?
- Вспомним еще раз правила, которые помогут вам сохранить зубы здоровыми и красивыми.
-Молодцы! Надеюсь, что эти знания вы будете применять в жизни.

8.Рефлексия
- Понравилось ли вам сегодня на уроке?
- Что нового для себя узнали?
- Что хотели бы еще узнать?
-Из каких источников вы получали информацию?

9. Домашнее задание. Написать сказку о том, как надо беречь зубы и ухаживать за ними.

Лев и Мышь.

Жил, был Лев. Был Лев злой. Всех зверей держал в страхе. Как зарычит, все звери по своим норам прятались. Звери не дружили со львов и старались с ним не встречаться.
Но вот однажды наш Лев присмирел. Оказывается, у него заболели зубы. Перевязал Лев зубы платком, ни ест, ни пьет. Обрадовались звери, стали свободно гулять по лесу. Бежала мимо Мышка, увидала, что Лев плачет и говорит зверям:
« Что вы смеетесь и радуетесь? Надо Льву помочь».
Да как ему помочь? Ведь он зубы никогда не чистит, вот они и заболели. « если вы мне поможете, то я не буду вас обижать»- говорит Лев.
Тогда Мышь говорит Льву: « Открывай рот шире и не закрывай». Влезла Мышка Льву в рот , а у зверей дыхание перехватило. А Мышка почистила Льву хвостиком все зубки, вынула соринки, косточки и сказала, что зубы надо чистить после еды, тогда они болеть не будут.

Мешалкина Мария 3-в МБОУ СОШ 22.
Зайчонок- лакомка.

В одном сказочном лесу жила мама- зайчиха. У нее был маленький сынишка- шалунишка.
Зайчиха кормила зайчонка морковкой и капустой, но он не любил овощи и просил конфет и мармелада. Однажды у маленького лакомки заболел зуб. Пришли его навестить друзья Медвежонок и Бельчонок .Они принесли сластене в подарок корзинку с овощами, потому что овощи полезны для зубов.

Толстяков Данила 3-в МБОУ СОШ 22.

Приложение к уроку «Зубы и уход за ними»

Постоянные зубы.
Зубы нужны человеку для того, чтобы измельчать пищу, чем способствуют нормальному пищеварению. Различают зубы верхней и нижней челюсти. Те и другие подразделяются на резцы , клыки , малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Каждый зуб состоит из коронки, шейки и корней. Зубы - самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты эмалью. Она, как панцирь защищает зубы, под эмалью находится менее твердый слой- дентин, под дентином расположена пульпа- мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами, через которые в зуб поступают питательные вещества и нервами, обеспечивающими чувствительность зуба. У всех зубов есть корни, которые закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

-Для чего нужны зубы?
-Рассмотри рисунок и расскажи о типах зубов.
-Рассмотри рисунок и расскажи о строении зубов.

Зубной кариес- заболевание твердых тканей зубов. Полости в зубах образуются из-за того, что находящиеся во рту бактерии разрушают кальций. Зуб- живой орган с хорошей эмалевой защитой. Как только она разрушена, в нее проникают микробы, обильно населяющие ротовую полость. Целость зуба зависит от целости эмали. Не выдерживает эмаль резкой смены температуры пищи, трения о металлические предметы, действия кислот. Считается, что если ребенок ест много конфет и пьет большое количество сладкой газированной воды, это может вызвать образование полостей в зубах. Запомните, что в молоке много кальция, а в мясе, фруктах и овощах много железа и витаминов.
Устойчивость к зубному кариесу наблюдается очень редко. Но известны отдельные народы Азии и Африки, где кариес практически не встречается. Важную роль в защите зубов от разрушения играет – фтор. Доказано, что у людей, живущих в районах, где питьевая вода содержит фтор, показатели разрушения зубов на 40% ниже, чем у тех, кто пьет нефторированную воду. Можно защитить зубы применяя зубные пасты, содержащие фтор.
Вот что нужно делать, чтобы полости в зубах появлялись, как можно реже:
Два- три раза посещайте врача. Здоровые зубы обычно бывают у здоровых людей.
Всегда полноценно питайся: ешь много зеленых овощей, свежих фруктов, мясо, рыбу и, конечно, пей побольше молока.
Не ешь слишком много конфет и не увлекайся сладкой газированной водой. Для тебя достаточно одной конфеты и одного стакана газированной воды в день.
Ходи к зубному врачу на осмотр не реже двух раз в год. Таким образом можно предотвратить развитие кариеса в самом начале и получить от врача несколько полезных советов по уходу за полостью рта.
-Почему разрушаются зубы? Как это происходит?
- Что нужно делать, чтобы полости в зубах появлялись, как можно реже?
- Какие продукты нужно употреблять в пищу?


Как правильно чистить зубы.

- Чистить зубы надо два раза в день- утром и перед сном.
- После еды рот нужно полоскать теплой водой.
- Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние- снизу вверх.
- Чистить зубы надо не только с наружной но и с внутренней стороны.
- Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями.
- Чтобы хорошо почистить зубы требуется не менее трех минут.
- Пользуйся только своей зубной щеткой. Следи, чтобы она всегда была чистой.
- Используйте зубные пасты , содержащие фтор, так как он предохраняет зубы от разрушения. Для детей вы
пускают специальные зубные пасты.

Г. Остер.

Когда тебя родная мать
Ведет к зубным врачам,
Не жди пощады от нее,
Напрасных слез не лей.
Молчи, как пленный партизан,
И стисни зубы так,
Чтоб не сумела их разжать
Толпа зубных врачей.







Молочные зубы.

Сначала у грудных детей вырастают молочные зубы. Их полный набор включает 20 зубов- десять в верхней челюсти и десять в нижней. Первые резцы появляются между 6 и 8 месяцами. Последними вырастают коренные зубы. Молочные зубы располагаются так, чтобы оставить место для развития постоянных зубов. К тому времени, когда ребенку исполняется два с половиной- три года у детей полностью прорезаются молочные зубы. Молочные зубы « живут» лишь несколько лет. Потом они выпадают и на их месте вырастают постоянные зубы.
Иногда молочный зуб вовремя не выпадает и мешает расти постоянному зубу.
В таком случае приходится обратиться к зубному врачу, чтобы он удалил этот зуб.
Удалять молочные зубы не больно, особенно те, которые сами уже вот- вот выпадут.
Некоторым детям нравится, когда у них выпадают молочные зубы: на ночь они кладут зуб под подушку для Зубной волшебницы, которая может случайно заглянуть туда, забрать зуб и положить на его место несколько монеток.

- Сколько молочных зубов у детей?
- Когда появляются первые молочные зубы?
- Что происходит с молочными зубами потом?

Тест.

Для чего человеку нужны зубы?
• Для красоты.
• Для правильного пищеварения.

Как называются первые зубы у детей?
• Молочные.
• Непостоянные.
Сколько постоянных зубов у взрослого человека?
• 28
• 32
Зуб состоит из:
• Коронки, шейки, корней.
• Эмали, шейки, корней.
Для того, чтобы зубы были здоровы их нужно чистить:
• Один раз в день.
• Два раза в день.

Продукты полезные для зубов:
• Фрукты, овощи, мясо, рыба, молоко.
• Конфеты, сладости, сладкая газированная вода.
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: NeedroIrina (26.08.2012) | Автор: Неедро Ирина Владимировна E
Просмотров: 886 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]