Суббота, 16.12.2017, 00:40
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках окружающего мира
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.

С введением нового федерального государственного стандарта образования, продумывая уроки, методы, которые планируется использовать, необходимо особое внимание уделять формированию универсальных учебных действий (УУД).

Именно овладение учащимися универсальными учебными действиями и обеспечивает достижение важного умения нового образовательного стандарта – умения учиться.
Научные знания обновляются с такой огромной скоростью, что это ставит задачу создания системы непрерывного образования в течение всей жизни. В то же самое время, содержание учебного материала с каждым годом становится шире и сложнее. Это приводит к «несформированности умения учиться». Вот почему внедрение ФГОС проходит как никогда своевременно.
К современным информационным и коммуникационным технологиям относятся цифровые технологии, служащие для создания, передачи и распространения информации, такие как: компьютерное оборудование, программное обеспечение, драйверы, компакт-диски, электронные учебники, электронный дневник, телефонные сети, спутниковые технологии, мультимедийные средства, интернет, сканеры, принтеры, фото и видеокамеры.
Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) дают неограниченные возможности, как для развития процесса образования, так и для формирования универсальных учебных действий. Обдуманное и обоснованное использование на уроках информационных и коммуникационных технологий способствует формированию личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий.
Использование ИКТ является средством повышения мотивации учения и расширения кругозора. Практически любую тривиальную тему урока можно сделать интересной, наглядной, доступной школьнику. Следует широко использовать музыкальное сопровождение, иллюстрации, видео, фотографии, интерактивные атласы и схемы, посещение интерактивного кабинета с разработанными уроками по темам. Неслучайно и стремление сделать «школу без мела»: чем меньше делается записей на доске, тем больше остается времени для закрепления.
Особенность курса «Окружающего мира» в том, что этот предмет, как никакой другой, соединяет в себе многие науки. Это позволяет формировать метапредметные и надпредметные связи. На уроках окружающего мира широко используются знания и умения, полученные на других уроках. В то же время происходит их закрепление.
Именно «Окружающий мир» позволяет формировать целостную картину мира, экологическую грамотность, играет важную роль не только в развитии, но и в воспитании личности.
Умение работать на компьютере является одним из самых востребованных видов деятельности. Именно уроки окружающего мира позволяют формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами.
На моих уроках широко используется работа с малых группах по созданию собственных презентаций по теме урока, приветствуется участие родителей в уроках (очное и заочное). Так неоднократно использовалась связь с родителями по Skype, когда взрослые из дома, со своего рабочего места участвовали в уроке, задавая вопросы, наблюдая за процессом обучения.
Активное участие родители принимают в подготовке детьми сообщений и докладов на заданную тему (опережающее домашнее задание). В классе приветствуется бережное отношение к природе. Одной из возможностей реализовать его является отказ от бумажных носителей информации. Созданная самостоятельно или с помощью учителя презентация сообщения, выполненная на электронном носителе, нагляднее для детей и позволяет сделать свое выступление ярким и запоминающимся. Кроме того, подготовленная презентация – это большое психологическое подспорье для детей, которые испытывают страх публичных выступлений, трудно адаптируются в коллективе.
Презентации, выполненные в программе MS Power Point, можно использовать и готовые из интернета, но особенно важно учить детей создавать собственные. Содержание урока, разработанное с помощью этой программы, можно переслать по электронной почте тем, кто пропустил урок или находится на домашнем обучении.
Каждому учителю необходимо по-новому взглянуть на методику построения уроков. Однако нельзя допустить, чтобы применение информационных и коммуникационных технологий стало бы самоцелью реформ начального образования. Недопустимо, чтобы большую часть урока младшие школьники проводили за компьютерами.
В основу выбора ИКТ должно быть положено овладение учащимися универсальными учебными действиями. Используемые информационные и коммуникационные технологии должны помогать в этом, а не быть самоцелью или только развлекать. Необходимо знать меру в их применении, учитывать возрастные и психологические особенности детей, цель и задачи урока и выбирать наиболее эффективные технологии.
Применяя информационные и коммуникационные технологии на уроках окружающего мира, можно сформировать следующие универсальные учебные действия.
Личностные, такие как, желание учиться, проявление интереса к работе в группе, умение соотносить поступки с принятыми этическими нормами.
Познавательные, такие как, умение найти и выделить нужную информацию, работать с текстами различных жанров, в том числе прослушанных, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные, такие как, умение слушать, выступать, работать в коллективе, разрешать конфликты.
Регулятивные, такие как, умение поставить учебную задачу, составить план действий, предвидеть результат, контролировать и корректировать действия, оценить результат и соотнести его с тем, чего хотелось достичь.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями формирует умение учиться самостоятельно. Что является одной из основных задач, которые ставит перед нами введение нового Федерального государственного стандарта.

Литература
1. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / [М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Кабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /[ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: lespb (03.08.2012) | Автор: Карасева Людмила Евгеньевна E
Просмотров: 1170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]