Понедельник, 23.10.2017, 16:25
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Использование технологии модерации и АМО на уроках литературы
Н.Н.Герасимова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Образцовская СОШ» Фроловского муниципального района Волгоградской области Использование технологии модерации и АМО на уроках литературы Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог. В.П. Тихомиров Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует. В современной школе набирает силу компетентностный подход, который является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Ведь результат образования теперь не отдельные ЗУНы, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Это и является целью моей работы. Я хочу рассказать о применении технологии модерации и АМО, которые использую в практике уже второй год. Актуальность применения данной технологии заключается в том, что школа сейчас сталкивается с проблемой низкой мотивации как учителей, так и учеников ввиду недостаточного использования в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, четком разделении урока на процессуальные части, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Создаются условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, снятия барьеров общения. Кроме интенсификации освоения учебной информации, данная технология позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. А дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМо. Считаю, что все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами. Хочу поделиться разработкой урока в 11 классе по теме «Отравленная душа» (по рассказу М.Булгакова «Морфий») с использованием данных технологий. Урок литературы в 11 классе по рассказу М.А. Булгакова «Морфий» (с использованием технологии модерации и АМО) «Отравленная душа» ЦЕЛИ УРОКА: 1. Выявление проблематики рассказа М.А.Булгакова «Морфий». 2. Создание условий для формирования самостоятельной познавательной деятельности. 3. Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции, понимания смысла жизни. 4. Анализ мотивов поведения главного героя, понимание причин деградации личности. (слайд 1) Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Б. Пастернак Кто-то там проколол свою совесть,
Кто-то в сердце вкурил анашу.
Эх, ребята, про вас нужно повесть,
Жалко, повестей я не пишу.
В. Высоцкий ХОД УРОКА: На доске вывешен плакат. На нем изображены ледяная горка в виде шприца и человек, катящийся вниз с нее. На горке записаны слова: «Я несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь….». Впереди него облик Старушки-смерти с вилами. Инициация: Метод "Невидимая связь" Цель – содействие созданию в классе доверительных отношений и позитивной обстановки Численность – весь класс. Подготовка: следует освободить часть кабинета от столов и стульев, чтобы ученики могли собраться вместе.
Проведение:
Учитель: Я не хочу начинать наш сегодняшний урок с обычных слов «здравствуйте, запишите тему», т.к. сегодня мы просто поговорим. Вспомните слова Б. Пастернака: Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Жизнь… Такое маленькое короткое слово, а какой большой смысл несет в себе. Может быть, с этого слова начнем разговор. Только условие: «жизнь прожить – не поле перейти». Чтобы мы почувствовали, что такое «жизнь», что значит «жизнь», возьмите клубок и передавайте друг другу. Посмотрите, какая сложная паутина у нас получилась. Как жизнь… Распутать такую паутину помогут наши совместные действия. А также хочу, чтобы начало разговора нас с вами связало. Тема нашего урока «Отравленная душа» (Слайд1) ž Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с некоторых цифр. Цифры ужасные, вдумайтесь в них: «Каждый третий школьник знает вкус наркотика. ž Число смертельных случаев от употребления наркотиков среди населения России увеличилось за последние 10 лет в 12 раз, среди детей – в 42 раза». (слайд 2) Быть может, данные несколько преувеличены? Хочется верить в это. К нам, в наше общество, пришла большая беда – наркомания. И хотя тревожные сигналы о росте числа наркоманов появились в закрытых отчетах МВД почти 30 лет назад, угрожающие размеры эта проблема приняла в последние годы. Звучит отрывок из песни «Марихуана» в исполнении Линды «Отравленные души… Загубленные судьбы…». Не о них ли писал В. Высоцкий?(слайд 3) Другой мастер слова, М.А. Булгаков, 84 года назад написал в пронзительном рассказе-исповеди «Морфий»: «Я несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…». Неужели и в те годы люди сталкивались с проблемой наркомании? Да, это так. Морфинизм был распространенным заболеванием, а число несовершеннолетних, употреблявших эти и другие наркотики, исчислялось не сотнями и тысячами, а десятками и сотнями тысяч. (Слайд 4) Метод ученического целеполагания: учащиеся формулируют цели урока, а также осуществляют выбор целей из предложенного учителем набора. Учитель резюмирует высказывания детей. Вначале хороший успешный врач, в конце – наркоман. Слова Полякова «Начну, а потом брошу» - это гипотеза нашего исследования. А какова цель? В ходе нашей с вами работы опровергнуть или утвердить данное предположение. Формирование ожиданий обучающихся: «Светофор» Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуацию успеха. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: ватман или флипчарт, фломастеры красного, желтого и зеленого цвета или жетоны. Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. В конце урока листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. Проработка содержания. «Погружение» Цель: на первоначальном этапе настроить учащихся на восприятие текста, создать необходимый для чтения эмоциональный настрой. Участники: все обучающиеся Время проведения: 1 минута Проведение: Учитель зачитывает воспоминания современников или предлагает самим в нескольких словах описать впечатление от рассказа. - Итак, каково ваше первоначальное впечатление от рассказа «Морфий»? (слайд 5) - Напомните, пожалуйста, когда и в связи с чем был написан рассказ? (Произведение датировано 1927 г. Впервые было опубликовано в специализированном журнале «медицинский работник» за 1927 год. Булгаков по образованию был врачом, служил по распределению в Никольской земской больнице в 1917-1918 годы. Наблюдения Булгакова-врача послужили основой для написания цикла рассказов «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». По некоторым сведениям, Булгаков сам когда-то испытывал зависимость от морфия. К счастью, ему хватило силы воли, поддержки близких людей для того, чтобы перебороть эту болезнь. И тем интереснее нам это необычное произведение ). - Почему необычное? Что показалось вам наиболее интересным в построении этого произведения? (Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Здесь всего 5 глав, но наиболее интересной является 4, где представлен дневник доктора Полякова. В нем день за днем прослеживается судьба земского врача, заболевшего морфинизмом.) - Передайте кратко начало рассказа (слайд 6) - Что можно сказать о человеке, написавшем такое письмо? (Бомгард теряется в догадках, чем же болен Поляков, и решает его срочно навестить. «Письмо нелепое, истерическое. Письмо, от которого у получившего может сделаться мигрень».) У: Произведение построено по принципу антитезы: каким был и каким стал всего за один год доктор Поляков. (слайд 7) Бомгард помнит его как…Дополните, ребята. (Как очень «рассудительного человека». Сам он о себе пишет: «С детства я отличался громаднейшей силой воли…я был очень жизнерадостным человеком до моей семейной драмы».) У: И вот теперь некогда «очень рассудительного человека» привозят ночью в больницу. Каким же он стал? Каким увидел его Бомгард? Проработка содержания темы. Метод «Автобусная остановка» (слайд 8) Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: Численность: весь класс Материал: листы большого формата (ватман или флипчарт), фломастеры. Проведение:
Ученики распределяются на группы (в зависимости от цвета карточки, выбранной ими при входе в класс). Группы распределяются по автобусным остановкам. Учитель инструктирует учащихся на предмет содержания их работы в группах. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата (ватман) – проблема, комментарий проблемы. Учитель ставит задачу группам – записать на листе результаты групповой работы по данному вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются выводы. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. В течение 3 минут знакомятся с имеющимися записями, выполненными предыдущей группой, и, при необходимости, дополняют их. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке, снова знакомство с уже имеющимися записями, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями, обрабатывает их и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты своей работы. (прим. 3-5 минут на выступление групп). В это время остальные учащиеся внимательно слушают выступающего и оценивают работу группы и делают соответствующие замечания – 3 мин. (оценочные листы сдаются учителю). В завершении работы учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги. 1-ая группа -1-ая стадия заболевания (остановка «Эйфорическая») 2-ая группа – 2-ая стадия заболевания (остановка «Токсическая») 3-я группа – 3-я стадия заболевания (остановка «Трагическая») (1-ая группа – Умирающий Поляков передает Бомгарду письмо и тетрадь с дневниковыми записями. Если первые записи в дневнике сделаны красивым аккуратным почерком, то последние уже неряшливо, слова сокращены, написаны не ручкой, а карандашом, некоторые листы выдернуты. Письмо тоже написано неровно. Это говорит о его состоянии души, о том, что произошло нечто ужасное, сломавшее его. Временные рамки дневника: записи ведутся с 20 января 1917 г. по 13 февраля 1918 г.Мы узнаем историю жизни молодого человека за год с небольшим; причем иногда интервалы между записями составляют один день, иногда – несколько месяцев. Очевидно, это зависело от состояния его души. 1-ая запись: «…и очень рад. И, слава Богу, чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я никаких людей не вижу, кроме больных крестьян. Но они ведь ничем не тронут моей раны? (от него ушла любимая женщина с «необыкновенным голосом »и «темной душонкой». Пожила год и ушла.) Он чувствует себя очень одиноким, подавленным. В ночь на 15 февраля для Полякова это была роковая ночь. У него сделались такие боли, как будто воткнули в живот раскаленный лом и вращали. Он послал за фельдшерицей, и та вынуждена была впрыснуть ему морфий.») Медик: Морфий — это наркотическое вещество, применяемое в медицине с целью обезболивания. Сильнее всего морфий действует на головной мозг человека. (Уже на следующий день он впрыснул себе сантиграмм из пузырька, «опасаясь возврата вчерашнего припадка», «хоть боль была и несильна». Через 2 дня он уже пишет: «Четыре укола не страшны». А через 10 дней он впрыскивает уже 1,5 шприца и на предупреждения Анны Кирилловны отвечает: «Вздор».Он хочет забыться. Ему очень хорошо, никакие мысли не тревожат, спит сладко, все вокруг преображается. До 19 марта. Ему стали сниться «стеклянные сны», когда сам доктор мог ими «управлять».После них он вставал сильным и бодрым и работал хорошо. Внешние события, общественная жизнь его не интересуют. Вот так пролетел месяц и 4 дня. (Слайд 9) Медики комментируют: Различают 3 стадии развития этого заболевания. При первой стадии развивается психическая зависимость. Человек испытывает эйфорию, когда все кажется прекрасным, нет никаких неприятных ощущений. Видимо, наш герой находится на первой стадии заболевания. У: Из-за чего произошел срыв в поведении доктора? (слайд 10) (2-ая группа: Анна Кирилловна, переживая за любимого человека, отказывается готовить раствор для впрыскивания, посоветовав ему ехать лечиться. «Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться, а главное, кричать на людей, когда я не прав». «Швырнул шприц», «сам задрожал», «злость опять наплыла на меня», «в душе у меня ярость шипела», «шел и трясся». И только после того как Анна Кирилловна сделала ему все же укол (доза увеличилась в 3 раза), Поляков стал прежним, попросил извинения за грубость. «Сам не знаю, что это со мной произошло. Раньше я был вежливым человеком», - пишет он ). Медики комментируют: Можно уже говорить о второй стадии заболевания, когда формируется не только психическая, но и физическая зависимость. Начинается утрата эйфории, проявляется токсическое действие наркотика. Поражается центральная нервная система. У: Прошло еще 19 дней, 20. Запись в дневнике очень кратка. Прокомментируйте, о чем она говорит? (3-я группа: «Это мучение». «Весна ужасна». Не весна ужасна, а его состояние ужасно. Поляков пытается заменить морфий на кокаин. Его состояние только ухудшается. Восторг и блаженство теперь длятся только минуты. «И потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма». «Весна гремит», «черные птицы», «лес щетиной, ломаный и черный», «закат горит». Он не видит ни пробуждения природы, ни появления первых цветов – для него все черно. Таково его состояние души. Теперь доктору Полякову наркотики требуются постоянно. Он описывает один из вечеров своих тогда же, 9 апреля, когда вынужденно совершает 15-16 прогулок по комнате, а потом вновь идет колоться). Медики комментируют: Видимо, наступила последняя, 3-я стадия болезни, которая характеризуется максимальной физической зависимостью от наркотика, наступлением тяжелых, необратимых изменений в организме и в психике, когда колются не с целью развития эйфории, а с целью избежания развития «ломки», которая выражается в слабости, болях, рвоте, судорогах, отклонениях в психике. (3-я группа: Прошло чуть меньше двух месяцев. 13 апреля он пишет: «Я — несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадает на долю та же участь...». Дозы его увеличиваются: он впрыскивает себе 2 раза в сутки по 6 кубиков. Меняется его поведение на людях. Еще раз он пытается убедить себя, что «ничего особенно страшного не происходит», вреда пациентам его морфинизм не причиняет. Но его мучают страхи: ему кажется, что кто-нибудь узнает о его пороке, и он решает вечерами с людьми не сталкиваться, даже случайно). Он пытается воздержаться от следующей дозы. Но «не тоскливое состояние, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или на два лишите его морфия». Не вытерпев мучений, доктор опять делает себе инъекции, увеличивает дозу. После приезда из Москвы он пытается забыть все, что было с ним в Москве: как он воровал наркотик, как делал инъекции себе в уборной. А в двери ломятся, «руки прыгают и прыгает крючок, того и гляди, распахнется дверь». С тех пор и фурункулы у него. Вспоминая этот момент, он плачет. «Да, я дегенерат…У меня начался распад моральной личности.» У реки, куда он приковылял, опираясь на палочку, он увидел летящую старушонку с желтыми глазами (слайд 11). Галлюцинации? Да, но он так испугался этого образа Смерти, что упал, простирая руки, закрываясь, а потом, ковыляя, побежал к дому, к месту спасения, к морфию, ничего не желая, кроме того, чтобы не разрывалось сердце. Меняется его внешний вид: без палочки он теперь не ходит, руки его дрожат, они «прозрачны», «одна кость и кожа», «восковая бледность на лице, на предплечьях и бедрах нарывы». У: Недавно прочитала стихи, которые страшны своей безысходностью. Хочется, чтобы и вы услышали их (слайд 12) Вены ждут вмазки, Как дети ждут сказки, Как влаги – цветы, Как ждешь меня ты. Плачут и стонут Ночью бессонною. День наступает, но не отпускает. О, пощадите! Вены заприте На 10, на 100, на 100тысяч замков, И от мучительных адских оков Ключ заберите и уберите. Как мне поверить, что навсегда В венах моих поселилась беда? - Пытается ли Поляков хоть что-то изменить в своей жизни? (Он вновь решает поехать в Москву лечиться. Но клятва не сдержана. Что ему мешает? Он слабый. Он боится мучений. «Нет. Нет. Изобрели морфий…ну так найдите же способ и лечить без мучений», - восклицает в своих мыслях Поляков. Он ни во что не верит., представляет свою жизнь, как полет с горки, сравнивает себя с Каем, летящим в объятия Снежной королевы (слайд 13) Здесь ярко видна деградация человека, распад моральной личности (выводы ребят) У: - Что же подтолкнуло Сергея Полякова к самоубийству? (слайд 14) (Безысходность, воспоминания об унизительных днях в Москве, когда он краденый морфий впрыскивал себе в уборной. И вот 13 февраля 1918 года. Без укола 14 часов, немыслимое для него время. Сергею вдруг пришло в голову, «что позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую – нет, нельзя».) У: На этом обрываются дневниковые записи, или история болезни доктора Сергея Полякова, как их назвал сам автор. Бомгард решил их напечатать. - Для чего он это сделал? (Доктор Бомгард говорит, что не может с полной уверенностью сказать, поучительны ли они. «По-моему, нужны», - пишет он. И печатает их почти через 10 лет после смерти главного героя, когда «жалость и страх, вызванные записями», ушли, Анна Кирилловна умерла от сыпного тифа, а Амнерис уехала за границу.) У: - А как вы думаете, актуальны ли такие записи сегодня? (Да, конечно, потому что автор предельно искренне рассказывает нам, что происходит с человеком, с его душой, если он начинает употреблять наркотики.) У: - Готовясь к этому уроку, ребята еще до прочтения рассказа провели небольшой социологический опрос среди старшеклассников нашей школы, результаты которого вы сейчас увидите. (слайд 15) В опросе участвовал 21 человек. У: (слайд 16) Что случилось с доктором Поляковым, мы прочитали, поэтому никто не должен говорить себе: «Я могу попробовать этот наркотик, а потом перестану. Ничего страшного не случится, у меня же есть сила воли». Но, увы, сила воли может не сработать, как не сработала она у героя М.Булгакова. нельзя пробовать наркотики! Мужество, сила, настоящий характер, престиж заключаются в том, чтобы отказаться от соблазнов и самых настойчивых советов. Печальная судьба доктора Полякова, я думаю, должна послужить для нас предостережением. У: (слайд 17) В жизни также важно уметь отделять существенное от несущественного, чтобы не растрачивать свои жизненные силы по пустякам. Об этом очень хорошо сказал Даниил Гранин в своей книге «Зубр». (обучающийся читает наизусть стихотворение) Ведь человек и суетен, и грешен. Не отличает в слепоте своей Немногие существенные вещи От многих несущественных вещей. Чему вы только нас ни обучали, Но если всё до афоризма сжать, То главное – и в счастье, и в печали Существенное в жизни отличать. Д. Гранин Медик: (слайд 18) Специалисты считают, что коварство наркомании заключается в том, что наркоманы слишком поздно понимают, что речь идет уже не о безобидном баловстве, а о зависимости от наркотиков. Пристрастие может развиваться через 2-3 месяца, а может и после первой инъекции. Поэтому скажи наркотикам: «Нет!» У: (слайд 19) Звучит музыка В.А.Моцарта «Реквием». «Тело Полякова давно истлело, а память о нем совершенно исчезла», – так заканчивает рассказ автор, тем самым подчеркивая мимолетность человеческой жизни «под знаком вечности». Помните о долге, чести и назначении человека на земле, его миссии в жизни. Ведь каждый день нашей жизни особенный и неповторимый, улетающий в вечность безвозвратно. Умение ощутить радость бытия и красоту мировоззрения – это талант. Так будем же в этом все талантливы! Подведение итогов Рефлексия (слайд 20) «Светофор» Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуацию успеха. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: ватман или флипчарт, стикеры красного, желтого и зеленого цвета. Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.
Использованная литература: 1. moi-amour.ru Факультет интерактивного обучения.Технология модерации и АМО. 2. Михаил Булгаков «Повести и рассказы», Москва.- Издательство «Правда», 1990. 3. Д. Гранин «Зубр». http://lib.ru/PROZA/GRANIN/zubr.txt 4. В.А. Моцарт «Реквием». 5. Песня в исполнении Линды «Марихуана». 6. http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/chelovek-i-morfinizm-tragediya-vracha-narkomana-po-rasskazu-mbulgakova-morfii Б.Соколов «Булгаковская энциклопедия»
 
Категория: Литература | Добавил: Gerasimova (17.04.2012) | Автор: Герасимова Н.Н. E
Просмотров: 1259 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]