Вторник, 06.12.2016, 11:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Чтение

Устаревшие слова в творчестве С.А.Есенина

«Устаревшие слова в творчестве С.А.Есенина»

4 класс

Литературное чтение

 

Цели  урока:

       1.Организовать  работу по созданию словаря устаревших слов, которые встречаются в стихотворениях    С.А. Есенина.

       2. Создать условия для формирования мотивации для дальнейшего изучения творчества  С.А. Есенина.

 

Задачи:

  1. Уметь находить устаревшие слова в стихах С.А.Есенина.
  2. Уметь находить значение устаревших слов в справочной литературе, в Интернете.
  3. Сформировать познавательный интерес к творчеству С.А.Есенина.

 

Оборудование:

     - Толковые словари; ноутбуки (3 шт.);

 -отрывки из стихотворений С.А.Есенина;

-картинки (на слайдах) с изображением предметов, названия которых являются устаревшими;

-бейджи для групповой работы;

-музейные предметы: махотка, косник, плетень, кудель, веретено, ухват; ---картинка с изображением салазок; карточки с названиями к музейным предметам;

- цветные ленты: красные, зелёные, белые, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Устаревшие слова в творчестве С.А.Есенина»

Ход урока

1.Оргмомент ( 3 мин)

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня на урок литературного чтения я принесла с собой музейные экспонаты. Надеюсь, вам будет интересно и вы приобретете новые знания. Давайте повернемся друг к другу, улыбнёмся, подарим хорошее настроение и пожелаем удачи.

Посмотрите в окно. Как чудесно вокруг. Зима в самом разгаре. Это любимое время года многих. Дети всегда с нетерпением ждут прихода зимы. Ведь именно зимой можно кататься на лыжах, играть в снежки, мастерить снежные крепости. Мне невольно вспомнились строки:

 

         В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана - дурака.

 

-А вам знакомо это стихотворение?

- Кто автор этих строк? (С.Есенин) 

 -Что вы знаете о Есенине?

-В 2015 году исполняется 120 лет со дня его рождения.

2.   Предлагаю вам прочитать еще раз строки С.Есенина.

-Все ли слова вам понятны? Есть ли в стихотворении слова, которые мы  не употребляем в своей речи?

-Такие слова, вышедшие из употребления, называют устаревшими.

- Какова тема нашего урока?

Тема нашего урока  «Устаревшие слова в творчестве С.А.Есенина».

3.     -Что мы делаем, когда неизвестно значение слова, когда не понятно, о чём говорится?                           (Обращаемся к словарю, ищем в Интернете).

Я хочу обратить ваше внимание на слово  ЗАДВОРКИ.  

Какое интересное слово. –Как вы думаете, что такое задворки?

 Обратимся к страничке из толкового словаря  и найдем толкование слова ЗАДВОРКИ.

Задворки - (устар.) Часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором , позади самой крестьянской усадьбы.

-Я подобрала для вас картинку, чтобы вам было понятнее толкование слова.

Посмотрите как удобно, когда есть и толкование слова и картинка. Вот бы все словари были такие!

 

  1. А вы хотите создать свой словарь?  

-Какую ЦЕЛЬ поставим на уроке?

-    Создать словарь устаревших слов, которые встречаются в стихотворениях С. Есенина.

-Молодцы,  это будет целью нашего занятия.

 

5.Составим первую страничку словаря вместе  и узнаем, что такое салазки.

Нам поможет толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

салазки - маленькие деревянные ручные санки.

 

6. -Посмотрите, какая страничка словаря у нас получилась.

 

В стихах Есенина часто можно встретить и другие  устаревшие слова. И мы продолжим составлять наш словарь.

        Вы сейчас будете работать в группах.

7.Вспомним правила работы в группе.

Каждый работает на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Давайте распределим роли и начнём работать

В группе должен быть руководитель  - тот, кто руководит работой, распределяет роли,  толкователь - ищущий толкование слова, художник- оформитель - оформляет страницу словаря, экскурсовод- человек, который представит вашу страничку. (Бейджи прикрепляют)

 

-Не забудьте подать сигнал об окончании работы. Покажите его.

(Сказать о том, как нужно сигнализировать о том, что работа закончена.)

 

-Вспомним, какой результат должна получить каждая группа. (оформить страничку словаря).

 

8. -У каждой группы на столе стоит корзиночка . Там  лежит отрывок из стихотворения, с которым нужно работать.

Достаньте их. Прочитайте и найдите устаревшие слова.

 

 

1 гр. У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

        И, качаясь, шепчет   шаловливо:

«С добрым утром!»                      «С добрым утром!»

 

Улыбаются старушки,
Приседают старики.
Смотрят с завистью подружки
На шелковы косники.                              «Плясунья»

 

 

 

2 гр. Мать с ухватами не сладится, 
        Нагибается низко, 
        Старый кот к махотке крадется 
        На парное молоко.                                                             «В хате»

 

3 гр. Луну, наверное,

        Собаки съели-

        Её давно

        На небе не видать.

       Выдёргивая нитку из кудели,

        С веретеном

      Ведёт беседу мать.                «Метель»

 

-Проверим.

(Дети читают слова, толкование значений которых будут искать)

-Молодцы, вы   верно нашли устаревшие слова. Теперь можно приступить к оформлению словаря.

- Руководители групп подойдут ко мне и получат все необходимые материалы.

-Напомните, что должно быть на страничке?

(Слайд, где указано как составить словарь)

  1. Устаревшее слово.
  2. Толкование слова.
  3. Картинка.
  4. Отрывок из стихотворения С.А.Есенина.

-Найденные слова вы можете выделить.   У вас 6 минут.(На партах толковые словари, словарные статьи, ноутбуки с возможностью выхода в Интернет»

 

9. Работа по оформлению страниц словаря закончена.

 

    Экскурсоводы групп представят нам результаты своей работы и найдут эти предметы среди экспонатов. Посмотрите на них внимательно. Они - главные герои ваших страничек. Из них мы составим музейную экспозицию.

 

10. Защита страничек. Выходит 1 представитель-экскурсовод от группы со страничкой, читает толкование, находит этот предмет   и начинает составлять экспозицию. Ит.д.

Выстраивается экспозиция.

 11. Итог занятия.

      Наше занятие походит к концу. Давайте с вами вспомним, какую цель мы ставили вначале занятия?

--Составить словарь. 

-Цель достигнута?         -Да.

-Мы с вами не только составили словарь, но и оформили экспозицию для музея.

Вам понравилось занятие. Вы узнали что-то новое ?

 

-Мне было с вами интересно. Благодарю вас за работу. А словарик я вам подарю. У него нет последней странички. Вы можете продолжить его составлять дома и в классе.

12. Рефлексия. По старому русскому обычаю я предлагаю вам завязать узелок на память.  У меня есть разноцветные ленточки.

Если на уроке было интересно, и вы открыли для себя новые знания- повяжите на плетень красную ленту.

Если у вас ещё остались вопросы, то повяжите зелёную ленту.

 Если работа вас оставила равнодушным, то повяжите белую ленту.

(Можно попросить продолжить фразу: «Я повязал красную ленточку, потому что…» или «На уроке я  не узнал …, поэтому повязал зелёную ленту.»

Какой красивый плетень у нас получился. Я всех благодарю за работу.

-   Урок окончен.

 

Категория: Чтение | Добавил: LobachevaSNik (24.08.2015) | Автор: Лобачева Светлана Николаевна E
Просмотров: 896 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4  
Спасибо за рекомендации! Совершенствоваться никогда не поздно.

3  
Сюжетная линия интересная. Но можно посоветовать автору следующее: для того, чтобы Ваша работа была полноценной методической разработкой необходимо определить технологию обучения/воспитания, т.е. четко описать ЧЕМУ УЧИТЬ И КАК УЧИТЬ. У Вас этого не хватает в полной мере. Видно, что делает учитель, но во многом остается догадываться, что делают дети, как они взаимодействуют между собой и с учителем. Думаю если это описать в соответствии с технологией АМО, получится хорошая методическая разработка. Для этого случая все же больше подходит технологическая карта.

0
2  
Светлана Николаевна, ваш материал допущен к участию в Конференции.

1  
Дорогие друзья, было бы интересно прочитать Ваши отзывы об уроке.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]