Понедельник, 25.03.2019, 07:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Чтение

Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании»
2. Предметы начальной школы (чтение).
3. 4 класс.
4. Автор: Васильева Елена Васильевна.
5. Должность: учитель начальных классов.
6. МБОУ СОШ №1.
7. Ставропольский край
8. Город Лермонтов.
9. Данный урок является 8 уроком в разделе «Устное народное творчество», поводится на второй неделе обучения.
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой ступени о малых фольклорных жанрах на Руси в полном объёме не говорится.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
1. Предмет: литературное чтение.
Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала.
2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
3. Планируемое количество часов: 1 час
Место учебного занятия в изучаемой теме: урок №8
4. Класс – 4 «Б» класс МОУ СОШ №1 г.Лермонтова
5. Учитель: Васильева Елена Васильевна, МОУ СОШ №1, г.Лермонтов
6. CD: презентация «Устное народное творчество» (программа «PowerPoint 2007»), публикации: буклет и газета (программа «Microsoft Office Publisher 2007»)
7. Аннотация к уроку: Урок обобщения и систематизации учебного материала.
Данное учебное занятие связано с предыдущим, изучающим отрывок из «Жития Сергия Радонежского», т.к. житие – не художественное произведение в современном смысле, его часто причисляют к разделу «Устное народное творчество». Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой ступени о малых фольклорных жанрах на Руси в полном объёме не говорится. Именно это подтолкнуло меня проводить обобщающий урок по разделу с использованием компьютерных средств, а именно – создание презентации.
Это позволило перераспределить время по сравнению с обычным уроком, увеличить не только объём информации, но и разнообразить виды деятельности на нём: конкурсы, тестирование, занимательный материал и т.д.
Особенностью является и связь нового материала, изучаемого в 4 классе, с предыдущим, который изучался как во 2, так и в 3 классах.
Разрабатываемое учебное занятие найдёт своё продолжение в будущем при изучении данного раздела в литературе 5 класса, при чтении дополнительной литературы, изучении истории русской музыки и изобразительного искусства.
8. Практическая реализация: данный урок проводился 12 сентября 2008 года в 4»Б» классе. Урок литературного чтения по обобщению и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в 4»Б» классе прошёл удачно с точки зрения выбора методики проведения урока и психологического настроя учащихся. Отбор материалов, необходимых для данного урока производился из различных источников и занял много времени, т.к. такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, нет и ЦОРов по данной теме.
Изменения в плане урока произошли при обсуждении «музыкальных» вопросов. Причиной стало слабое знание детьми видов русских народных песен, о чём было сказано учителю музыки.
Имея огромное желание более полно использовать средства ИКТ в своей работе, я испытываю определённые сложности при проведении таких уроков, т.к. кроме компьютера и экрана, имеющихся в моём кабинете, необходимо постоянно устанавливать переносной проектор, а это потеря времени. Пройдя курсы в РММЦ г. Ессентуки, я считаю необходимым для себя освоить новые программы и расширить знания в тех, в которых уже работаю. Применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения. Качество знаний, полученных учащимися на уроке составило 83%.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Систематизировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчества и понятии «устное народное творчество», совершенствовать навык чтения;
2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
4. Формировать критическое мышление, навыки работы в команде; Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
1. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.
2. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.
3. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину.
4. Развитие устной речи и мышления.
5. Формирование элементов литературоведческих представлений.

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
I. Презентация «Устное народное творчество»; Быстрые публикации по теме «Устное народное творчество»;
II. Тест «Малые фольклорные жанры», листы опроса;
III. Ф.И.Буслаев «Народный эпос и мифология»;
IV. Книги сказок, иллюстрированные И.Я. Билибиным;
V. Жетоны за правильные ответы.
VI. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009
VII. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс»
План урока
1. Организационный момент. 1мин.
2. Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний. «Живая картинка». 5 мин.
3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся. (ИКТ)
1 мин.
4. Организация восприятия и осознания нового материала. (ИКТ) 3 мин.
5. Обобщение и систематизация знаний. (ИКТ) 5 мин.
6. Повторение и анализ основных понятий. (ИКТ) 13-14 мин.
7. Тестирование 5-6 мин.
8. Итоги урока. (ИКТ) 2 мин.
9. Домашнее задание. 2 мин.
10.Рефлексия (ИКТ) 3 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент, речевая разминка:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?
II. Проверка домашнего задания. «Живая картинка».
- Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
- Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. От¬куда мы это узнали? (Из летописей)
- Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих кар¬тин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Вас¬нецов . Добрыня Никитич , Алеша Попович и Илья Муро¬мец — герои русских былин)
- Он основал монастырь, посвященный Святой Трои¬це. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)
- Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

II. Слайд № 3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.
- Какой раздел мы изучали на наших уроках? Интересно ли вам было на этих уроках? Почему мы ежегодно начинаем изучение литературы именно с раздела «Устное народное творчество»? (Ответы детей) Слайд №3.
-Сегодня на уроке, подводя итоги работы по разделу «Устное народное творчество», мы вспомним о малых фольклорных жанрах на Руси. Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает фольклор? (фольклористика)
- Какие виды работы включает в себя эта наука? ( собирание, публикация и изучение произведений народного творчества) Слайд №4.
III. Организация восприятия и осознания нового материала.
- Одним из самых известных фольклористов России является Фёдор Иванович Буслаев, русский языковед, фольклорист. Он занимался историей русской и европейской словесности, исследовал средневековое искусство. Его книга «Народный эпос и мифология» известны во всём мире. Слайд № 5.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
- Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «Устное народное творчество»? (Ответы детей: устное – из уст в уста, народное – авторство народа, творчество – создание нового). Слайд № 6.
- Какие малые фольклорные жанры мы изучали? Запишите на листах.

• Былины
• Загадки
• Пословицы
• Сказки
• Поговорки
• Песни
• Приговорки
• Считалки
• Небылицы
• Скороговорки

Слайд № 7.
VI. Повторение и анализ основных понятий:
- Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «былина»? (Былины- эпические песни о русских богатырях.) Какие былины вы знаете? ( Чтение отрывков из былин, подготовленных детьми) Слайд № 8.
-Что означает понятие «пословица»? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм). Слайд № 9.
Конкурс: «Собери пословицы»: - Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде - ряду.) Труд человека кормит, а ... (лень портит.) Раз соврал - навек ... (лгуном стал.)
- Кто других не любит, ... (сам себя губит.) Кончил дело - ... (гуляй смело.)
- Человек от лени болеет, а ... (от труда здоровеет.) Худо тому, кто ... (добра не делает никому.)
- Сам потерпи, а ... (другого не выдай.) Учись доброму, ... (худое на ум не пойдет.)
- А чем отличаются поговорки от пословиц? Каково понятие «поговорка»? Поговорка – незаконченное образное выражение. Запишите 2 поговорки, которые употребляют в вашей семье.( на листах) Слайд № 10.
- Выражение или изображение, нуждающееся в разгадке, что это? (загадка) Слайд № 11.
Конкурс загадок о музыкальных инструментах и нотах:
1. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах,
Зубы чёрные, педаль.
Как зовут меня? (Рояль)

2. Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет. (Гармошка)

3. Русским людям нравится,
Собою хороша –
Нарядная душа,
А как играть начнёт –
Народ в пляс идёт. (Балалайка)

4. По целому ты часть найди,
Две ноты вспомни, назови. ( До - ля)

5. А эта нота хоть одна,
В кулинарии нам нужна. ( Соль)
- На какую тему были эти загадки? ( Музыкальные инструменты и ноты – музыка). Вспомните, в разделе «Устное народное творчество» встречалась ли нам музыка? На каких музыкальных инструментах играли в древней Руси? ( Балалайка, гусли, гармошка и т.д.). На уроках музыки вы знакомились с русскими народными песнями. Какие жанры вы знаете? Запишите.

• Колыбельные
• Хороводные
• Патриотические
• Шуточные
• Исторические
• Частушки
• Былинные
• Лирические
• Обрядовые
• Плясовые

Слайд № 12.
- С незапамятных времен взрослые и дети любят их не только читать, но и смотреть и слушать. Что это за произведения? ( Сказки)
Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, о животных)

Конкурс «Что такое сказка?»
1. -Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: произведение; чудесное, необычное, из уст в уста.
Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
2. – Чем отличается сказка от других произведений? ( В сказке есть зачин, присказка и концовка. Она обязательно учит чему – то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль ).
3. Кто из русских художников посвятил своё творчество русским народным сказкам, создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры? ( Иван Яковлевич Билибин).
Слайд № 13.
Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. Иллюстрации к каким сказкам вы видите перед собой? ( Ответы детей)

VII. Тестирование
Объясняются правила выполнения теста.

Задания для проверочного теста
1 вариант
1. Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народно¬му творчеству:
поэма; песня; загадка;
повесть; поговорка; басня.
2. Найди пословицы о труде:
Горька работа, да сладок хлеб. Близок локоть, да не укусишь. Всяк паучок знай свой уголок. Труд человека кормит, а лень портит. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
3. Найди среди четверостиший скороговорку:
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна.
На дворе трава. На траве дрова. Раз дрова, два дрова, Три дрова.
4. Однажды мальчик Варфоломей встретил старца мона¬ха, который помог ему выбраться из леса. И этот маль¬чик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонеж¬ский, Пересвет, князь Олег)
5. Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Заглавная, главная, буквица.)

2 вариант
1.Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству:
загадка; пословица; рассказ;
повесть; песня; юмореска.
2.Найди среди предложенных пословицы о Родине: Своя земля и в горсти мила. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Друг в беде — настоящий друг. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. .
3. Найди среди четверостиший считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять.
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна.

Богат Ермошка —
У него собака да кошка.
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
4.Одним из первых русских летописцев был... . ( Сергий Радонежский, монах Киева- Печерского монастыря Нестор, Илья Муромец.)
5. Ими покрывались стены храма. Так называют изобра¬жения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Гобелены, фрес¬ки, картины)

Взаимопроверка учащихся.
VIII.Итоги урока
Сколько малых фольклорных жанров в устном творчестве русского народа?
Чем отличаются былины и сказки ?
Чем интересны русские народные песни?
Почему мы используем в своей речи скороговорки, считалки, загадки и небылицы?
Устное народное творчество - богатое наследие русского народа, поэтому мы не только его храним, но и используем в своей жизни: с раннего детства нам поют колыбельные песни, учат правильно говорить с помощью скороговорок, загадывают загадки, рассказывают и читают сказки, смешат небылицами и приговорками. Слайд № 14.
Подсчёт жетонов, выставление оценок.
IХ. Домашнее задание: Творческое задание (по желанию)
1) придумать и оформить кроссворд, где слова зашифрованы с помощью загадок;
2) сочинить и инсценировать сказку с друзьями.
Х. Рефлексия: Что понравилось вам на уроке? Что хотели бы узнать по этой теме?
Нарисуйте на листе опроса «своё настроение» на уроке: Слайд № 15.
- не очень - отлично - скучно - удивительно

Источник: http://личный архив
Категория: Чтение | Добавил: ELENAVASILEVA (07.01.2012) | Автор: Васильева Елена Васильевна E
Просмотров: 4967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]