Пятница, 24.11.2017, 06:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Немецкий язык

Формирование познавательной активности школьника при изучении немецкого языка как второго иностранного
В силу исторических причин обучение немецкому языку в нашей стране долгое время было широко распространено и имело давние социокультурные традиции. В настоящее время немецкий язык всё больше вытесняется английским языком как первым иностранным и обретает статус второго иностранного языка.
Однако, широкое распространение немецкого языка (официальный язык ФРГ, Австрии, Швейцарии, Бельгии; распространён в Румынии, США, Канаде, странах Южной Америки, общее число говорящих – около 100 млн. человек), разносторонние отношения между нашим государством и немецкоговорящими странами в различных сферах, обмен туристами, школьниками, студентами, разного рода специалистами – всё это подтверждает значимость этого языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к языку и культуре народов.
Изучение второго иностранного языка позволяет учащимся познакомиться с иной европейской социальной культурой, другими видами государственного устройства, жизнью и бытом сверстников, осознать то общее, что есть у народов, принадлежащих к разным культурам, глубже понять механизмы общеевропейской интеграции, общее стремление европейских народов к совместной деятельности в решении актуальных проблем. Изучение второго иностранного языка способствует развитию способностей к межкультурной коммуникации на качественно ином уровне по сравнению с первым иностранным языком. Это связано с тем обстоятельством, что учащиеся начинают знакомство с новым предметом, находясь на более высокой ступени психологического и физического развития, они старше и более зрелы с интеллектуальной точки зрения.
Бесспорно, что в начале нового века целью обучения иностранному языку уже не может являться передача лингвистических знаний, умений и навыков. Центральное место должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации, а также таких личностных качеств как «открытость», «терпимость», «готовность к общению».
Имеющиеся исследования по проблеме позволяют сделать вывод о дефиците научных исследований по методике преподавания немецкого языка как второго иностранного с одной стороны, с другой – о наличии уже достаточно широкого опыта, в том числе и зарубежного, но нуждающегося в анализе и обобщении.
В отечественной литературе имеется немало работ, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы активизации учения. Психологические аспекты проблемы освещались в работах Б.Г.Ананьева, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф. Талызиной и других. Определённый вклад в разработку проблемы активизации учения внесли исследования, посвящённые интересу и познавательной потребности, проведённые Л.И. Божович, В.С. Ильиным, Г.И. Щукиной. В исследованиях Ф.И. Харламова, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой обращает на себя внимание направленность определений: они характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идёт об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности – двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственно познавательную деятельность - ученик. Состояние активности может быть разным. Эта разность отражается в уровнях познавательной активности.
Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях вводятся два уровня активности: репродуктивный и творческий. Представляется целесообразным говорить лишь о доминировании того или иного уровня активности. Для школьной практики было бы оптимальным введение промежуточного уровня. В классификациях Г.И.Щукиной (за основу взят методический подход) и Т.И. Шамовой (в основе классификации стадии познавательного интереса) рассматривается ученик, который постоянно демонстрирует активность разного уровня. По мнению Е.В. Коротаевой, нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания, и того, чья активность включается в зависимости от ситуации.

Уровни познавательной активности в разных классификациях
• Методический подход (по Г.И. Щукиной)
репродуктивно-подражательная активность (опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен)

поисково-исполнительская деятельность (ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства её выполнения)

творческая активность (сама задача может ставиться школьником, и пути её решения избираются новые, нестандартные)
• Стадии познавательного интереса (по Т.И. Шамовой)
воспроизводящая активность (ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу)

интерпретирующая активность (выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способами применения знаний в новых условиях)

творческая активность (не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ)
• Степень включённости учащегося в процесс обучения (по Е.В. Коротаевой)
нулевая активность (учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога)

ситуативная активность (активность учащегося проявляется в определённых учебных ситуациях, определяется в основном эмоциональным восприятием)
исполнительская активность (позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения)

творческая активность (позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения)
Учитывая при изучении второго иностранного языка индивидуальные различия, как-то
• опыт в учебной деятельности;
• глубина познавательного интереса;
• восприятие учеником учебной задачи;
• наличие в арсенале ученика способов решения учебной задачи;
• степень включённости ученика в учебный процесс;
• уровень собственной активности личности;
• нравственно-волевые качества;
• целенаправленность и осознанность выбора второго иностранного языка для изучения
определяются следующие уровни познавательной активности школьников:
• воспроизводящая
• исполнительская
• поисково-исполнительская
• интерпретирующая
• творческая
Таким образом, познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особом образом организованном процессе познания с учётом субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и др.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приёмы и методы преподавания) факторов. Тип познавательной активности учащихся – динамический показатель.

Прогнозируемый результат:
• дальнейшее расширение образовательного кругозора школьников и проникновение в новую национальную культуру;
• расширение лингвистических представлений и знаний о языке;
• совершенствование культуры межличностного и группового общения в разных видах взаимодействия;
• развитие мотивационной потребностной сферы школьников;
• создание продукта деятельности (проекта, доклада для научно-практической конференции, членство в клубе по переписке, участник программы по обмену школьниками).

Условия эффективности опыта:
1. Соблюдение логики учебного процесса.
2. Умение моделировать учебный процесс в соответствии с современными требованиями науки и практики и с учётом трёх взаимосвязанных аспектов этого процесса: личностного, процессуально – психологического, педагогического.
3. Весь учебный процесс должен иметь социокультурную направленность, однако более раннее использование аутентичных материалов, в частности уже с первых уроков, усиливает эту направленность, есть возможность опереться на основе первого иностранного языка на более широкий социокультурный контекст.
4. Интенсификация самого начального этапа обучения, а также всего учебного процесса в целом, приводит к существенной экономии учебного времени, а также усилий школьников, так как для изучения второго иностранного языка предусмотрен более короткий учебный курс.
5. Контрастивный подход должен проявляться на трёх уровнях: языковом, социокультурном, уровне учебных умений.
6. Развивающая цель урока (занятия) должна быть открыта обучаемому.
7. Комплексность учебного занятия.
8. Рефлексия учителем идущего процесса с целью его корректировки.
9. Активная преобразующая позиция педагога и учащихся.
10. Положительное отношение субъектов учебного процесса к задачам, содержанию обучения, процессу его (содержания) усвоения.
11. Овладение немецким языком как вторым иностранным должно осуществляться на основе специально созданных учебников, учитывающих ситуацию многоязычия.
12. Использование возможностей внеклассной работы: участие в конкурсах, проектах, праздниках, олимпиадах разного уровня, в работе клуба по переписке, в научно-практической конференции и др.

Риски
Обучение второму иностранному языку имеет существенную специфику, которую нельзя не учитывать в процессе обучения. Игнорирование уже имеющегося у школьников опыта изучения первого иностранного языка, может привести к большим психолого-педагогическим просчётам, особенно на начальной стадии обучения: снижению мотивации школьников к изучению языка, изменению уровня активности в сторону снижения или приспособление к ситуации, снижению интенсивности процесса обучения второму иностранному языку, что потребует не экономии, а наоборот увеличения времени для прохождения материала и больших усилий для усвоения.
Если учитель не владеет иностранным языком, который является первым иностранным для школьников, не в полной мере может быть реализован контрастивный подход к обучению второго иностранного языка.
Опыт обучения двум иностранным языкам одним учителем не дал положительного результата.
Отсутствие преемственности приёмов работы учителей немецкого и английского языков снижает эффективность учебного процесса и интерес учащихся к изучению немецкого языка как второго иностранного.
Некомпетентность учителя может привести к нарушению коммуникативности в учебном процессе.
Успешная реализация поставленной цели зависит от уровня профессиональной подготовки учителя. Учитель должен обладать профессиональными знаниями
• системы языка и основных лингвистических и лингводидактических категорий, культуры страны изучаемого языка; должен знать особенности и технологии обучения первому иностранному языку; понимать, какое влияние оказывает изучение нескольких иностранных языков на формирование речевой культуры школьников, на знакомство с национальными стереотипами поведения;
• психологии личности ученика;
• закономерностями усвоения иностранного языка в учебных условиях;

Для смягчения процесса интерференции, т.е. смешения двух языковых систем, необходимо чередование иностранных языков с другими предметами в расписании.
УМК, предназначенные для обучения первому иностранному языку, продукция западных издательств, предназначенная для интернационального рынка учебной литературы, не учитывают в полном объёме специфику второго иностранного языка и реалии родной страны. Обучение немецкому языку как второму иностранному должно осуществляться по специальным УМК: И.Л. Бим, Л.В Садомова «Мосты», Н.Д.Гальскова «Итак, немецкий!», Георг Мотта и др. «Wir» .

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ЛОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОГО ПРОЦЕССА
Познавательная активность в педагогике рассматривается как деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к учению, умственному напряжению, проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями [8,с.8].
Видится целесообразным рассмотреть познавательную активность с точки зрения школьной практики как «качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели»
[26, с.48].
Исходя из вышеприведённого определения Т.И. Шамовой, делается вывод о том, что формирование познавательной активности школьников есть четко организованный процесс, интегративное целое. Качественный результат возможен только при условии принятия участниками процесса и применения в деятельности всех составляющих во взаимосвязи .
Составляющие познавательной активности
• мотивы учения
• мотивация изучения иностранного языка
• раскрытие индивидуальных особенностей учащихся
• учебное сотрудничество
• применение имеющегося опыта в изучении первого иностранного языка для достижения максимального результата
• использование учеником нестандартных приёмов в учебной деятельности
• участие во внеклассной работе
• эмоциональная наполняемость деятельности

Как уже было сказано, качество деятельности личности проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, мобилизации нравственно-волевых усилий.
Отношение ученика к содержанию и процессу деятельности связано с множеством факторов: наполнением содержания, уровнем развития познавательного интереса, мотивами учения в целом и мотивацией изучения иностранных языков.
Стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности сопряжено с творчеством и творческим поиском путей приобретения знаний, рациональной организацией учебного труда.
Мобилизация нравственно-волевых усилий невозможна без внутренней потребности школьников, взаимодействия с речевыми партнёрами в учебном процессе, правильной организации учебного процесса, атмосферы сотрудничества, эмоциональной окраски деятельности, направляющей, поддерживающей роли учителя.
Таким образом, формирование познавательной активности школьников - многослойный, многоаспектный процесс, а познавательная активность, выступающая в качестве искомого результата, – явление сложное, многокомпонентное.

МОТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Активность в обучении не принадлежит к врождённым чертам личности. Она формируется в процессе познавательной деятельности. Для того чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу нужна мотивация. Опираясь на определение мотива А.К. Марковой как «направленности активности на предмет» [14,с.20], оформляется вывод: без мотива учебная деятельность никогда не будет эффективной.
Важно знать, что мотивы могут изменяться, их круг способен расширяться и видоизменяться, они могут усиливать или ослаблять друг друга. Развиваясь, мотивы изменяются, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу человека.
Относительно изучения второго иностранного языка можно выделить следующие мотивы.
Мотив «Познавательный» можно вызвать у учащихся
• путём раскрытия возможностей использования немецкого языка как второго иностранного;
• посредством предъявления занимательного материала;
• интересным наполнением содержания изучаемого материала;
• путём создания проблемной ситуации, предполагающей несколько решений.
Коммуникативный мотив связан с возможностью общения, сотрудничества, взаимодействия. Чтобы ввести его в действие, предлагается
• коллективное дело, совместное выполнение работы при условии, что каждый будет делать свою часть;
• групповое, общегрупповое взаимодействие;
• роль в интерактивных играх.
Эмоциональный мотив вызывается
• интересной организацией урока (занятия);
• созданием на уроке (занятии) обстановки увлечённости, доброжелательности;
• созданием ситуации успеха;
• щедростью на похвалу каждой учебной задаче;
• обращением внимания на общие достижения.
Мотив «Саморазвитие» заключается в том, что ученик руководствуется желанием как можно больше знать и уметь в языке, развить свой ум, языковую догадку, интуицию, поднять свой культурный уровень. Приёмы, его вызывающие:
• сообщение учителем информации о практической значимости изучаемого материала;
• рассмотрение эффективных способов усвоения материала.
Мотив «Достижение» ориентирует школьников на «взятие высот». Чтобы ввести его в действие, нужно
• каждый раз называть «высоты», которые предстоит штурмовать;
• объяснять, зачем это нужно;
• отмечать взятие каждой учебной «высоты».
Мотив «Профессионально - жизненное самоопределение» нацелен на будущую профессию человека и его самоопределение, он связан с делом, которому тот намерен посвятить себя. Вызвать этот мотив можно, сообщив сферы применения немецкого как второго иностранного языка и в какой степени востребован специалист с двумя иностранными языками.
Согласно психолого-педагогических исследований вначале нужно вводить уже существующий мотив и опираться на него, затем грамотно его подкреплять. После этого постепенно приступать к формированию нового мотива. Лишь затем выстраивать иерархию мотивов, вызывая ведущие. Чтобы эффективно управлять мотивами, нужно, прежде всего, знать, какие из них имеются в наличии у каждого ученика.

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Под мотивацией понимается вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения [8,с.88]. Современные психологи и педагоги едины в том, что мотивация определяет продуктивность учебной деятельности, вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.
Как правило, в самом начале изучения второго иностранного языка мотивация высокая. Отношение учащихся начинает меняться в период накопления так называемого «строительного материала», преодоления трудностей, что на время отодвигает достижение целей. Имеющийся опыт доказывает, что можно противостоять спаду мотивации, существуют возможности сохранения и развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину овладения иностранным языком, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
Мотивационная деятельность учителя
Умения
• Конструировать урок (занятие) с учётом отношения школьников к учебному труду.
• Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть у отдельных учеников при изучении материала.
• Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности школьников.
• Насыщать урок (занятие) материалом, требующим мыслительной активности обучающихся.
• Подбирать рациональные виды работ.
• Своевременно реагировать на изменение отношения к предмету у отдельных учеников.
• Поощрять самостоятельный выбор обучающимися посильных заданий.
• Побуждать школьников к самостоятельным дополнениям, решениям, высказываниям.
• Оказывать своевременную помощь и поддержку.

Приёмы мотивации школьников к изучению второго иностранного языка
Эмоциональные
• отметка
• стимулирующее оценивание
• поощрение
• свободный выбор задания
• учебно-познавательные игры
• создание ситуации успеха
Познавательные
• опора на имеющийся опыт обучающихся
• активизация познавательных интересов
• создание проблемных ситуаций
• элемент новизны
• выполнение творческих заданий
Волевые
• предъявление учебных требований
• формирование ответственного отношения к учению и рациональных приёмов умственного труда
• создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения
• самоанализ познавательных возможностей (разговор о своих затруднениях)
• рефлексия урока (занятия), задания, деятельности
Социальные
• создание ситуаций взаимопомощи
• контакты и сотрудничество
• заинтересованность результатами коллективной работы

Хорошее знание своих учащихся помогает учителю изнутри вызывать, развивать и корректировать мотивы деятельности ученика и, как следствие, регулировать степень включённости школьников в учебно-познавательную работу и соответственно уровень активности. А это ещё раз доказывает, что тип познавательной активности – динамический показатель. Представляя себе весь арсенал мотивационных средств, резервы мотивации, можно создать стойкую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении вторым иностранным языком. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Без интереса не может быть познавательной активности. Побудителем познавательного интереса является деятельность. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития когнитивных функций и жизненно важных умений, интерес становится мотивом к обнаружению новых возможностей и расширению кругозора. Отсюда вытекает задача учителя: создать ситуацию успеха на уроке (занятии) и использовать её как приём активизации познавательной активности. Ситуация успеха создаётся учителем последовательно и сознательно, с учётом индивидуальных особенностей учащихся:
• установка на деятельность(эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи)
• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения учебной задачи)
• сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознание отношения к результату своего учебного труда)

Осязаемый, реальный, этапный и конечный успех питает и поддерживает мотивацию. В данном контексте будет уместным предложить мотивационный цикл.

Мотивационный цикл
1. Возникновение мотивации
Учитель фиксирует у школьников мотивы предыдущих достижений (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.), вызывает мотивы относительной неудовлетворённости (Но не усвоили ещё одну очень важную сторону этой темы.),усиливает мотивы ориентации на предстоящую деятельность (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях).
2. Подкрепление и усиление возникшей мотивации
Используется чередование самых разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание. Целесообразно усилить познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся.
3. Мотивация завершения
Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце урока (занятия) возникла положительная мотивация перспективы. Для этого усиливается оценочная деятельность самих учащихся в сочетании с дифференцированной отметкой учителя.
При смене позиции ученика в учебном процессе, когда ученик из пассивного объекта превращается в субъект, ситуация успеха становится педагогическим условием активизации познавательной деятельности. Во многом от умения педагога зависит, сумеет ли школьник проявить себя в учебной деятельности.
В связи со сказанным представляется целесообразным применять целую палитру элементов технологий, методов, приёмов, средств, с помощью которых изучаемый иностранный язык воспринимается учащимися как инструмент социального взаимодействия с партнёрами по общению.

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ

Сотрудничество – одна из определяющих основ обучения немецкому языку как второму иностранному. Нельзя забывать, что у учащихся уже сформированы общеучебные умения и навыки, а именно: работать в разных социальных режимах, наблюдать, сравнивать, анализировать, аргументировать свою мысль, планировать высказывание, выражать своё мнение.
Сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвлённую сеть взаимодействий: режим «ученик-ученик» (в парах, в тройках, в группах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава), общегрупповое взаимодействие (цепочка, пленум), режим «учитель-ученик» (консультация).

Взаимодействия осуществляется при следующих условиях:
• взаимной устремлённости к совместной деятельности;
• наличии стимула;
• учащиеся не должны удовлетворяться суммой знаний в рамках школьной программы;
• учитель должен быть готов к постоянному процессу личностного, профессионального роста и совершенствования;
• направленности занятий на применение лингвистического и социокультурного опыта школьников, на осмысление ими изучаемых явлений, на практическое использование изучаемого материала;
• наличии обязательной обратной связи, необходимой для контроля и коррекции учебного процесса;
• обращении результата, достигнутого на одном занятии, в мотив для прохождения совместной познавательной деятельности.

Линии взаимодействия учебного сотрудничества реализуются в форме педагогического общения. Оптимальное педагогическое общение, по мнению А.А.Леонтьева, такое «общение учителя со школьниками, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» [13, с.11].
Показателями оптимального педагогического общения в процессе обучения второму иностранному языку являются:
• личная заинтересованность взрослого во взаимодействии и побуждение к нему ребёнка;
• направленность взаимодействия на принятие и помощь;
• умение заметить и поддержать любой успех ребёнка;
• наличие чувства положительной учебной перспективы у каждого ученика;
• тактичность, корректность, терпение по отношению к ученикам;
• благоприятный эмоциональный климат в группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Банников С.В. Развитие познавательной активности учащихся // Справочник классного руководителя.- 2007.- № 3- C.67-73
2.Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 2003.- 159с.
3.Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): Учебное пособие.- Обнинск: Титул, 2001. - 48с.
4.Буряк В.К. Активность и самостоятельность в познавательной деятельности // Педагогика.- 2007.- №8.- С.71-78
5.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.:АРКТИ, 2000.-165с.
6. 7.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.:Просвещение,1991.-222с.
8.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-176 с.
9.Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-264 с.
10. Коротаева Е.В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия. - М.: Сентябрь, 2000.-144с.
11. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников М.: Сентябрь, 2003.-176 с.
12. Коротенкова В.В. Филологизация обучения иностранным языкам //Иностранные языки в школе.-2001.-№ 4.-С.22-29
13.Леонтьев А.Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке // Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного.- М.,1971.-С.10-15
14. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников/Научно-исследовательский институт общ. и пед. псих. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1983.-64с.
15. Матковская И. Роль мотивации в изучении иностранных языков на разных этапах обучения // Учитель.- 2005.- № 3.- С.61
16.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку.// Иностранные языки в школе.- 2000.- № 4.- С.9-15
17.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку.// Иностранные языки в школе.- 2000.- № 5.- С.17-26
18.Мильруд Р.П. Формы педагогического взаимодействия учителя на познавательную деятельность учащихся // Иностранные языки в школе.- 1991.- № 2.- С.13-15
19.Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода. Пособие для руководителей образовательных учреждений./Под ред. Буровой Л.И. и Яковлевой Е.В. в 3-хчастях. Ч.2.- Череповец, 2001.-116 с.
20. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.- М.:Просвещение,1988.-223с.
21. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М. безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528 с.
22. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.:Просвещение,1991.-287с.
23.Рыбина О.В. Обучение второму иностранному языку на базе английского. //Образование в современной школе.- 2002.- №1.- С 24-27
24. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся.// Иностранные языки в школе.- 2001.-№1.- С.17-19
25. Тахтамышева Г.Ч. Материалы для проведения мониторинга образовательной деятельности // Практика административной работы в школе.- 2004.-№ 7.- С.8-10
26. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.:Педагогика,1982.-208 с.
27.Яковлева Л.Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку.// Иностранные языки в школе.- 2001.- № 6.- С. 16-18
28. Словари 299. ru Большой Энциклопедический Словарь
Категория: Немецкий язык | Добавил: krebs74 (21.01.2012) | Автор: Борисова Ирина Александровна E
Просмотров: 2617 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]