Понедельник, 20.11.2017, 16:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
М.В.Курочкина
П.Салым
ХМАО-Югра
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Образование в нашей стране с каждым годом существенно меняется. Это связано с переходом на личностно - ориентированное обучение. Главная задача современного образования - максимальное раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса. Решить эту задачу было бы трудно без внедрения в образовательный процесс инновационных технологий.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Среди них следующие наиболее характерные:
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
2. Личностно - ориентированные технологии
3. Мониторинг интеллектуального развития.
4. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.
Все перечисленные инновации помогают мне в моей профессиональной деятельности. Я с интересом знакомлюсь с инновационными педагогическими технологиями, опытом работы педагогов-новаторов и стараюсь использовать в своей работе. В основе моих уроков литературы лежит педагогика сотрудничества Е.Н.Ильина. Считаю, что должна не заставлять прочитывать произведения, а вызывать интерес к ним. Для этого, готовясь к уроку, ищу в текстах цитаты, эпизоды, способные затронуть души современных ребят.
Давно уже не мыслю своей работы без опорных конспектов В.Ф.Шаталова. Ещё будучи школьницей, смотрела по телевизору его выступление и навсегда запомнила, что ребёнку для усвоения нового необходимо услышать это новое не менее 27 раз за урок. Стараюсь новые термины или правила всегда повторять на занятиях как можно чаще. На уроках знакомства с новыми орфографическими или пунктуационными правилами во время первичного закрепления обязательно даю возможность каждому ученику, применяя данное правило, рассуждать вслух, что, по сути, и является повторением, позволяющим заучить правило прямо на уроке.
Темы самообразования связаны с инновациями: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы», «Исследовательская деятельность в работе с одарёнными детьми», «ИКТ в работе учителя русского языка и литературы».
С появлением интернета возможности учителя значительно расширились. Я стараюсь повышать свою квалификацию, участвуя в различных профессиональных конкурсах: конкурс ЭОР; 13-й международный конкурс для педагогов «Поэзия» (сайт « PEDOLIMP Международная педагогическая олимпиада») Диплом лауреата; Диплом лауреата во II Всероссийском интернет-конкурсе «Педагогическое вдохновение – 2011» (http://www.deti-66.ru/orderdiplom.htmll.); Диплом победителя (1 место) Всероссийского дистанционного конкурса для педагогов «Моё призвание!» (Образовательный портал «Продлёнка»); Диплом победителя (1 место) Всероссийского дистанционного конкурса для педагогов «Публицистика» (сайт«PEDOLIMP Международная педагогическая олимпиада»); Диплом призёра в конкурсе программ элективных курсов (Кировский институт повышения квалификации учителей) и др.; участвую в видеоконференциях и вебинарах (13 Всероссийская педагогическая видеоконференция. Тема: «Современные интерактивные педагогические технологии», 2011 г.; Всероссийская педагогическая видеоконференция. Тема: «Педагогика чтения: межпредметный и поликультурный подход», 2011 г. и др.). Изучила материал дистанционных курсов повышения квалификации на сайте «Мой университет» «Активные методы обучения» и «Технология интерактивного обучения». Технологию модерации и АМО с удовольствием использую в работе.
Повышению квалификации способствует и сетевое общение с коллегами. Не скрою, что с момента моего приезда в Салым остро ощущала отсутствие возможности учиться у коллег из-за удалённости населённых пунктов в Нефтеюганском районе. Теперь эта проблема решена. Мы можем обмениваться опытом с коллегами всего бывшего СССР. Из многих учительских порталов я отметила бы особо «Педсовет.Ру», «Сеть творческих учителей», «nsportal», «prochkolu.ru», а так же учительские сайты на «ucoz». У меня есть свои странички в сети, а так же свой сайт. Кроме того, я являюсь администратором странички школы на «prochcolu.ru».
Замечательная программа Skype даёт возможность проводить дистанционные занятия.
Школа, в которой я работаю, на сегодняшний день технически хорошо оснащена. В каждом кабинете есть компьютер, проектор и интерактивная доска. Это помогает учителю идти в ногу со временем, способствует его инновационной деятельности. Мои ученики с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, в том числе и дистанционных. Только в 2011-2012 учебном году были достигнуты следующие результаты:Диплом лауреата Всероссийского творческого конкурса «Лето – чудесная пора!» (Дистанционный Образовательный Портал «Продленка»). Ученик 6 кл. Владимиров Максим; Диплом победителя Всероссийского творческого конкурса «Лето – чудесная пора!» (там же). III-е место.Ученица 6 кл. Чудинова Полина; Диплом победителя Всероссийского творческого конкурса «Лето – чудесная пора!» (там же). III-е место. Ученица 6 кл. Савицких Марина; Диплом победителя Всероссийского творческого конкурса «Лето – чудесная пора!» (там же). II-е место. Ученица 10 кл. Опалева Мария; на сайте www// vot-zadachka.ru: Диплом победителя III степени за победу во Всероссийском конкурсе сочинений «До свидания, лето весёлое!» Участник – Владимиров Максим, 6 кл.;Диплом победителя II степени за победу во Всероссийском конкурсе сочинений «До свидания, лето весёлое!» Участница – Чудинова Полина, 6 кл.; Диплом победителя I степени за победу во Всероссийском конкурсе сочинений «Люблю тебя, мой край родной!» Участница – Опалева Мария,10 кл.; Диплом победителя I степени за победу во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 5-6 классов. 1 тур. Савицких Марина, 6 кл.; Диплом победителя I степени за победу во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 7-8 классов. 1 тур. Курочкин Сергей, 8б кл.; Диплом победителя II степени за победу во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 9-11 классов. 1 тур. Богданова Екатерина, 10 кл.; Диплом победителя II степени за победу во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 9-11 классов. 1 тур. Аверина Елена, 10 кл.; Диплом победителя II степени за победу во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 9-11 классов. 1 тур. Опалева Мария, 10 кл.; Диплом победителя I степени за победу во Всероссийском конкурсе сочинений «Беречь природу – долг каждого». Участница – Опалева Мария,10 кл.; Диплом победителя I степени за победу во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 5-6 классов. 2 тур. Савицких Марина, 6 кл.; Диплом победителя II степени за победу во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 7-8 классов. 2 тур. Курочкин Сергей, 8б кл.; Диплом победителя II степени за победу во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 9-11 классов. 2 тур. Опалева Мария, 10 кл; на сайте «Интеллект-экспресс»: Диплом за II место во Всероссийском конкурсе «Любимый русский язык, 6 кл.» Владимиров Максим, 6 класс; на сайте «Центр Снейл»: Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Занимательное языкознание», Курочкин Сергей, 8б класс; Диплом победителя (120б. из 120б.) в конкурсе «Русский медвежонок», Курочкин Сергей, 8б класс.
Интересна для меня проектная деятельность. Одним из самых запоминающихся стал проект семиклассников к юбилею округа «Люблю тебя, моя Югра!» об истории Югры и её литературных деятелях. Проект был представлен на классных часах в 5-9 классах.
Особое место в моей практике занимает исследовательская деятельность учащихся. В течение нескольких лет мы исследовали (и продолжаем исследовать) творчество нашей землячки поэтессы Т.В.Коневой. На районной конференции «Шаг в будущее» были представлены работы: «Тема Родины в творчестве салымской поэтессы Т.В.Коневой», Быкова Н., 8 кл., 2007 г. победа в номинации; «Слово сердце в стихотворениях салымской поэтессы Т.В.Коневой», Кучма К., 9 кл.,2008 г., 2 место; «Зима в стихотворениях салымской поэтессы Т.В.Коневой», Курочкин С.,5 кл., 2009 г., победа в номинации; «Салым в стихотворениях салымской поэтессы Т.В.Коневой», Богданова Е., 8 кл., 2010 г., победа в номинации. Исследование Курочкина С. (8б) было высоко оценено жюри дистанционного конкурса «Первые шаги в науку» (Диплом лауреата 1 степени, приглашение для участия в очном туре).
Не могу обойти вниманием элективные курсы. С удовольствием провожу занятия различных элективных курсов: «Всемогущий и занимательный синтаксис», «Учись писать грамотно» и др. Разработала программу «Решение лингвистических задач, или Подготовка к олимпиадам по русскому языку», с которой участвовала в конкурсе (Диплом призёра).
С появлением интернета перешли на новый уровень и наши печатные педагогические издания. Конечно же, я не отказалась от давно полюбившихся изданий г.«Первое сентября», в которых печатались и мои статьи, и от серии «УГ». Сначала я заказывала диски с годовой подпиской, потом читала электронные версии в интернете, а теперь школа стала участницей проекта «Школа цифрового века» и предоставила нам, учителям, коды доступа ко всем изданиям г.«Первое сентября», что, несомненно, очень удобно и в то же время важно для эффективной работы учителя.
Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Их роль как средства достижения эффективности урочной и внеурочной деятельности учителя неоспорима. Эффективность же их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Список литературы
1. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 5.
2.Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.
3. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. - 2005. - № 3. - с.29.
4. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника. - М.: Новая школа. - 1994. - с. 64.
Категория: Русский язык | Добавил: uch-liter (25.08.2012) | Автор: Курочкина Марина Викторовна E
Просмотров: 1089 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]