Пятница, 18.01.2019, 21:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения
Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании»

2. Предметы гуманитарного цикла
3. 8-11 классы
4. Никитушкина Ирина Петровна
5. Учитель истории и обществознания
6. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 города Похвистнево Самарской области
7. Самарская область
8. город Похвистнево
9. Аннотация:
Данная статья раскрывает обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной техники в школьную практику. Изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников современной школы будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение её в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Недостаток специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех её уровнях.
Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.
Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.
Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе-важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников современной школы будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.
Новизна работы состоит в обобщении большого круга педагогических и методических достижений частного характера и в обозначении общих тенденций процесса компьютеризации образования.
Цель - обосновать необходимость компьютеризации обучения как реальной проблемы образования, выявить возможные направления эволюции форм и методов обучения.
Задачи исследования:
1. Выявить тенденции развития форм и методов обучения на основе новых принципов использования ПК.
2. Наметить возможные варианты комплексного использования ПК в конкретных сферах педагогической деятельности.
Гипотеза: Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс информационно-компьютерных технологий способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения.
Научная новизна работы состоит в обобщении большого круга общепедагогических и методических достижений частного характера и в обозначении общих тенденций процесса компьютеризации образования.

Для России, утверждающей себя в качестве равноправной, независимой европейской державы, наличие полноценной современной системы образования, признаваемой всем мировым сообществом, является жизненной необходимостью. Комплексная информатизация школ в рамках Федеральной программы «Развитие единой образовательной среды» (2001-2005 гг.) ориентируется на формирование и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использования в педагогической работе современных информационных технологий. Способность современного ПК предъявлять и обрабатывать абсолютно любую по виду и содержанию информацию естественным образом поставила вопрос о возможности его применения к педагогике. Наиболее важным в принципиальном отношении свойством ПК является то, что но вводит в мир новый способ сохранения и распространения информации – цифровую, магнитную запись, и, соответственно, - новые носители информации (дискету, компакт-диск, магнитооптический диск). Любой новый материал вместе со своим появлением вызывает к жизни и соответствующие способы его обработки. Цифровая магнитная запись на магнитных носителях вызвала появление огромной сферы технологий ее распространения и обработки, которые, в силу своей абсолютной новизны, получили собирательное название «Новые информационные технологии» (сокращенно НИТ.) Овладение этими технологиями, умение поставить их на службу педагогике добиться эффективного использования представляемых ими богатейших возможностей – это внешняя, техническая сторона проблемы компьютеризации обучения.
Другой гранью проблемы компьютеризации образования является необходимость глубокой научной проработки всех аспектов компьютеризации учебного процесса. Появление компьютера вызвало необходимость фундаментального исследования самой физиологии нового трудового процесса (длительная работа за ПК), своеобразия процесса восприятия и усвоения компьютерной информации, изменений в механизмах работы памяти (мнемотехника), разработки новых санитарно-гигиенических норм для занятий с компьютером в условиях школы, и т.п. Кроме того компьютерные материалы, в силу их высокой специфичности, вызвали к жизни огромное количество разнообразнейших методических новаций. Глубокий анализ всего комплекса имеющихся наработок, выявления в них принципиальных основ и объединение в целостную систему научных представлений о педагогике наступающего 21-го столетия – Это вторая, несравненно более значительная и масштабна грань проблемы компьютеризации образования.
Высокий уровень умственного развития, гибкое мышление, хорошая память являются благоприятными предпосылками для успешного обучения информатике. Однако своеобразие человеческой индивидуальности не исчерпываются особенностями его интеллектуальной подготовки своеобразием познавательных процессов. На успешность обучения в целом, как известно, влияют также врожденные психофизиологические особенности школьников, такие, как сила нервной системы, определяющая работоспособность человека, и ее лабильность, определяющая скорость протекания нервных процессов.
Психолог В. Г. Зархин специально исследовал, как проявляются указанные психофизиологические особенности учащихся в практике обучения с использование ПК. Его наблюдения показывают, что при работе с ПК сила нервной системы решающего влияния на успешность деятельности не оказывает, хотя учащиеся с высокой работоспособностью ведут себя за компьютером иначе, нежели слабые. Поступая в сознание развитыми путями, информация хранится ф «упакованном» одним и тем же способом виде и воздействует на нашу жизнь, используя один и тот же механизм. Наибольшее воздействие на человека оказывает та информация, которая оказывает одновременное воздействие на несколько органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия было активировано. Поэтому наиболее яркие воспоминания содержит и визуальный образ, и звуковой, и осязательный, и обонятельный аспекты, а также в них присутствует тот неуловимый компонент, который принято называть эмоциями или отношением и который регистрируется в организме не так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.
Под влиянием личностного резонанса человек с самого раннего возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для существования или развития организма. Именно такие возможности открывает современная компьютерная техника. Компьютер представляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее.
1. Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.
2. Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.
В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство обучения. В практике обучения мною применяются четыре основных метода обучения:
1. объяснительно-иллюстративный
2. репродуктивный
3. проблемный
4. исследовательский
Используя репродуктивный метод обучения, с применением средств вычислительной техники, провожу уроки, где знания сообщаются ученику с помощью использования проектора или самостоятельной работы с ПК, и организую деятельность по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение это метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения.
Проблемный метод обучения использую при постановке и поиске способов решения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечения и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу и передачи информации.
Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучений предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них.
Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире создан огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на территории нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самостоятельными программами собственного изготовления.
Из множества типов компьютерных обучающих программ использую:
1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические) программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении. В такую программу вмешиваться нельзя – можно только дозировать меру е использования.
2. Использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или иное историческое явление, процесс, научное положение. Творческая активность – наиболее важная возможность, которая представляется обучаемому.
3. Разработка и самостоятельное создание компьютерных презентаций по различным темам.
В рамках каждого типа к настоящему времени создан весьма значительный фонд полноценных программ, которые, я использую в учебном процессе. Примером могут служить четырехтомная серия «История России. XX век», компьютерные энциклопедии фирмы «Кирилл и Мефодий», мультимедийное учебное пособие нового образца «История. 5 класс», мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание», подготовленное в рамках федеральной целевой программы для учащихся 8-11 классов, «История России. 886 – 1917 гг.» для 6-8 классов. Программы типа энциклопедий и путеводителей использую в основном эпизодически. Программы второго типа – программы – инструменты или программы-оболочки - используются крайне редко. Чаще всего используя собственные компьютерные разработки уроков, где применяю такие методические приемы:
-демонстрационные;
-тренировочные;
-для индивидуальной работы и программированного обучения;
-диагностические;
-для деятельности, избираемой учениками по интересам.
На своих уроках я разбиваю учебный процесс в компьютерных классах на 2 этапа:
1) Усвоение теоретического материала,
2) Применение теоретических знаний на практике.
На первом этапе главным действующим методом является объяснение теоретического материала. В этом случае хорошим решением является применение проекционного оборудования или работа с ПК. Такое обучение позволяет не только наглядно объяснить теорию, но и показать практическое ее воплощение в виде обучающей компьютерной программы, что влечет за собой увеличение скорости информационного потока в системе «преподаватель – обучаемый» и существенное повышение прочности усвоения.
На втором этапе я играю роль НАБЛЮДАТЕЛЯ и КОНСУЛЬТАНТА. Я могу со своего компьютера наблюдать за ходом работы обучаемых, просматривать и, при необходимости оперативно вмешиваться, со своего ПК эмулировать (воспроизводить) управление клавиатурой и мышью обучаемого.
И, наконец, еще один момент, наиболее трудный и тревожный в психологическом плане – контроль.
Контроль обучения обычно складывается из проверок трех уровней:
1. Текущих (по шагам обучения),
2. Промежуточных (тесты и задания по темам),
3. Итоговый (зачет по разделу, главе)

Корректирующая функция реализуется с помощью быстрой обратной связи между обучающей и обучаемых системой (преподаватель + ПК). Особую роль при этом играет пояснение. Оно является поощрением за правильный ответ, помощью и подсказкой при типовой ошибке или неопознанном ответе, указанием-инструкцией в случае грубой ошибки.
Научная новизна работы состоит в обобщении большого круга общепедагогических и методических достижений частного характера и в обозначении общих тенденций процесса компьютеризации образования. Методика с использованием компьютерных технологий много дает для воспитания ребенка. Она воспитывает многие качества личности, необходимые для жизни. В процессе использования компьютерных технологий формируются основные компетенции, обеспечивающие гражданскую зрелость, профессиональное и личностное самоопределении, которые должны быть обеспечены в общеобразовательной школе. Это компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новым технологиями, понимание необходимости и уместности их применения, овладения знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; мультиинтеллгентность: овладение различными стилями учебы.
В условиях информационного общества, в мире «избытка информации» под рукой у учителя и его учеников должны находиться все необходимые информационные и методические ресурсы:
1. Соответствующие текстовые;
2. Графические;
3. Аудио- и видеоматериалы;
4. Обучающие программы и виртуальные лаборатории;
5. Методические разработки
6. Планы занятий и т. п.
ВЫВОДЫ.
Проведенное исследование показало, что перспектива приближающейся массовой компьютеризации обучения создает необходимость большого целенаправленного труда в данной сфере: нужны глубокие и разносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности и эффективности внедрения ПК, детальная разработка конкретных методик, в конечном счете – создание принципиально новой модели всего процесса обучения. Знание компьютера как инструмента педагогического труда вышло далеко за рамки очередного ТСО и расценивается в настоящее время как самый мощный и объективный фактор эволюции всех систем образования. Это подтверждается следующими выводами:
-Последовательное развитие и реализация всех возможностей ПК неизбежно приводят к необходимости коренного пересмотра всей существующей методической системы.
-Совокупность методик работы с ПК и их специфическое своеобразие дают основание для перестройки всей системы обучения в целом.
-В рамках новой системы чрезвычайно существенно изменяются не только формы работы, но и формы взаимоотношений учителя с учеником, и их конкретные функции.
-Новая система образования предполагает появление принципиально новых форм обучения («виртуальное обучение», «дистанционное обучение»).
В совокупности все перечисленные изменения знаменуют переход от авторитарной, державной педагогики к педагогике личности и являются реальным воплощением в жизнь принципа гуманизма образования.

ЛИТЕРАТУРА
1. Буняев М. Подготовка учителя – решение проблемы информатизации. //Информатика и образование, №4, 1991
2. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии, № 6, 1998
3. Домрачев В. Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий. // Информационные технологии, № 6, 1998
4. Маргулис Е. Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения. К., 1987
5. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: 1234567890 (23.09.2012) | Автор: Никитушкина Ирина Петровна E
Просмотров: 1176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]