Суббота, 18.11.2017, 16:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

Урок истории по теме "Коренной перелом"
Урок по теме: «Коренной перелом», 9 класс
(учебник А.Ф.Киселева, В.П.Попова, М., «Дрофа», 2011 г.)
Цел и у р о к а:
Создать педагогические условия, при которых:
• обучаемый сможет называть хронологические рамки и основные события коренного перелома, их даты; объяснять основные понятия темы; выяснить причины успеха советского контрнаступления и факторы, обусловившие коренной перелом, определять значение Сталинградской и Курской битв в ходе второй мировой войны.
• обучаемый сможет провести критический анализ документа; дать характеристику Сталинградской битвы, пользуясь картой-инструкцией; провести отбор содержания учебного материала и вынести в таблицу крупнейшие сражения коренного перелома;

• обучаемый сможет участвовать в работе группы, в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, сделать выводы и отобразить их на ментальной карте.

• обучаемый сможет задуматься и высказать собственное мнение о всемирно-историческом значении разгрома фашистских армий под Сталинградом, о роли союзников в войне; рассказать о подвигах героев Великой Отечественной войны и исследовать причины массового героизма советских людей в войне.

Форма урока: урок-практикум на основе текста параграфа 24.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник А.Ф.Киселева, В.П.Попова «История России ХХ-начало ХХI века», базовый уровень, М., «Дрофа», 2011; раздаточный материал: карта- инструкция, тексты документов, карта «Отечественная война. Ноябрь 1942 г.- май 1945 г.»
Основные понятия: «коренной перелом», «Уран», «Цитадель», «котел», стратегическая инициатива, форсирование, штрафные подразделения, «Рельсовая война», «Концерт», «Большая тройка», «Оверлорд».
Фазы урока и содержание.
Инициация. Деление обучаемых на группы. Используется АМО «Броуновское движение»: учащиеся хаотично двигаются по классу. По команде учителя объединяются (берутся за руки) «по-2», «по-4», «по-3» и т.д. в конечном итоге сформировавшиеся объединения, например, 3 группы по 6 человек, распределяются по рабочим местам в соответствии с символами: «Родина-мать»- Сталинградская битва, «Танк»-Курская битва, фотография «Большая тройка» - Тегеранская конференция.
Мотивация. Работа с картами учебника на с .153, 167.
Вопросы для сравнения:
1. Посмотрите на карты на с. 153 и с. 167 учебника и определите основные отличия?
2. Какие изменения вы увидели?
Учащиеся должны отметить, что на карте на с. 167 преобладает красный цвет в отличие от карты на с. 153; предположить, что с конца 1942 года изменяется соотношение сил и на карте обозначены территории, освобожденные советскими войсками.
Погружение в тему. Учитель: Давайте задумаемся, почему фашисты прошли сотни километров, захватив разные страны и огромную территорию СССР, а не смогли подойти к Волге и взять Сталинград. Наша задача – выяснить, в результате каких событий произошли серьезные изменения на карте событий Отечественной войны. Тема урока: «Коренной перелом». Ключевая проблема, над которой будем работать: факторы, способствовавшие коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и значение этого явления.
Формирование ожиданий. АМО «Курган ожиданий». На доске – изображение символа Сталинградской битвы - «Родина-мать». Задание: на листочках в форме солдатского треугольника написать, что каждый из обучаемых ожидает от урока, а чего опасается. «Письма» - ожидания прикрепляют на вершину кургана, а «письма-опасения» - к подножию его. Обсуждение работы.
Основная часть урока.
1. Работа с документом «Приказ № 227» (раздаточный материал, см. приложение 1)
Учитель: прочтите выдержки из приказа наркома обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 г., известный под названием «Ни шагу назад!» и материал учебника на с. 165 «Боевые действия весной – летом 1942 г.» ответьте на вопросы:
1. В какой обстановке был принят приказ?
2. Какие методы воздействия применялись к бойцам и офицерам Красной Армии?
3. Являлся ли он необходимой мерой в создавшейся ситуации и выскажите свое отношение к нему?
Учитель: вот как оценивали приказ «Ни шагу назад!» участники тех событий:
А. Из воспоминаний Героя Советского Союза Ф.Ванина: «Приказ суровый, но объяснимый в эту тревожную пору. Крайнюю необходимость, а не бессмысленную жестокость увидели в ней мы, офицеры и солдаты...Мы все его ждали...».
Б. Красноармейцы Калинушкин и Фролов, в разговоре между собой о содержании приказа высказали следующее: «...Приказ выпущен вредительский. В нем говорится «не отступать на шаг», это для того чтобы всех людей уничтожить.» Фролов добавил: «...Это, пожалуй, верно. Этот приказ создан для уничтожения людей...»
-Как вы понимаете слова красноармейцев, что этот приказ создан для уничтожения людей?
- Пользуясь материалом учебника на с. 166, дайте определение понятию «штрафные подразделения».
Учитель: Тяжелая ситуация, сложившаяся на фронтах летом 1942 года, заставила советское командование сосредоточить все усилия на юго-восточном направлении. 12 июля 1942 года был сформирован Сталинградский фронт. Историки выделяют два этапа Сталинградской битвы: 1 этап – 17 июля – 18 ноября 1942 г. (оборонительный)
2 этап – 19 ноября – 2 февраля – контрнаступление, окружение и разгром немецких войск.
2.Проработка содержания. Работа в группах над вопросом «Основные события коренного перелом». Учитель: Работая с материалом учебника и дополнительными источниками, попытаемся охарактеризовать основные события коренного перелома и их значение в ходе Великой Отечественной войне. Результаты работы каждая группа будет отражать в рабочих листах (они на партах), а затем - на ментальной карте, условное изображение которой представлено на доске.
Задания группам:
1 группа. Тема: «Сталинградская битва».
Используя карту-инструкцию (см. приложение 2) и материал учебника с. 166-169 охарактеризуйте битву.
Группа выполняет задание и представляет результаты на ментальной карте.
2 группа. Тема: «Курская битва и дальнейшее освобождение территории СССР в 1943 году».
Используя материал учебника с. 169-171, заполните таблицу (см. приложение 3). Группа выполняет задание, озвучивает и представляет результаты работы на карте.
3 группа. Тема: «Тегеранская конференция».
Используя материал учебника с. 172-174 и выдержки из источника «Военные решения Тегеранской конференции» (см. приложение 4) составьте кластер.
Группа выполняет задание и продолжает заполнение ментальной карты.

Подводится итог работы в группах. Примерные результаты работы:
1 группа.
1. Название битвы (кодовое название). Ответ: Сталинградская битва, «Уран».
2. Дата (периоды). Ответ: Оборонительный период: 17.07.0942 г.-18.11.0942г. Наступательный: 19.11.0942г. – 2.02. 1943 г.
3. Фронты и командующие. Ответ: Сталинградский фронт( командующийА.И.Еременко) , Юго-Западный(командующий Н.В.Ватутин), Донской (командующий К.К.Рокоссовский)
4. Герои Сталинградской битвы. Ответ:Чуйков В.И., генерал, командующий 62-й армией, М.С.Шумилов, генерал, командующий 64-й армией, А.И.Родимцев, командующий дивизией, генерал, Я.Ф.Павлов, старший лейтенант. Г.К.Жуков, А.М.Василевский – члены Ставки ВГК, разработчики операции «Уран».
5. Важнейшие объекты битвы (сражения).Ответ: Мамаев курган, Дом Павлова.
6. Итоги и значение события. Ответ: Потери противника в Сталинградской битве – более 800 тыс. человек, в плен сдались свыше 90 тыс. человек во главе с фельдмаршалом Ф.Паулюсом; потери советских войск – 478 тыс. человек (убитые, пропавшие без вести и пленные).
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в войне. Красная армия захватила стратегическую инициативу.

Эмоциональная разрядка. Учащиеся становятся парами, поворачиваются лицом друг к другу, соединяют ладони и глядя в глаза товарищу, поочередно произносят: «Я желаю тебе …».

3.Подведение итогов. Решение проблемной ситуации.
Как вы поняли, что такое коренной перелом, стратегическая инициатива?
Какие же факторы обеспечили коренной перелом? При затруднении используйте материал учебника с. 172.
Результаты отметьте на ментальной карте.
Учитель: а как мы отметим на карте мужество, стойкость, героизм советского человека, который вынес все тяготы войны и обеспечил победу над врагом?
Отметить их сложно, но именно эти качества позволили остаться человеком в нечеловеческих условиях героям Великой Отечественной войны. Об одном из них- А.И.Покрышкине идет речь в документе на с. 175 – 176. Используйте данный материал при подготовке домашнего задания.
Рефлексия.
Учитель:
-впервые 5 августа 1943 г. в честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был дан салют. Какие успехи нашей работы на уроке вы бы ознаменовали салютом?
- несмотря на значительные победы 1943 г., в том числе и прорыв блокады, город Ленинград оставался в крайне тяжелом положении. Какие проблемы остались для вас нерешенными? Что вы сделаете, чтобы найти ответы на возникшие вопросы?

Домашнее задание: параграф 24, написать эссе «Человек на войне»

Приложение 1
ПРИКАЗ Народного комиссара обороны Союза ССР №227
28 июля 1942 г. г. Москва
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами.
Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.
Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.
ВЕРХОВНОЕ ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;
в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) сформировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий;
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду:
б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный комиссар обороны
И.СТАЛИН
Приложение 2
Карта-инструкция для характеристики битвы (сражения)
• Название битвы (кодовое название).
• Дата (периоды).
• Фронты, командующие фронтами.
• Герои битвы (сражения)
• Важнейшие объекты битвы (сражения).
• Итоги и значение события.

Приложение 3

Курская битва и важнейшие сражения военной кампании 1943 г.

Дата Основные события
(кодовое название) Фронты, командующие Результат





Выводы:

Приложение 4
Тегеранская конференция. 28 ноября – 1 декабря 1943 г.

Военные решения Тегеранской конференции (извлечения)
Конференция:
1. Согласилась, что партизаны в Югославии должны поддерживаться снабжением и снаряжением в возможно большем размере, а также операциями "коммандос";
2. Согласилаcь, что с военной точки зрения крайне желательно, чтобы Турция вступила в войну на стороне союзников до конца года;
4. Приняла к сведению, что операция "Оверлорд" будет предпринята в течение мая 1944 г., вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный фронт;
5. Согласилась, что военные штабы трех держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предостоящих операций в Европе. В частности, было решено, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций.
Тегеран, 1 декабря 1943 года
Ф. Рузвельт. И.В.Сталин У. Черчилль
Приложение 5
Образец ментальной карты



Источники и литература:
• ПРИКАЗ Народного комиссара обороны Союза ССР №227. 28 июля 1942 г. г. Москва
• Военные решения Тегеранской конференции (извлечения). Тегеранская конференция. 28 ноября – 1 декабря 1943 г.
• А.Ф.Киселев, В.П.Попов, История России, 20 век. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. М., «Дрофа», 2011 г.
Категория: История | Добавил: olga-marushenko-63 (23.02.2012) | Автор: Марущенко Ольга Владимировна E
Просмотров: 1385 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]