Суббота, 17.08.2019, 20:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » История

Художественные промыслы Архангельского Севера
Тема урока: Художественные промыслы Архангельского Севера
Тип урока: изучение нового
Цель: Познакомить с художественными промыслами и ремёслами Архангельского Севера.
Задачи:
Образовательные: Дать учащимся знания о разных видах художественных промыслов и ремёсел Архангельского Севера. Выявить связь народного творчества с природой и той местностью, где происходило зарождение художественных промыслов и дальнейшее их развитие.
Коррекционно-развивающие: Формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное при работе с текстом и в процессе учебного диалога. Способствовать развитию зрительного восприятия при работе с изображениями. Развивать кратковременную и долговременную память при повторении ранее изученного и вновь представленного материала.
Воспитательные: Воспитывать умение видеть прекрасное, гордость за творения своих земляков.
Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока:

I. Подготовительная часть урока
1. Организационный момент
Игра «Передай привет». Учащиеся встают возле своих рабочих мест. Начиная с учителя, по цепочке «передают» привет, дотрагиваясь ладонями до плеча соседа. Цепочка «приветов» замыкается на учителе.
2. Повторение ранее изученного материала
1. Как повлияла новгородская колонизация на развитие культуры Поморья?
2. Почему можно утверждать, что церковь играла большую роль в развитии культуры?
3. Чему способствовала торговля с иноземцами?
3. Введение в тему
(Слайд 1)
- Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла.
- Издавна северных мастеров-ремесленников называли по сделанным ими вещам – лукошечники (делали?...), плотники (работали с каким материалом?), колесники (делали?...), ковшечники (изготавливали?...), кузнецы (занимались?...), гвоздники (делали?...) и т.д. Почти каждый крестьянин умел изготовить деревянную утварь и посуду – жбаны, шкатулки, ковши, солонки , черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью; берестяные емкости – туеса и многое другое.
- Сегодня художественные промыслы и ремёсла будут темой нашего урока.

II. Основная часть урока
(Слайд 2) (Работа в тетради).
- Запишите тему и план урока.
План
1. Холмогорская резьба по кости.
2. Резьба и роспись по дереву.
3. Берестяной промысел.
4. Народная игрушка.
5. Тканные и вязаные изделия.
(Слайд 3) Вопрос для обсуждения на урок: Почему резьбу по кости и дереву можно назвать основным художественным промыслом на Архангельском Севере?
(Слайд 4) Вопрос 1. Холмогорская резьба по кости (Рассказ учителя).
Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую.
- Какое животное вымерло?
(Слайд 5) (Работа с текстом, картой, в тетради)
- Прочитайте написанное. Проследите путь распространения косторезного ремесла?
- Какой населённый пункт стал центром этого ремесла на Архангельском Севере? (Холмогоры).
Запишите: центром косторезного ремесла были Холмогоры.
(Слайд 6) (Работа с изображением).
- Ребята, рассмотрите фотографии. Можно ли представить себе, что эти изысканные предметы когда-то были простой костью? Почему?
- Как можно описать все эти изделия? (Ажурные, воздушные, с затейливым орнаментом, изящные).
- Из Архангельска и Холмогор изделия из кости шли на рынки других городов, и в первую очередь в Москву. Нередко туда же отправлялись и искусные мастера-косторезы, они вызывались государем для работы в кремлёвских мастерских.
(Слайд 7-8) Вопрос 2. Резьба и роспись по дереву (Работа с текстом).
Много внимания уделялось украшению жилища. Резные доски украшали русскую избу. Яркой и крупной росписью покрывались места дома, защищённые от дождя.
Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Вещи были не только полезны в быту, но и превращались художником в произведения искусства.
Элементами резного или расписного декора являются символ, мотив, сцена. Так в росписи наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.
- Назовите элементы резного и расписного узора. (Растительный узор, сказочные звери и птицы, люди, сценки из жизни).
(Слайд 9) (Работа с изображением)
Материал для резьбы, соотнесите название с изображением:
Берёза (1), сосна (3), ель (2), лиственница (4), кап – нарост на стволе дерева (5)
- Что не является деревом? (Кап).
- Какие краски использовали мастера? Что использовали вместо лака?
(Слайд 10) (Работа с изображением)
Инструменты для резьбы по дереву, соотнесите изображение с названием:
1 – топор, 2 - пила, 3 – ножи, 4 – долото.
(Слайд 11) (Работа с текстом).
Орнамент обладал сильным чувством ритма (повторение узоров).
В раскраске преобладали звучные цвета, среди которых любимым был алый, как заря, дополненный зеленым, желтым, коричневым и редко синим.
Синий цвет почти не встречается на старых крестьянских вещах Архангельского Севера.
- Что такое ритм? (Повторение узора).
- Какие цвета преобладали в раскраске? Какой цвет был любимым?
- Какой цвет использовался реже на крестьянских вещах?
(Слайд 12) Зрительная гимнастика «Пальминг»
(Слайд 13) Вопрос 3. Берестяной промысел (Работа с текстом).
С давних пор береста привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и желтоватой бархатистостью (как замша), а также тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.
Из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и другие предметы домашней утвари. Расписывали их живописными узорами.
Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом. Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги.
- Чем привлекала береста народных умельцев? Какими качествами она обладала? (Мягкость, гибкость, прочность).
- Какие изделия делали из бересты?
- Как украшали?
(Слайд 14) Вопрос 4. Народная игрушка (Работа с текстом).
(Каждому ученику достаётся свой вопрос, ответ на который он должен озвучить).
1. Для кого делали игрушки?
2. Из каких материалов делали игрушки?
3. Как называется самая известная на Архангельском Севере игрушка?
4. Кто лепил игрушки?
5. Какие игрушки лепили из остатков глины?
6. Какой игрушке отводилась главная роль?
7. Символом чего была кукла?
8. Для чего куклу клали в детскую колыбель?
9. Какая кукла была более распространена на Архангельском Севере?
10. Почему тряпичные куклы были «безликими»?
На Русском Севере игрушки делались для детей из доступных материалов – дерева, глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов.
Наиболее известна Каргопольская игрушка.
Мастера-гончары делали глиняную посуду, а из остатков лепили игрушки: всяких животных, величавых баб да мужиков с гармошками.
Важная роль отводилась кукле как символу продолжения рода. Куклу как оберег клали в детскую колыбель. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная или соломенная. Куклы были «безликими». По народным поверьям, кукла «с лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка.
(Слайд 15) Вопрос 5. Тканные и вязаные изделия (Рассказ учителя).
На Русском Севере были широко развиты все виды домашних женских ремёсел: узорное вязание, вышивка, ткачество.
Они позволяли украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые и вышитые предметы.
Мастерицы при помощи орнамента «наделяли» предметы магической силой, способной защитить от зла.
- Рассмотрите фотографии. Какой цвет преобладает в ткачестве, вышивке? (Красный).
- Чем служил орнамент? (Оберегом).

III. Заключительная часть урока
1. Первичное закрепление нового материала (Беседа по вопросам).
(Слайд 16)
 Вернитесь на первый слайд и при помощи рисунков вспомните все виды художественных промыслов и ремёсел на Архангельском Севере? О каких промыслах мы не говорили сегодня?
 Холмогоры были центром какого ремесла?
 Какие породы дерева использовали умельцы для резьбы и росписи по дереву?
 Какой цвет был любимым в раскраске, вышивке, ткачестве?
 Почему тряпичная кукла не имела «лица»?
 Какой смысл нёс в себе орнамент помимо украшения?
 Почему резьбу по кости и дереву можно назвать основным художественным промыслом на Архангельском Севере?
2. Домашнее задание
Тетрадь О.Е. Кодола.
3. Итог урока
Оценивание учащихся.
Игра «Спасибо за урок».
- Давайте поблагодарим друг друга за урок таким же способом, как поприветствовали.
Конспект и презентация составлены на основе материалов:
1. Культурное наследие Архангельского Севера. http://www.cultnord.ru/Vyshivka.html
2. Копица М.Н. Пособие для учителей «История Архангельского Севера с древнейших времён до начала XX века». – Архангельск, 2009.
3. Кодола О.Е. Книга для детей и их родителей. Культура Архангельской области. ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2006.
Ссылка для скачивания презентации: http://amo.letitbit.net/download/041abf36d14cb301d57aebccec61d817b/PrudovaNV.rar.html

Источник: http://amo.letitbit.net/download/041abf36d14cb301d57aebccec61d817b/PrudovaNV.rar.html
Категория: История | Добавил: LIKA (03.02.2012) | Автор: Прудова Наталья Владимировна E
Просмотров: 1631 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]