Суббота, 17.08.2019, 20:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Чтение

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема урока Л.Толстой. Акула.
Цели: создание условий для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте). Совершенствование навыка выразительного чтения, обучение вдумчивому прочтению произведения.
Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения. Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы. (познавательные УУД)
Развивать воссоздающее и творческое воображение.
Воспитание чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев. (личностные УУД)
Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД)

Ход урока
I. Организационный момент.
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех, словно праздник,
А для детской души –
Это нить Ариадны.
Книга учит детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком
И быть нужным Отчизне.
- Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы.
II. Изучение нового материала.
1. Введение в тему. Постановка темы и цели урока.
Слайд - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого.
- Я очень люблю произведения этого автора. Особенно на меня произвел впечатление его роман «Война и мир» - о любви, преданности Отчизне, надеюсь, когда вы ближе познакомитесь с творчеством этого писателя, вам они тоже придутся по душе.
Слайд - Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие, чтобы познакомиться с одним из его произведений. Называется оно «Акула».
- Какие задачи мы с вами поставим перед собой? (ответы детей)
Итак, во время путешествия мы с вами:
Слайд (задачи урока) - познакомимся с литературными героями;
- будем учиться анализировать их поступки;
- научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценки.
- Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

2. Подготовка к восприятию.
- Ребята, что вы знаете об акулах? (ответы детей)
(слайд) Рассказ ученика об акуле.
- Послушайте внимательно текст об акуле.
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

- Что нового узнали об акулах?
- Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?

3. Предположение (антиципация).
Слайд. - Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
- Как выдумаете, кто будет героем этого произведения?
– Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
- Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания и просмостра слайд-фильма.

III. Знакомство с текстом.
1. Просмотр слайд-фильма «Акула»
- Понравилось вам произведение? Чем?
- Было ли вам страшно? Когда? (КОГДА МАЛЬЧИКИ НАЧАЛИ КУПАТЬСЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ, КОГДА РАЗДАЛСЯ КРИК» Акула»)
- Какие эпизоды запомнились больше всего?
- За кого вы переживали?
- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев)
- Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист)
2. Словарно-лексическая работа.
(слайд со словами) - Какие слова вам были незнакомы при прослушивании?
- Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
Давайте выясним их значение.
1 ученик ищет значение слова Артиллерист - военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)
Другой – палуба - часть судна.
Задание для остальных учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения остальных слов. Прочитайте их самостоятельно, вслух.
Фитиль –
горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот –
недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
Сорвался с места- побежал что было сил;
понатужься - собери силы;
подле пушки - около пушки;
взял фитиль – зажёг фитиль.
пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние

3.Медленное вдумчивое повторное чтение.
- Сейчас мы еще раз прочитаем текст, чтобы мы могли перейти к его анализу.
Работа в группах. Каждый участник группы читает свою часть текста, подчеркивает самые главные моменты, потом пересказывают друг другу кратко 3-4 предложениями.
1 уч. – обращают внимание на описание природы, как началось действие.
2 уч. – эмоциональное состояние мальчиков
3 уч. - поведение отца в экстремальной ситуации
4 уч. – чем все закончилось, действие матросов.

4. Постановка вопросов к произведению (для уточнения понимания текста)
- Каждая группа постарается составить 2-3 вопроса (по таблице «Тонких» вопросов») к произведению и задать своим товарищам из других групп.
Проверка
Физминутка (плавание, зоркость).

Слайд - 5. Я вам предлагаю подумать над следующими проблемными вопросами.
• Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
- Какие моменты в рассказе самые волнующие? (появление акулы, волнение артиллериста, встреча с акулой, выстрел, напряженное ожидание).

• Кто является главным героем рассказа?
- Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах?
- Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?
- Как он ведет себя в момент опасности?(прочитайте)
- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).
- Итак, какие же чувства он переживает на протяжении всего рассказа?
(сначала радость, потом тревогу, страх, потом облегчение)

- Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность,
смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.
Слайд (выбрать нужные черты характера)
• сильный духом
• мудрый
• мужественный
• опытный
• находчивый
• решительный
• смелый
• бывалый
- Так кто же на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)
- Зачем нужны остальные действующие лица в рассказе? (они помогают раскрыть черты характера артиллериста)
• Каковы могли быть последствия выстрела?
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
• Чему же учит Л.Н.Толстой этим рассказом?
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?

Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.
5. Работа над сюжетом произведения.
- Давайте еще раз восстановим последовательность событий в рассказе (работа в парах - на карточках)
слайд
o Появление акулы
o Купание в море
o Остановка корабля
o Спасение мальчиков
o Стрельба из пушки

Групповая работа (одна группа работает над составлением картинного плана и цветом показывает настроение кадра).
Проверка работы.
- Как вы думаете, почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)

- Что же такое сюжет? Откройте справочник КНИГОЧЕЙ (с.118) и найдите значение этого слова – цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание произведения.
- Из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка).
Слайд (элементы сюжета), (на карточках знакомятся)
- Прочитайте самостоятельно значение каждого слова.
Экспозиция - это вступительный фрагмент текста, до завязки действия.
Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.
Кульминация – самый важный, напряженный момент в произведении.
Развязка – эпизод, завершающий развитие действия.

- Какова завязка сюжета (с чего все началось)? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула!»)
- Как дальше развивались события? (матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)
- Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)
- Какова развязка сюжета? (Акула была убита, а мальчиков привезли на корабль)
- Сейчас вы попробуете сами определить, о каком элементе сюжета идет речь в вашем отрывке.
Работа в группах по определению элементов сюжета. (Каждая группа получает отрывок текста – задача – определить, к какому элементу сюжета относится эта часть)
группа 1 – кульминация
гр. 2 - завязка
гр.3 – развязка
гр. 4 - экспозиция
гр. 5 – развитие действия до кульминации
гр.6 – развитие действия после кульминации

V. Итоговая беседа. Контроль и самоконтроль знаний.
- Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.
- Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт – класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.
- А сейчас я проверю, какими вы были во время путешествия внимательными, наблюдательными.
Тестовая проверочная работа.
1. Автор рассказа «Акула»
а) Л.Н.Толстой б) Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин
2. Определи жанр произведения «Акула»
а) сказка в) стихотворение
б) рассказ г) басня
3. Отметь имя и отчество Толстого
а) Алексей Константинович
б) Алексей Николаевич
в) Лев Николаевич
4. Старый артиллерист побежал:
а) в каюту б) на палубу в) к пушке
5.Корабль стоял у берегов
а) Америки б) Африки в) Индии
6. Главный герой рассказа «Акула»
а) мальчик б) матрос в) артиллерист
7. Самый напряженный момент в произведении называется
а) завязка б) развязка в) кульминация
Проверка тестовой работы.
/а, б, в, в, б, в, в/
У кого всё правильно – поднимите зеленый фонарик «Светофорика».
- Я очень рада, что столько ребят сегодня прекрасно справились с этим заданием.
VI. Домашнее задание.
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
Слайд - По выбору учащихся:
• составить диафильм по произведению
• приготовить пересказ по одному из видов плана в учебнике (от лица мальчиков, артиллериста, или рассказчика)
• нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
• сочинить стихотворение об акуле
VII. Подведение итогов урока.
Слайд – Итак, чему же мы учились сегодня на уроке? (оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль)
– Что нового, интересного узнали?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями Л.Толстого?
- Где их можно взять? (в нашей школьной или поселковой библиотеке, у знакомых, друзей, а у учителя можно спросить? Надеюсь, что они вам тоже понравятся.
- У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
Самооценка деятельности учащихся.
- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте листок с изображением кораблика с мачтой, но без паруса. Раскрасьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.
СЛАЙД
1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.
2. Хорошо работал(а) на уроке - синий.
3. Надо постараться - красный.
VIII. ***Рефлексия.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.
Зажигаю свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
Слайд - Помните, любовь побеждает всё!
- Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.
http://amo.letitbit.net/download/24283988f02ace72bb368a71bb2cf1f25/BobrovnikovaSV.ppt.html
Категория: Чтение | Добавил: svetlanabobr70 (11.01.2012) | Автор: svetlanabobr70 E
Просмотров: 16545 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]