Суббота, 16.12.2017, 00:39
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Пусть поможет нам компьютер! МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Пусть поможет нам компьютер!
МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Наступило время, когда лозунг «Каждой школе — компьютерный класс» уже не является утопичным, это реалии нашего времени. Обучение же русскому языку именно та область, где использование компьютеров может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, улучшить её результаты. Кажется, уже ни для кого не секрет, что компьютер может и должен использоваться не только на уроках естественно-математического цикла, но и гуманитарного. Но как именно? А это ведь тоже уже не секрет.
Сейчас назрела необходимость очертить контуры применения мультимедиа технологий в обучении русскому языку, показать возможности для создания новых приёмов обучения. Ведь необдуманное, научно и методически не оправданное введение компьютера в практику обучения предмету может сказаться и отрицательно.
С чем же столкнётся учитель-словесник, если решит включить в учебный процесс компьютер? С необходимостью иметь под рукой учебные программы по предмету и методики применения их на уроках. (Если собственную компьютерную «безграмотность» он уже преодолел).
Думается, что создание программно-методического обеспечения уроков языка должно вестись в трёх направлениях. Первое — создание комплекта учебных программ ко всему систематическому курсу языка средней общеобразовательной школы с учётом вариативных методических систем обучения предмету. Второе направление — создание обучающих программ ко всем разделам курса языка и к отдельным урокам. Третье направление — программирование опыта учителей. Создание таких программ намного расширяет возможности внедрения передового педагогического опыта в практику работы учителей-словесников. Говоря о таком опыте, необходимо заметить, что эти разработки не должны носить фрагментарный характер. Идеал: технологичная модель, понятная учащимся и легко поддающаяся программированию.
В последнее время повсеместно предпринимаются попытки создания учебных программ. Обобщив их результаты, приходишь к выводу, что наибольшее предпочтение отдаётся комбинированным программам. В них на экран дисплея выводится учебник (в виде какого-либо правила или таблицы), затем различный дидактический материал, включающий в себя разнообразные упражнения, развивающие умения и навыки по данной теме учебника, и контрольные задания. Использование же игровых моментов только стимулирует интерес учащихся.
Определённые трудности у учителя-словесника вызовут вопросы, связанные с методикой использования компьютера непосредственно на уроке. В своём большинстве все имеющиеся виды программ: комбинированные, программы-тренажёры, программы-контролёры рекомендуется вводить во вторую часть урока, после проведения работы, актуализирующей знания учащихся по определённой теме. Примерная структура урока восприятия и осознания новых знаний с использованием компьютера может выглядеть так:
1. Актуализация опорных знаний учащихся (учёт принципа преемственности).
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, название темы, цели урока (2 мин.).
3. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала (12— 15 мин.):
а) наблюдение и анализ языковых явлений под руководством учителя;
б) выводы, формулирование правила учащимися;
в) работа с учебником.
4. Осмысление новых знаний в процессе практической деятельности(15—20 мин.):
а) формирование умений пользоваться знаниями (например, новое правило) в процессе выполнения разнообразных упражнений под руководством учителя;
б) самостоятельная творческая работа.
На этом этапе урока класс делится на две группы. Одна работает с компьютером, другая на местах занимается с учителем, так как изучение любой темы невозможно ограничить работой с компьютером. Затем происходит смена рабочих мест.
5. Задание на дом (3—5 мин.).
6. Подведение итогов работы (3—5 мим.):
а) систематизация приобретённых знаний (практическое применение этих знаний);
б) аргументация оценок за работу на уроке (сбор данных о работе, выведенных на экран дисплея).
Другой вариант использования компьютера рекомендуется применять при проведении урока осмысления знаний, формирования умений и навыков. Такой тип урока занимает едва ли не самое большое место во всей системе работы учителя языка. Первичное осмысление нового производится вслед за объяснением его на уроке. Обычно осуществляется это путём анализа примеров на данное правило.
Урок осмысления знаний, формирования умений и навыков по своей структуре значительно отличается от предшествующего его типа. В нём кульминационным моментом является система упражнений, обеспечивающих осмысление того, с чем ранее учащиеся были знакомы. Задаче осмысления знаний может быть подчинён и опрос учащихся, которому на уроке этого типа отводится значительное место.
Структура урока:
1. Лексико-орфоэпическая (лексико-орфографическая) работа (5—7 мин.).
2. Повторение изученного, проверка домашнего задания (5—10 мин.).
3. Мотивация учебной деятельности учащихся, название темы и цели урока (1—2 мин.).
4. Тренировочные упражнения на осмысление знаний, формирование умений и навыков по определённой системе с постепенным усложнением (20— 25 мин.).
Класс делится на две группы. При этом общее время работы учащегося с компьютером составляет около 10— 12 минут.
5. Упражнения по развитию устной и письменной речи (7 мин.).
6. Итог урока. Учитель акцентирует внимание учащихся на вопросах, вызывающих трудности (2—3 мин.).
7. Упражнения на вставку букв, слогов, словосочетаний, дописывание, расстановку знаков препинания.
Несомненно, с появлением большего количества программ будет пополняться и перечень упражнений.
Итак, на сегодняшний день ясно: возможности использования компьютеров на уроках необычайно широки. В память машины можно заложить любые схемы, условные обозначения, таблицы, правила и при необходимости вывести их на экран дисплея в качестве справочного материала. Тем не менее, приглашая на урок компьютер, словесник должен помнить: машина может стать надёжным помощником, но никогда не подменит, не заменит самого учителя.
Правильно построенный урок с применением мультимедиа технологий рождает не только восторги, но и новые идеи как со стороны педагогов, так и со стороны учеников: использовать компьютер для дополнительных занятий (такой своеобразный «калач» для отстающих), для проведения уроков со старшеклассниками на более высоком уровне обобщения знаний (вплоть до самостоятельного составления языковых программ).
Что ж, вывод логичен: за мультимедиа технологии — двумя руками! Это новый уровень для урока языка. Использование компьютера поможет разубедить учеников в том, что скучнее и обыденнее урока русского языка нет ничего на свете. Значит, пусть поможет нам компьютер?!

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/149527475765db503bf4cdc84ba902540/MinakovaTB.ppt.html
Категория: Русский язык | Добавил: minakova70 (10.01.2012) | Автор: Минакова Татьяна Валериевна E
Просмотров: 988 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]