Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Чтение |
Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании» 2. Предметы начальной школы (чтение). 3. 4 класс. 4. Автор: Васильева Елена Васильевна. 5. Должность: учитель начальных классов. 6. МБОУ СОШ №1. 7. Ставропольский край 8. Город Лермонтов. 9. Данный урок является 8 уроком в разделе «Устное народное творчество», поводится на второй неделе обучения. Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой ступени о малых фольклорных жанрах на Руси в полном объёме не говорится. Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество» 3. Планируемое количество часов: 1 час Место учебного занятия в изучаемой теме: урок №8 4. Класс – 4 «Б» класс МОУ СОШ №1 г.Лермонтова 5. Учитель: Васильева Елена Васильевна, МОУ СОШ №1, г.Лермонтов 6. CD: презентация «Устное народное творчество» (программа «PowerPoint 2007»), публикации: буклет и газета (программа «Microsoft Office Publisher 2007») 7. Аннотация к уроку: Урок обобщения и систематизации учебного материала. Данное учебное занятие связано с предыдущим, изучающим отрывок из «Жития Сергия Радонежского», т.к. житие – не художественное произведение в современном смысле, его часто причисляют к разделу «Устное народное творчество». Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой ступени о малых фольклорных жанрах на Руси в полном объёме не говорится. Именно это подтолкнуло меня проводить обобщающий урок по разделу с использованием компьютерных средств, а именно – создание презентации. Это позволило перераспределить время по сравнению с обычным уроком, увеличить не только объём информации, но и разнообразить виды деятельности на нём: конкурсы, тестирование, занимательный материал и т.д. Особенностью является и связь нового материала, изучаемого в 4 классе, с предыдущим, который изучался как во 2, так и в 3 классах. Разрабатываемое учебное занятие найдёт своё продолжение в будущем при изучении данного раздела в литературе 5 класса, при чтении дополнительной литературы, изучении истории русской музыки и изобразительного искусства. 8. Практическая реализация: данный урок проводился 12 сентября 2008 года в 4»Б» классе. Урок литературного чтения по обобщению и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в 4»Б» классе прошёл удачно с точки зрения выбора методики проведения урока и психологического настроя учащихся. Отбор материалов, необходимых для данного урока производился из различных источников и занял много времени, т.к. такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, нет и ЦОРов по данной теме. Изменения в плане урока произошли при обсуждении «музыкальных» вопросов. Причиной стало слабое знание детьми видов русских народных песен, о чём было сказано учителю музыки. Имея огромное желание более полно использовать средства ИКТ в своей работе, я испытываю определённые сложности при проведении таких уроков, т.к. кроме компьютера и экрана, имеющихся в моём кабинете, необходимо постоянно устанавливать переносной проектор, а это потеря времени. Пройдя курсы в РММЦ г. Ессентуки, я считаю необходимым для себя освоить новые программы и расширить знания в тех, в которых уже работаю. Применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения. Качество знаний, полученных учащимися на уроке составило 83%. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Систематизировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчества и понятии «устное народное творчество», совершенствовать навык чтения; 2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно; 3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения; 4. Формировать критическое мышление, навыки работы в команде; Воспитывать чувство гордости за свою Родину. ЗАДАЧИ УРОКА: Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. 1. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой. 2. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения. 3. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину. 4. Развитие устной речи и мышления. 5. Формирование элементов литературоведческих представлений. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: I. Презентация «Устное народное творчество»; Быстрые публикации по теме «Устное народное творчество»; II. Тест «Малые фольклорные жанры», листы опроса; III. Ф.И.Буслаев «Народный эпос и мифология»; IV. Книги сказок, иллюстрированные И.Я. Билибиным; V. Жетоны за правильные ответы. VI. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 VII. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс» План урока 1. Организационный момент. 1мин. 2. Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний. «Живая картинка». 5 мин. 3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся. (ИКТ) 1 мин. 4. Организация восприятия и осознания нового материала. (ИКТ) 3 мин. 5. Обобщение и систематизация знаний. (ИКТ) 5 мин. 6. Повторение и анализ основных понятий. (ИКТ) 13-14 мин. 7. Тестирование 5-6 мин. 8. Итоги урока. (ИКТ) 2 мин. 9. Домашнее задание. 2 мин. 10.Рефлексия (ИКТ) 3 мин. Ход урока: I. Организационный момент, речевая разминка: Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей? II. Проверка домашнего задания. «Живая картинка». - Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения. - Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. От¬куда мы это узнали? (Из летописей) - Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих кар¬тин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Вас¬нецов . Добрыня Никитич , Алеша Попович и Илья Муро¬мец — герои русских былин) - Он основал монастырь, посвященный Святой Трои¬це. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.) - Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.) II. Слайд № 3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся. - Какой раздел мы изучали на наших уроках? Интересно ли вам было на этих уроках? Почему мы ежегодно начинаем изучение литературы именно с раздела «Устное народное творчество»? (Ответы детей) Слайд №3. -Сегодня на уроке, подводя итоги работы по разделу «Устное народное творчество», мы вспомним о малых фольклорных жанрах на Руси. Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает фольклор? (фольклористика) - Какие виды работы включает в себя эта наука? ( собирание, публикация и изучение произведений народного творчества) Слайд №4. III. Организация восприятия и осознания нового материала. - Одним из самых известных фольклористов России является Фёдор Иванович Буслаев, русский языковед, фольклорист. Он занимался историей русской и европейской словесности, исследовал средневековое искусство. Его книга «Народный эпос и мифология» известны во всём мире. Слайд № 5. IV. Обобщение и систематизация знаний. - Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «Устное народное творчество»? (Ответы детей: устное – из уст в уста, народное – авторство народа, творчество – создание нового). Слайд № 6. - Какие малые фольклорные жанры мы изучали? Запишите на листах. • Былины • Загадки • Пословицы • Сказки • Поговорки • Песни • Приговорки • Считалки • Небылицы • Скороговорки • Слайд № 7. VI. Повторение и анализ основных понятий: - Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «былина»? (Былины- эпические песни о русских богатырях.) Какие былины вы знаете? ( Чтение отрывков из былин, подготовленных детьми) Слайд № 8. -Что означает понятие «пословица»? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм). Слайд № 9. Конкурс: «Собери пословицы»: - Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде - ряду.) Труд человека кормит, а ... (лень портит.) Раз соврал - навек ... (лгуном стал.) - Кто других не любит, ... (сам себя губит.) Кончил дело - ... (гуляй смело.) - Человек от лени болеет, а ... (от труда здоровеет.) Худо тому, кто ... (добра не делает никому.) - Сам потерпи, а ... (другого не выдай.) Учись доброму, ... (худое на ум не пойдет.) - А чем отличаются поговорки от пословиц? Каково понятие «поговорка»? Поговорка – незаконченное образное выражение. Запишите 2 поговорки, которые употребляют в вашей семье.( на листах) Слайд № 10. - Выражение или изображение, нуждающееся в разгадке, что это? (загадка) Слайд № 11. Конкурс загадок о музыкальных инструментах и нотах: 1. Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах, Зубы чёрные, педаль. Как зовут меня? (Рояль) 2. Ящик на коленях пляшет – То поёт, то горько плачет. (Гармошка) 3. Русским людям нравится, Собою хороша – Нарядная душа, А как играть начнёт – Народ в пляс идёт. (Балалайка) 4. По целому ты часть найди, Две ноты вспомни, назови. ( До - ля) 5. А эта нота хоть одна, В кулинарии нам нужна. ( Соль) - На какую тему были эти загадки? ( Музыкальные инструменты и ноты – музыка). Вспомните, в разделе «Устное народное творчество» встречалась ли нам музыка? На каких музыкальных инструментах играли в древней Руси? ( Балалайка, гусли, гармошка и т.д.). На уроках музыки вы знакомились с русскими народными песнями. Какие жанры вы знаете? Запишите. • Колыбельные • Хороводные • Патриотические • Шуточные • Исторические • Частушки • Былинные • Лирические • Обрядовые • Плясовые Слайд № 12. - С незапамятных времен взрослые и дети любят их не только читать, но и смотреть и слушать. Что это за произведения? ( Сказки) Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, о животных) Конкурс «Что такое сказка?» 1. -Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: произведение; чудесное, необычное, из уст в уста. Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение? 2. – Чем отличается сказка от других произведений? ( В сказке есть зачин, присказка и концовка. Она обязательно учит чему – то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль ). 3. Кто из русских художников посвятил своё творчество русским народным сказкам, создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры? ( Иван Яковлевич Билибин). Слайд № 13. Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. Иллюстрации к каким сказкам вы видите перед собой? ( Ответы детей) VII. Тестирование Объясняются правила выполнения теста. Задания для проверочного теста 1 вариант 1. Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народно¬му творчеству: поэма; песня; загадка; повесть; поговорка; басня. 2. Найди пословицы о труде: Горька работа, да сладок хлеб. Близок локоть, да не укусишь. Всяк паучок знай свой уголок. Труд человека кормит, а лень портит. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 3. Найди среди четверостиший скороговорку: Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна. На дворе трава. На траве дрова. Раз дрова, два дрова, Три дрова. 4. Однажды мальчик Варфоломей встретил старца мона¬ха, который помог ему выбраться из леса. И этот маль¬чик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонеж¬ский, Пересвет, князь Олег) 5. Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Заглавная, главная, буквица.) 2 вариант 1.Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству: загадка; пословица; рассказ; повесть; песня; юмореска. 2.Найди среди предложенных пословицы о Родине: Своя земля и в горсти мила. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Друг в беде — настоящий друг. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. . 3. Найди среди четверостиший считалку: Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна. Богат Ермошка — У него собака да кошка. Петушок да курочка, Селезень да уточка. 4.Одним из первых русских летописцев был... . ( Сергий Радонежский, монах Киева- Печерского монастыря Нестор, Илья Муромец.) 5. Ими покрывались стены храма. Так называют изобра¬жения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Гобелены, фрес¬ки, картины) Взаимопроверка учащихся. VIII.Итоги урока Сколько малых фольклорных жанров в устном творчестве русского народа? Чем отличаются былины и сказки ? Чем интересны русские народные песни? Почему мы используем в своей речи скороговорки, считалки, загадки и небылицы? Устное народное творчество - богатое наследие русского народа, поэтому мы не только его храним, но и используем в своей жизни: с раннего детства нам поют колыбельные песни, учат правильно говорить с помощью скороговорок, загадывают загадки, рассказывают и читают сказки, смешат небылицами и приговорками. Слайд № 14. Подсчёт жетонов, выставление оценок. IХ. Домашнее задание: Творческое задание (по желанию) 1) придумать и оформить кроссворд, где слова зашифрованы с помощью загадок; 2) сочинить и инсценировать сказку с друзьями. Х. Рефлексия: Что понравилось вам на уроке? Что хотели бы узнать по этой теме? Нарисуйте на листе опроса «своё настроение» на уроке: Слайд № 15. - не очень - отлично - скучно - удивительно Источник: http://личный архив | |
Просмотров: 5311 | |
Всего комментариев: 0 | |