Воскресенье, 24.09.2017, 22:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

Мозаика интерактивности на уроках истории и обществоведения
Сегодня, наверно, никто не будет оспаривать значимость обществоведческих дисциплин в деле формирования мировоззрения, ценностной ориентации и активной жизненной позиции школьников. А использование новых методов преподавания истории и обществоведения в образовательных учреждениях способствует качественному решению этой задачи. Особенно привлекательны интерактивные методы обучения. В их основе лежит прямое взаимодействие учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Опыт – центральный источник учебного познания. Интерактивный подход предполагает и моделирование реальных жизненных ситуаций, и совместное решение поставленных задач, и ролевые игры.
Так, например, в 5 классе на уроках всемирной истории учитель акцентирует внимание учащихся на особенностях жизни и культуры древних народов, а на повторительно – обобщающем уроке по теме «Цивилизации Древнего Востока и Америки» предлагает для работы метод «Ящик с инструментами» [4, с. 44]. Адаптировав его к данной теме, учитель вручает каждому ученику по 8 карточек. На карточках участники занятия рисуют или пишут названия инструментов или предметов, символизирующих необходимый для организации какой - либо деятельности в Древнем мире элемент (колесо – перевозка, порох - война). Серьёзное значение при этом имеет правильное распределение времени на каждом этапе занятия. Показав свои инструменты или зачитав их названия, ученик объясняет отношение предметов к какому – либо элементу деятельности. Остальные учащиеся фиксируют те инструменты, которые интересуют их самих. После этого организуется «рынок»: ребята предлагают инструменты друг другу для обмена, чтобы получить то, что их заинтересовало. На последнем этапе создаётся идеальный «ящик с инструментами». Каждым учеником отбираются 4 наиболее значимые с его точки зрения карточки и структурируются вокруг основных элементов организации той или иной деятельности народов Древнего мира. На рефлексивном круге идёт обсуждение сделанного выбора, отмечаются сложности и наиболее удачные моменты работы.
В 6 классе при изучении темы по всемирной истории «Славяне в раннем средневековье» важно создать у учащихся первичное представление о родственности трёх ветвей славянства, поэтому при помощи игры «Вавилон» [4, с. 59] можно смоделировать ситуацию межкультурной коммуникации и, тем самым способствовать появлению интереса и симпатии к культуре славян. Правила игры достаточно просты: учащиеся разбиваются на 3 группы и в течение 10 минут придумывают свой язык, отличающийся от всех известных славянских языков и не содержащий даже элементов из них. Он включает четыре слова: «здравствуйте», «до свидания», любое существительное (например, дружба) и любое прилагательное (например, полезный). После выполнения этого задания учащимся предлагается образовать новые группы, в которых собирается по одному носителю каждого языка. За 15 минут он должен обучить владению своим языком других участников группы. Ведение записей запрещается. По истечении отведённого времени учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, где обмениваются впечатлениями. Далее выясняется, какие эмоции испытали участники на разных этапах игры, какой этап показался самым трудным и почему, что помогло справится с проблемами. Важно отметить, чем игровая ситуация напоминает реальные жизненные ситуации и сделать завершающий вывод.
Изучение темы «Формирование белорусской народности» по истории Беларуси в 7 классе можно провести с использованием метода «Картинки» [4, с. 35], который позволяет обратить особое внимание на этнический состав населения и этническую самоидентификацию белорусов. Учитель к уроку готовит набор картинок, которые соответствуют материалу, изучаемому на уроке: изображение крестьянского дома, орудий труда, сельскохозяйственных животных, поля с колосящейся рожью, жней на поле, хлебного каравая, кувшина с молоком, венка из васильков, продуктов ткачества, шитья и вышивания, элементов празднования Коляд, Масленицы, Купалья и др. Количество картинок должно быть в 2 раза больше, чем учащихся в классе. Каждому учащемуся предлагается выбрать любую из подготовленных картинок и прокомментировать свой выбор. Это не только облегчает процесс усвоения учебного материала, но и способствует созданию состояния эмоциональной сопричастности к обсуждаемым проблемам.
В 8 классе изучение по истории Беларуси темы «Условия и особенности формирования белорусской нации» расширяет возможности идентификации учащихся с представителями белорусской нации. А национальная идентификация является важнейшим условием осознания уникальности каждой нации. Но при этом нужно правильно расставить акценты: принадлежность к какой – либо нации не даёт никаких преимуществ, а возлагает определённую ответственность на человека, представляющего национальную группу, а по нему судят о нации. Учащимся предлагается метод «По следам разнообразия» [4, с. 30]. Они распределяются по группам, на большом листе бумаги вместе с учителем составляют план работы и отмечают в каких отраслях каждая группа будет искать следы собственной и других культур (язык, тип жилья, одежда, праздники). Определяется и форма представления итогов (например, презентация с использованием фотографий, рисунков, магнитофонных и видео - записей). Удачно складывается ситуация, если в классе учатся представители нескольких национальностей. Безусловно, в течение одного часа качественно выполнить данную работу невозможно, поэтому на первом занятии создаётся только список «следов» культуры, сама работа выполняется во внеурочное время, а презентация итогов идёт на следующем занятии.
Тема «Провозглашение белорусской национальнойгосударственности» по истории Беларуси не только объёмна, но и достаточно сложна для учащихся 9 класса. Использование интерактивного метода «Мозаика» [4, с. 74] существенно облегчает выполнение задачи по изучению данной темы, так как предполагает самостоятельную работу учащихся с учебным текстом. А это способствует не только освоению содержания текста, но и создаёт условия для развития индивидуальной ответственности каждого ученика за порученный участок работы. Первоначально учитель определяет время работы на каждом этапе и даёт учащимся максимально чёткие инструкции по созданию и смене групп, которые формируются тут же. Учебный текст разбивается на части и предлагается группам для работы над ним. Каждый член группы читает свою часть и становится экспертом в её содержании. Это содержание он должен преподать другим членам группы. Члены групп, которые изучали одну и ту же информацию, встречаются в «группах экспертов», где рецензируют содержание, чтобы выяснить что и как из их части можно преподавать другим участникам групп. После этого «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и по очереди излагают товарищам по группе наиболее значимую, с их точки зрения, часть учебного материала. Далее организуется беседа, где выясняется степень усвоения материала, что было самым трудным и на каком этапе, какие шаги предпринимались с целью преодоления этих трудностей, что можно было сделать по – другому, более результативно.
В 11 классе после рассмотрения по всемирной истории основных вопросов темы «Российская Федерация», внимание учащихся акцентируется на процессе российско-белорусской интеграции. Здесь работает «Прес - метод» [1, с. 178]. Он показывает краткую и очень эффективную схему презентации своей позиции, учит кратко, доходчиво и аргументировано защищать свои идеи и взгляды. Значение аббревиатуры записывается на доске и приводится пример построения аргументации по данному методу. Учащимся, разбившимся на пары, предлагается привести аргументы «за» и «против» интеграционных процессов. Например:

По окончании работы проводится анализ и оценка возникшей дискуссии.
Использование интерактивных методов в преподавании курса обществоведения также способствует развитию одарённости учащихся. Так, например, при изучении темы «Творческий характер культуры» в 9 классе удобно использовать метод «Дом моей мечты» [4, с. 54-55]. В начале урока учащиеся выясняют, что такое творчество и творческая деятельность, устанавливают её компоненты - воображение и фантазию. Особым видом воображения является мечта - желание или стремление, основанное на воображении. Выяснив роль мечты в жизни человека, можно предложить учащимся проявить себя в творческой деятельности при помощи метода «Дом моей мечты». Он призван способствовать проведению анализа соотношения личных потребностей с потребностями других людей, формированию и развитию навыков креативности, умений вести диалог с учётом потребностей других в принятии коллективного решения. Количество участников может быть от 8 до 20 человек. Обеспечением метода служат листы бумаги А4 (для каждого участника), 4 листа бумаги А1, маркеры, карандаши, ножницы, клей. Серьёзное значение имеет достаточность времени, так как на каждый этап отводится не менее 15 минут. Положительное влияние на ход занятия оказывает и изменение вида учебного кабинета. В данной ситуации мебель можно расположить в банкетном стиле [1, с. 188]. Учащиеся самостоятельно распределяются в 3 группы и занимают места за партами.
На первом этапе участники в малой группе работают индивидуально, рисуют «Дом своей мечты» на листе бумаги А4. Нарисовав, они представляют рисунки своей группе. На втором этапе работы каждая группа получает большой лист (размер составляет две трети сложенных вместе листов участников группы). Каждая группа создаёт на этом листе общий «Дом своей мечты». Для этого используются индивидуальные рисунки или их элементы. Рисовать новые элементы и выходить за рамки предложенного листа нельзя. Выполнив задание, группы представляют друг другу полученные результаты. На третьем этапе малые группы объединяются в одну и снова получают лист бумаги, размер которого на треть меньше общего размера представленных картин малых групп. Создаётся общий «Дом своей мечты». Условия те же, что и в предыдущих этапах. Рефлексивный круг, проведённый в конце занятия, показывает, что занятие вызывает только положительные эмоции, что мнение всех членов группы учитывается в равной степени и окончательным результатом довольны все. А это значит, что поставленная цель достигнута.
В 10 классе при изучении темы «Религия» можно использовать метод «Три вопроса» [4, с. 24-25]. Он позволяет учащимся установить собственные содержательные ориентиры в ходе занятия. Для использования метода необходим стенд, разделённый на 2 части, карточки (по 3 на каждого ученика). Стенд делится на 2 части: «Есть вопрос» и «Ответ получен». В начале работы учащиеся получают карточки, формулируют на них свои вопросы и прикрепляют на первую часть стенда. Анализ заявленных вопросов показывает, что учащихся волнуют и особенности мировых религий, и ваххабизм как одна из ветвей мусульманства, и современные нетрадиционные религиозные культы, и, наконец, простейшие правила поведения в православном или католическом храме. А это значит, что у учащихся присутствует интерес к окружающей действительности, к политическим и духовным событиям, происходящим в мире, наблюдается стремление разобраться в потоке информации, который поставляют сегодня СМИ. Если в ходе занятия учащийся содержательно продвигается по зафиксированному вопросу – карточка перемещается на вторую половину стенда. При наличии полного ответа на свой вопрос автор может снять карточку со стенда вообще.
Т. о., интерактивный подход к обучению – это не только действенное педагогическое средство, но и важнейшее условие развития всех участников образовательного процесса. У учащихся формируются определённые ценностные ориентации, активная жизненная позиция, а учитель развивается и растёт профессионально, что позволяет ему стать настоящим лидером в образовательном процессе.
Литература
1. Кацубо С. П. Изучаем право: Пособие для воспитателей, кл. рук., социал. Педагогов, учителей общеобразовательных школ. – Мн., 2002. С. 178, 188.
2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие. – Мн., 2004. С. 40 – 117.
3. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. – Мн., 2005. С. 5 – 55.
4. Межкультурное кафе: методическое «меню» для лидеров учебных кружков / Авт. – сост. А. Величко, С. Лабода. – Мн., 2007. С. 24 – 25, 30, 35, 44, 54 – 55, 59, 74.
5. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории. В 2-х частях. Ч.1. – М., 2002. С. 91 – 105.
Категория: История | Добавил: milaTr (06.01.2012) | Автор: Тригорлова Людмила Брониславовна E
Просмотров: 1433 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]