Понедельник, 20.11.2017, 20:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

урок по развитию речи
Подготовка к написанию сочинения по
картине Евгения Широкова «Друзья»

Единственный способ иметь друга - это быть другом.

народная пословица

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.
Задачи: развитие устной и письменной коммуникации учащихся;
воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили»;
развитие воображения учащихся, творческих способностей.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1) Знать структуру текста – описания, текста – повествования;
2) уметь составлять собственный текст на основе увиденного, уместно соблюдать языковые нормы русского литературного языка на письме.

Технолигии урока: модерации, информационно- коммуникативные

Форма работы: групповая

Оборудование к уроку: презентация, раздаточный материал: листы - задания для рабочих групп, репродукция картины Е.Широкова «Друзья».

Ход урока
1. Инициация.
Ребята, здравствуйте. Сегодня вы будете работать самостоятельно. Я буду вам во всём помогать, вы можете у меня проконсультироваться по любому вопросу, который вам непонятен. На уроке будет групповая работа. Предлагаю разделиться на группы. Возьмите, пожалуйста, смайлик, который вам понравился. Присаживайтесь за рабочие столы (ребята рассаживаются по цвету смайликов).
2. Погружение в тему.
Тема урока «Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья».
Какая цель нашего урока?
Почему мы взяли такой эпиграф к уроку? (подумайте и ответим в конце урока).
3. Формирование ожиданий учеников.
Используется метод «Дерево ожиданий». Учащиеся самостоятельно формулируют свои ожидания от урока. Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале урока детям раздаются заготовленные яблоки. На них учащиеся пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. По мере того как ожидания будут исполняться, т.е. яблоки будут созревать, можно их снимать и «собирать» в корзину.
4. Интерактивная лекция.

Ребята, мы будем работать на уроке с картиной Е. Широкоав «Друзья», которую написал Евгений Широков (краткая информация о его жизни, слайд).
Евгений Широков родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, в 12 лет поступил на завод художественного литья. Закончил Свердловское художественное училище, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. С 1958 года живет и работает в Перми. Евгений Широков писал пейзажи, натюрморты, им создана серия картин на тему Великой Отечественной войны, но всероссийскую известность художнику принес именно жанр портрета.
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Художник награжден орденами «Знак почета» (1981 г.) и «Петр Великий» (2002 г.). С 1993 года — профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусства и культуры. С 1998 года — Почетный гражданин Перми.

Сегодня, описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами: передний план картины, второй план картины, дальний план, фон. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения.
передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины, дальний план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что – нибудь; 2. то, что изображено вдалеке.
Сегодня на уроке мы будем использовать 2 типа речи: описание, повествование.
Вспомним, какой тип речи называется повествованием, описанием?) Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде.
Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос какой? В тексте употребляется больше глаголов несовершенного вида.
Повествование – рассказ о действиях и событиях в определённом порядке (что было сначала, что потом… и наконец). К тексту можно задать вопрос что произошло?

5. Проработка содержания темы.
Посмотрите внимательно на картину, а теперь послушайте музыку (звучит музыка Е. Дога «Мой ласковый и нежный зверь»). Соответствует ли музыка содержанию картины? Почему?

Исследовательская работа
1)Ребята, сейчас у нас исследовательская работа. Мы будем работать с картиной Е. Широкова «Друзья». Поможет нам в работе путешествие.
(слайды озвучены)
Слайд – Внимание! Отправляемся в путешествие! Звучит песня «Дорогою добра».
Слайд - Остановка «Юный исследователь». Наша задача – приготовить рабочие материалы для написания сочинения. У вас на столах лежат таблицы, которые вам предстоит заполнить. Обсуждаете картину сообща, и каждый записывает информацию в свой листок (работа в течение 5 минут).
Слайд – путешествие продолжается! (Переход на другую станцию).
Учащиеся меняются местами. Первая группа и третья, вторая и четвёртая.
Слайд - Остановка «Юный Эксперт». Ребята, я вам предлагаю проанализировать работу предыдущей группы и дополнить её, если это необходимо. Также не забудьте проверить орфографию(3 мин.)
Слайд – путешествие заканчивается. Возвращаемся на станцию «Юный исследователь».
2) Поработайте со своими рабочими листами. Посмотрите внимательно! Со всеми ли исправлениями, замечаниями вы согласны?
3) Я предлагаю вам устно описать одного из героев картины. Выберите смайлик, на котором указано задание (учащиеся работают в течение 2 мин. и представляют работу классу). Затем идёт межгрупповая работа. Учащиеся высказывают свои замечания, пожелания.
4) Как вы думаете, что произошло с героями до того момента, который изображён на картине. Обсудите в группе вашу версию и предложите ребятам из других групп.

3) Обсудите в группе, чем закончилась история героев картины?

4) Составление плана
Каждой группе выдаётся карточка с вопросами:
О чём вы будете писать в начале рассказа?
Что у вас будет основной частью работы?
Чем вы закончите своё сочинение?
Группы предлагают свои варианты плана. Составляем общий план.
Примерный план:
1. Что произошло у героев картины до того момента, который изображён на картине?
2. Описание картины.
а) Описание собаки.
б) Описание мальчика.
в)Фон картины.
3. Как закончилась история героев?

6. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).
Давайте вернёмся к началу урока. Вы готовы написать сочинение? Прочитаем ещё раз эпиграф урока. Действительно ли мы говорили сегодня о друзьях. Подходят эти слова к нашим героям?
Ребята, посмотрите на дерево, которое расположено на доске. У кого яблоки остались на дереве? (Если яблоки у кого – то остались на дереве, ещё раз вместе с ребятами из других групп работаем над непонятыми вопросами).

Домашняя работа. Упражнение 249. Придумать начало рассказа и окончание.

Самоанализ урока
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья».
Задачи:
Развитие устной и письменной коммуникации учащихся;
воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили»;
развитие воображения учащихся, творческих способностей.
Цель определила весь ход урока, все его составные компоненты: тип урока, этапы, содержание учебного материала, способы достижения цели.
Для меня как учителя проблемно – методическая задача заключалась в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность учащихся и помочь им подготовиться к написанию сочинения.
Исходя из поставленных целей я определила тип урока – урок – исследование с игровым моментом.
Структура урока представляла собой логически связанные этапы.

Этапы урока Задачи каждого этапа Предполагаемый результат
Инициация, деление класса на группы Вовлечь каждого учащегося в учебную деятельность. Учащиеся охотно делятся на группы.
Погружение в тему (постановка цели совместно с учащимися), работа с эпиграфом – создание проблемной ситуации. Каждый учащийся должен осознавать, чему он должен научиться на уроке. Дети сформулировали цель урока.
Формирование ожиданий учеников (метод «Дерево ожиданий»). Повысить активность учащихся на уроке. Активно работают.
Интерактивная лекция. Кратко вспомнить биографию художника, термины, которые понадобятся для написания сочинения. Ребята справились с заданием.
Проработка содержания темы.

Использование музыкальной паузы.

Исследовательская работа с игровым моментом.



Создать эмоциональный фон, передать настроение героев картины учащимся.

Заинтересовать детей, всех включить в учебную деятельность.



Музыка помогла включиться в работу.

Ребята активно работали.

Рассказ об одном из героев. Формирование устной коммуникации. Ребята подробно описали одного героя.
Придумать начало рассказа. Развитие воображения учащихся и творческих способностей. Придумали.
Придумать концовку рассказа. Развитие воображения учащихся и творческих способностей. Придумали.
Подведение итогов урока. Выяснить, готовы ли дети написать сочинение. да
Рефлексия Метод «Дерево ожиданий». Все яблоки оказались в корзине. Ожидания учащихся сбылись. Все ожидания исполнились.

Способы достижения цели: 1. На уроке использовались упражнения на конструктивном и творческом уровне.
2. Задания коммуникативного характера.
Форма работы – групповая; методы – наглядные, практические, метод самостоятельной работы, игровой.

Думаю, что цель урока достигнута, задачи реализованы на оптимальном уровне.
Категория: Русский язык | Добавил: Наталья (11.11.2011) | Автор: Яук Наталья Васильевна E
Просмотров: 2064 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]