Суббота, 17.11.2018, 07:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Использование активных методов обучения в преподавании дисциплины "Русский язык"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В преподавании  ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

В своей монографии доктор педагогических наук Ю.А.Гагин отмечал следующее: «В готовом виде даются так называемые интерпретационные знания, неподлинные. Эти знания часто содержат избитую, само собой разумеющуюся информацию» [1].

В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных  задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить то, что в них самих заложено, способствуя формированию активной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Одним из современных методов обучения являются активные методы обучения (АМО), который способствует эффективному формированию  ключевых компетентностей обучающихся через создание развивающей образовательной среды с помощью данной технологии. 

Перейдем непосредственно к рассмотрению хода и процесса самого  занятия с использованием данного метода, направленное на повторение, систематизацию и закрепление материала по теме «Бессоюзное сложное предложение» (БСП). Занятие проводилось со студентами 1 курса. На данном занятии использовался авторский метод «Исследовательская лаборатория». Суть метода заключается в следующем. Преподаватель, обращаясь к студентам, сообщает о том, что, готовясь к занятию, наткнулась в Интернете на одно интересное объявление. А именно: одна исследовательская лаборатория обратилась к посетителям сайта с просьбой помочь привести в порядок документацию по разным разделам «Русского языка». Далее преподаватель говорит, что разобрать все материалы этой лаборатории в короткий срок вряд ли возможно, а вот часть их, которая касается темы «Бессоюзное сложное предложение» студентам вполне по силам.

В объявлении сказано, что по неосторожности одного из сотрудников,  часть документов рассыпалась и их нужно восстановить, часть рассортировать в зависимости от  смысловых отношений БСП, а также проработать материалы, пришедшие на экспертизу. 

Затем ссылаясь на инструктаж, характерный для научной работы, преподаватель предлагает обучающимся выстроить порядок выполнения поставленной задачи, а также напоминает о том, что в завершении работы необходимо отобразить свои достижения, неудачи, трудности в индивидуальной карте оценки умений и навыков. 

Результат:

Посредством парной и индивидуальной, а также дифференцированной работы систематизируется и закрепляется учебный материал. Идет обсуждение результатов общего труда, степени достижения поставленной цели (общей и частной).

После завершения работы возможны различные варианты проведения рефлексии. В ходе рефлексии важно получить мнение студентов, чтобы они проанализировали результаты своей работы и осознали ее значимость для себя лично (а не для преподавателя, родителей и т.д.)

В ходе занятия студенты под руководством преподавателя- модератора повторяют и систематизируют теоретический материал, составляют опорную схему, через индивидуальную, парную и дифференцированную работу отрабатывают практические навыки, осуществляют само- и взаимопроверку результатов своей деятельности, выставляют оценки, опираясь на предложенную шкалу. На этапе рефлексии студенты заполняют индивидуальную карту оценки умений и навыков, планируют дальнейшую самостоятельную работу по изученной теме.

Представленное занятие состояло из отдельных этапов.

На этапе Инициации создается благоприятная атмосфера для продуктивной работы, преподаватель знакомит студентов с особенностями занятия, которые в свою очередь строят первичные предположения о достижении итоговой его цели. На этапе Вхождения или погружения в тему преподаватель сообщает обучающимся тему занятия, совместно со студентами организует его целевое пространство, студенты предлагают варианты способов решения учебной задачи. В Формировании ожиданий обучающихся преподаватель создает мотивационную среду, организуя работу студентов по планированию предстоящей на занятии деятельности (распределяет совместно с обучающимися объем работы над темой); студенты прогнозируют степень и полноту выполнения поставленной задачи. Во время проведения Интерактивной лекции преподаватель организует повторение теоретического материала, обсуждение способа оформления его систематизации; студенты фронтально отвечают на поставленные вопросы, составляют опорную схему. На этапе Проработки содержания темы преподаватель организует индивидуальную,  парную и дифференцированную работу, само- и взаимооценку работы студентов; студенты прорабатывают практический материал по теме, высказывают аргументированные мнения в ходе выполнения задания. Во время Разминки преподаватель организует ее проведение под руководством старосты группы; студенты выполняют несложные физические упражнения и расслабляющие упражнения для глаз. При Подведении итогов преподаватель организует обсуждение итогов изучения темы, обращает внимание на ожидания на этапе начала занятия, организует рефлексию, благодарит всех обучающихся и отмечает персонально за активное участие и эффективную работу на занятии, выставляет оценки; студенты озвучивают итоги изученного материала, фронтально отвечают на поставленные вопросы, подсчитывают набранные баллы, выставляют оценки. Во время объяснения Домашнего задания преподаватель организует студентами его выбор на основе принципа индивидуализации и дифференциации; студенты, опираясь на результаты своих индивидуальных карт оценок, выбирают домашнее задание.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного занятия:

Информационная - отбор, систематизация, анализ, обработка информации – при подготовительной работе по составлению опорной схемы БСП, представление информации в различных формах (рисунки, графики, таблицы, диаграммы и пр.) – при оформлении теоретического материала в виде опорной схемы.

Учебно-познавательнаяумение аналитически мыслить (анализировать, давать самооценку учебной и познавательной деятельности, выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках) – при проработке практических заданий, при самопроверке правильности их выполнения, при анализе результатов в индивидуальной карте оценки умений и навыков; готовность и способность к самообразованию – при выборе варианта домашнего задания и способе работы над ним.

Коммуникативная - умение задать вопрос, представление и отстаивание собственной точки зрения в диалоге – при высказывании своей точки зрения о способе систематизации теоретического материала, а также при аргументации мнения о виде БСП; продуктивно взаимодействовать в команде – в парной работе при выполнении практических заданий.

Социальная - формируется при проведении Разминки, бережное отношение к окружающей среде – формируется посредством тематики дидактического материала («Красота природы»); социальное взаимодействие (умение избежать и преодолеть конфликты, сотрудничество) – через развитие умения работы в паре.

Использование на данном учебном занятии АМО позволяет:

  • обеспечить студентам возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование компетентностей в предметной области познания;
  • обеспечить активность и разнообразие познавательной деятельности студентов при изучении темы;
  • развивать умения оценивать и анализировать собственную учебную деятельность и ее результаты;
  • создавать условия для развития личности и ее самореализации, что обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • успешно и эффективно интегрировать теоретическое изучение и практическое применение полученных знаний;
  • поддерживать интерес и рабочий настрой, создавать ситуацию успеха на занятии;
  • повысить результативность и качество образовательного процесса за счет использования разнообразных способов организации познавательной деятельности студентов.

Используемый на данном учебном занятии активный метод обучения можно использовать на занятиях дисциплин любой направленности, при изучении теоретического и отработке практического материала. Представленный АМО можно использовать на различных этапах занятия.

Использование АМО в обучении делает обучающихся активными участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Вместе с тем необходимо чередовать АМО в преподавании дисциплины с элементами традиционного и творческого обучения, что будет способствовать более полному усвоению программного материала и повышению качества образования.

 

Литература:

  1. Гагин Ю.А. Развитие индивидуальности в системе образования: Проблемы и перспективы педагогический акмеологии [Текст]/ Ю.А.Гагин// Вестник Балтийской Академии.- 1997.- №15.- С. 26
  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Г. Гольцова. - 8-е изд. - М.: ООО Русское слово, 2011.
  3. Пазынин В.В. Исследовательские задания на уроках русского языка. [Текст] / В.В.Пазынин// «Русский язык».-2007.- №17.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
  5. Ишпаева Г. Б., Гайнуллина Р. А., Савинова Е. В., Ситдикова Т.Т.   Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе [Электронный ресурс]// Общепедагогические технологии. 2010/11.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».- Режим доступа: http://festival.1september.ru/arkticles/599535
Категория: Русский язык | Добавил: gamulaNV (25.07.2014) | Автор: Гамула Нина Викторовна E
Просмотров: 760 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1 AnnaZilinskih  
Нина Викторовна, ваш материал допущен к участию в конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]