Среда, 18.10.2017, 21:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Урок литературы:"В белом венчике из роз - впереди Исус Христос" (Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока "Двенадцать")
Ларина Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бирюлинская СОШ Высокогорского района Республики Татарстан»
Урок литературы
Тема: «В белом венчике из роз – впереди Исус Христос»
(Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока «Двенадцать»)
Урок – обобщение, систематизация знаний и умений, полученных на предыдущих уроках, связь с произведениями живописи и иконописи.

Цели: 1)Постараться уяснить, почему предметом нескончаемых споров является как сама поэма, так, в особенности, и образ Христа;
2) Выявить особенности в изображении Иисуса Христа Блоком и сравнить этот образ, созданный поэтом, с образами Христа, изображенными художниками XIX-XX веков и с изображениями Христа-Спасителя на иконах XII-XV веков.
3) Формировать умения рассуждать, доказывать на примере текста изученного произведения, оценок критиков, современников Блока, высказывать свою точку зрения.
Методы работы: слово учителя, беседа, чтение, обсуждение
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальные выступления, чтение наизусть и по ролям, фронтальная работа
Оборудование и наглядность :
1) Портреты и фотографии Блока;
2)Иллюстрации к поэме «Двенадцать» художников Анненкова, Альтмана, Малеша;
3)Репродукции картин: И.Крамской «Христос в пустыне», А.Иванов «Явление Христа народу», Н.Ге «Тайная вечеря», Б.Биргер «Выход с тайной вечери», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»;
4)Изображение Спаса на иконах: «Спас» А. Рублева; «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас Ярое Око» - неизвестных авторов.
Эпиграф к уроку:
«Конец русскому государству будет тогда, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Радонежского и закроются врата его Лавры».
Ключевский
Ход урока:
Ученик читает начало 1 главы наизусть:
Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Учитель: Завораживающие строки поэмы А.Блока, будоражащие и настораживающие. Почему? Отчего ветер и метель? Что творится на божьем свете? Что принес ветер России, разрушение или созидание? Поэма «Двенадцать» - одна из загадок литературы XX века. Вспомним оценку самого Блока.
Ученики рассказывают о периоде, когда создавалась поэма, приводят слова поэта: «Сегодня я –гений», сказанные им 29 января 1918 года, после завершения работы. Блок, по его словам, «…в январе 1918 года в последний раз отдался стихии…»
Учитель: Какое впечатление произвела поэма на современников Блока? Что увидели они в «Двенадцати»?
Ученики: Одни увидели сатиру, проклятие, другие – гимн, славу революции. Оценки были очень неоднозначные, противоречивые.
Бунин отрицательно воспринял произведение. Назвал поэму «нечто вульгарное, неумелое».
Маяковский: «Одни увидели гимн революции, другие – сатиру на неё».
Иванов-Разумник: «Блок видит мировое значение совершающегося… Это поэма о революционном Петрограде, о грязи и преступлениях… и в то же время это благая весть…»
Горький назвал поэму сатирой.
Луначарский увидел в поэме бессмертие.
Волошин: «Блок уступил свой голос большевикам»
Бердяев назвал «Двенадцать» «изумительной, почти гениальной вещью», но в то же время отметил, что «Блок жестокой смертью поплатился за галлюцинацию, обман».
Учитель: Многие петроградские писатели отвернулись от Блока, не подавали ему руки. Но были и такие, которые пытались разобраться в том, что же создал поэт, изменил ли он себе, написав поэму, или остался верен своей творческой манере. Как думаете вы?
Приводятся доказательства «за» и «против». М. Волошин увидел в «Двенадцати» связь с «Прекрасной Дамой» и «Снежной Маской», значит, Блок не изменил себе.
Иванов-Разумник назвал Блока «поэтом розы и креста».
Чуковский также отмечал, что Блок остался верен себе.
Одна группа учеников проводит сравнение между поэмой и циклом «Стихов о Прекрасной Даме», где изображенный мир совсем иной: светлый, прекрасный; храмы и терема, любовь возвышенная и чистая. В «Двенадцати» всё иное, здесь Блок другой.
Вторая группа учеников сравнивает поэму со стихами о России, с третьей книгой, где появляется образ ветра, а Россия – «хмельная», «разбойная», «удалая», - подтверждает мысль, что Блок остается тем же поэтом.
Учитель: Как мы видим, нет единого мнения ни у современников Блока, ни у нас. Что же вызвало такие разноречивые оценки и споры, которые не затихают до сих пор, через 90 с лишним лет после появления поэмы?
Ученики: Спорно все в поэме: изображение революции, старый мир, «апостолы нового мира» - двенадцать красногвардейцев и, конечно, образ Христа.
Учитель: Девяноста лет не хватило, чтобы разгадать загадку поэмы, особенно её трудно объяснимого финала. Мы, конечно, не берем на себя роль судьи, который должен решить спор, и не поставим последнюю точку в более чем 90-летнем споре. Но попробуем разобраться в сложной концепции поэмы Блока.
Итак, тема нашего урока: «В белом венчике из роз – впереди Исус Христос» (Образ Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»).
Ученик читает наизусть финальную сцену:
…Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Учитель: Существует две точки зрения на появление Иисуса Христа в конце поэмы:
1) искусственный, надуманный образ, противоречащий объективному содержанию поэмы; 2) образ Христа не является инородным, а вытекает из содержания поэмы. Попробуем и мы доказать или опровергнуть эти точки зрения.
Ученики доказывают, что образ Христа незримо, но уже присутствует в поэме, начиная с первой главы (зачитывают строчки):
1 глава: «На всем божьем свете».
2 глава: «Крестом сияло…», «Святая злоба», «свобода без креста», пальнем-ка пулей в Святую Русь».
3 глава: «Господи, благослови».
5 глава: «Эх, эх, согреши, будет легче для души…»
7 глава: «…позабавиться не грех…»
8 глава: «Упокой, господи, душу рабы твоея…»
10 глава: «Ох, пурга какая, спасе!» «Отчего тебя упас золотой иконостас?»
11 глава: «И идут без имени святого…»

Выводы о закономерности появления образа Христа-Спасителя. Он присутствует незримо, наблюдает за действиями и поступками двенадцати. А в 12 главе только ли в последней, финальной строфе появляется Иисус, зримо для поэта и незримо для патруля?
Чтение 12 главы по ролям.
Учитель: К кому обращены вопросы патруля? Кто этот невидимый «Кто»? «…ходит беглым шагом, хоронясь за все дома»? «…машет красным флагом»? «Кто в сугробе…»?
Что звучит в этих вопросах?
Ученики приходят к выводу, что этот «незримый враг» - Иисус Христос. А в вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения. И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют. Сначала «…пальнем-ка пулей в Святую Русь», а потом и в самого Господа Бога.
Учитель: Следовательно, можно предположить, что «винтовочки стальные» направлены на врага. Как назван этот враг в поэме?
Ученики находят эпитеты: «неугомонный», «лютый», «незримый». Неугомонный – значит, не угомонится, т.е. не успокоится. Христос, наверное, не может успокоиться, видя безобразия, преступления, злодеяния. Революционеры – атеисты, безбожники, действуют «без имени святого», без креста. «Ко всему готовы, ничего не жаль…»
Учитель: Всё это так. Христос тревожит красногвардейцев. Чем же? Напоминанием. Что нельзя жить, нарушая христианские заповеди, главная из которых «не убий». Не может Иисус успокоиться, что рушится вера, святость, без которой возможны убийства, расправы, доносы. Вспомните сцену убийства Петрухой Катьки, поведение Петрухи (гл. 6 -7).
Ученики рассказывают о муках совести убийцы и о том, как не дают товарищи ему раскаяться: Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
-Над собой держи контроль! (7 глава)
Петруха называет имя незримого врага – Спаса.
Учитель: Каков смысл этого слова в поэме?
Ученики: «Спас», «Спасе» в поэме – это и спаси, и спаситель. На иконах XII-XV веков Христос изображался под именем Спас.
Сообщение ученицы об иконах «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас Ярое Око» - неизвестных авторов и о «Спасе» Андрея Рублева.
Учитель: В поэме Блока нет ничего случайного. Неслучайно и имя Петра, Петрухи. Оно символично.
Сообщение ученицы о библейской легенде, об апостоле Петре, об учениках Иисуса Христа и о картинах Леонардо да Винчи и Н. Ге с одинаковым названием «Тайная вечеря», где изображен Иисус среди своих учеников - апостолов.
Учитель: В чем отличие блоковского Петра от библейского?
Ученик: Блоковский Петр пытается обратиться к имени Бога, раскаяться, но «апостолы нового мира» гонят раскаяние, пытаются отгородиться о т имени святого, от Христа, и Петруха отворачивается от Бога: Он головку вскидавает,
Он опять повеселел… (7 глава)
Учитель: Поэма переполнена страхом перед ним, врагом незримым. Значит, революционеры-атеисты не признают Иисуса своим. Однако возможно ли, чтобы сам Христос согласился идти во главе таких двенадцати? Кто они, апостолы новой жизни, какими изобразил их поэт?
Сообщение ученицы о красногвардейцах.
Ученик читает наизусть вторую главу:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
…………………………………………….
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
………………………………………………..
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую, в избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Учитель: Многие художники иллюстрировали поэму «Двенадцать». Как изобразили Анненков, Альтман красногвардейцев на фоне рушащегося старого мира? Какие тона преобладают? Удалось ли иллюстраторам выразить замысел поэта? (Сообщения двух учениц)
Учитель: Вот какие люди пришли к власти и стали хозяевами новой жизни. Русские писатели, не принявшие революцию, такие как Бунин, Мережковский, Гиппиус, видели в ней приход антихриста и конец света. Так возможно ли, чтобы Иисус Христос у Блока возглавил «апостолов насилия и грабежа»? Для верующих – это кощунство. Но ведь Христос говорил: «Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» - в этом глубокий смысл явления Христа людям.
Русские художники не раз обращались к образу Христа. Каким изображен Христос на картинах Крамского и Иванова? Отличен ли их Христос от блоковского?
Сообщение учащихся о картинах Крамского «Христос в пустыне» и Иванова «Явление Христа народу».
Учитель: Работа над образом Христа требовала огромного напряжения, до физического изнеможения. Александр Иванов считал свою картину, над которой работал двадцать лет, делом всей своей жизни. Блок, как мы уже знаем, после «Двенадцати» почти ничего не писал до самой смерти.
В поэме, в отличие от картин, нет явления Христа, он невидим. Его увидел только поэт, но где и как?
Ученики: Иисус не возглавляет красногвардейцев. Он идет впереди «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной», т.е. среди вьюги, метели, выросшего как бы из снега, «в белом венчике из роз». Но не во главе. Его не видят солдаты.
Сообщение ученицы о картине Биргера «Выход с тайной вечери».
Учитель: Вспомним, как сам Блок воспринимал образ Христа.
Учащиеся зачитывают высказывания Блока об образе Иисуса и приходят к выводу, что поэт сам не совсем понимал этот образ. «Ненавижу этот женственный образ…» «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». «Пригляжусь и вижу, что он…» «…к сожалению, он» и т.д. В конце поэмы Блок поставил точку, а не восклицательный знак, следовательно, он «не восхвалял», а по его словам, «только констатировал факт». Блок до конца не осознал написанного. По воспоминаниям К. Чуковского, поэт прислушивался к разговорам , «как будто хотел найти того человека, который объяснил бы ему смысл поэмы».
Учитель: Судьба России неотделима от Христа. Этот образ вечен, к нему обращались поэты и до Блока, и после Блока. Но первооткрывателем образа Христа в русской поэзии считается Г.Р. Державин.
Ученица читает наизусть отрывок из оды Державина «Христос»:
Христос – весь благость, весь любовь,
Блеск свойствам даже трисвященным.
Весь круг бы без него миров
Неполным был, несовершенным.
…………………………………….
Христа нашедши, всё находим!
Эдем свой за собою водим,
И храм его – святы сердца.
Учитель: Нашли своего Христа двенадцать?
Ученики приходят к выводу, что двенадцать в поэме не нашли своего Христа, они подняли «винтовочки стальные», попрали все нравственные законы: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»
Учитель: Но почему все же все-таки в финале поэмы Христос? Исследователи предлагают несколько трактовок образа : Христос – революционер, Христос – символ будущего, Христос – сверхчеловек, Христос – символ Вечной Справедливости и другие. Ваше мнение.
Высказываются разные точки зрения.
Учитель: Мы так же, как и критики, исследователи творчества поэта, его современники, не можем ответить однозначно на этот вопрос. Прав был К.И. Чуковский, утверждая, что «поэму толковали и будут толковать ещё 1000 раз и всё по-разному, потому что писал её сложный человек». Сам Александр Блок надеялся, что поэму прочтут «когда-нибудь, в не наши времена» и поймут её и его, поэта.
Блок – пророк, и поэма его – трагическое пророчество о спасении России. Обратите внимание на эпиграф к уроку, на слова русского историка Ключевского: «Конец русскому государству будет тогда, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Радонежского и закроются врата его Лавры». Мы живем в такое время, когда сняты все запреты, существует полная свобода вероисповедания, открываются все новые церкви, восстановлен Храм Христа Спасителя, но стало ли меньше преступлений? Нет. Почему? Да опять «идут без имени Святого». Поэма «Двенадцать» - предупреждение, попытка Христа-Спасителя разбудить тех, кто отдавал и отдает на растоптание Святую Веру, Святую Русь, свое будущее. Нескончаемая вьюга по-прежнему метёт над Россией. Когда же придет конец этой вьюге-пурге?
Категория: Литература | Добавил: lubow-54 (31.08.2012) | Автор: Ларина Любовь Ивановна E
Просмотров: 4216 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]