Понедельник, 21.01.2019, 06:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

Резервы усовершенствования методики обучения английскому языку в начальной школе
Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании»

ГБОУ СОШ № 2035
ВОУОДО г. МОСКВЫ

Учитель английского языка
Павлушенко Светлана Владимировна

Резервы усовершенствования методики обучения английскому языку в начальной школе
Как правильно пишут Биболетова М.З. и Цветкова Л.А., плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу. Важен весомый интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал предмета, его межпредметный характер, позволяющий легко устанавливать и реализовывать связи с другими предметами: родным языком, предметами эстетического цикла, предметом «окружающий мир» и другими. В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формирование навыков: произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических [1].
Однако здесь все не так просто. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6 и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой [2]. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.
Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.
Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Об этом говорится и в новом варианте федерального закона «Об образовании», который должен будет вступить в силу с 1 января 2013 года [3]. Кстати, интересно то, что проектом закона дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в проекте закона отделены дошкольное образование и уход за детьми. А школам, которые предлагают образовательные программы для детсадовцев, запрещается включать в свои расходы средства на присмотр и уход за детьми.
То есть, методические вопросы в школах по обучению детей становятся определяющими. И это действительно так: обновление системы преподавания иностранных языков, ориентация на раннее обучение ставит перед методической наукой новые задачи - разработать более эффективные методы и приемы обучения, а также подготовить учебные пособия, отвечающие современным требованиям.
В целом, основной целью обучения иностранным языкам в начальной общеобразовательной школе является формирование основ коммуникативной компетенции, позволяющих осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе с носителями языка, на элементарном уровне [5]. Действительно, раннее начало обучения во многом способствует достижению поставленной цели. Однако оно может стать эффективным лишь при условии организации процесса обучения с учетом целей обучения, условий обучения, возраста учащихся и их познавательных интересов, о которых мы говорили выше исходя из психологии начальной школы [2].
В настоящее время уже появляется достаточно много авторских методик преподавания английского языка в начальной школе [4, 6, 7 и др.]. Они содержат следующие разделы:
1. Теоретические аспекты преподавания английского языка в начальных классах средней школы.
1.1. Индивидуально-психологические особенности детей.
1.2. Особенности преподавания английского языка младшим школьникам.
1.3. Характеристика методик.
1.3.1. Обучение произношению.
1.3.2. Обучение транскрипции.
1.3.3. Обучение чтению и письму.
1.3.4. Обучение лексике.
1.4. Роль игры на уроках английского языка в младших классах для формирования речевых навыков и умений.
1.4.1. История развития игровой деятельности.
1.4.2. Функции игровой деятельности.
1.4.3. Место игровой деятельности в педагогическом процессе.
1.4.4 Игра как метод обучения.
1.5. Применение информационных технологий для обучения английскому языку младших школьников.
2. Методика организации и проведения игр на уроке иностранного языка в младших классах.
2.1. Характеристика авторской методики.
2.2. Использование игр на уроке английского языка в начальной школе.
2.2.1. Требования к играм.
2.2.2. Классификация игр.
2.3. Анализ результатов.
Несмотря на явное положительное значение вышеприведенных методик, на наш взгляд, в них недостаточно рассмотрен литературный компонент. Организация начального обучения английскому языку на сюжетной основе включает в себя: отбор художественного произведения, его адаптацию по определенным критериям и организацию учебного материала на сюжетной основе. Здесь же можно использовать детские стихи и песни на английском языке.
Детям порой сложно заучить сравнительно большое количество слов на английском языке. Во время проведения физзарядки можно заучить соответствующие английские слова названий движений: ручки, ножки, прыгать, бегать. Веселая зарядка, проводимая на английском языке, понравится школьникам младших классов. Благодаря этой зарядке урок станет незабываемым. Дети не только получат заряд бодрости и веселого настроения, но и выучат необходимые слова и выражения на английском языке.
Если такую физзарядку провести под музыку, то урок пройдет быстро и незаметно, школьники начальных классов твердо выучат части тела на английском языке.
Детям, безусловно, понравятся не только обучающие программы на компьютере, но и обыкновенные поучительные и веселые видеомультфильмы на английском языке.
Нельзя забывать и про классические пособия – аудиокассеты. Особенно они полезны при обучении произношению букв алфавита английского языка.
Словом, нерешенных вопросов усовершенствования методики преподавания английского языка в начальной школе и арсенал пособий для обучения английскому языку в начальной школе далеко не исчерпан.
Тем более, что широкомасштабный эксперимент по проведению в жизнь Министерством образования Российской Федерации нового Федерального образовательного стандарта, в котором предусмотрено обязательное изучение иностранного языка во 2-4 классах общеобразовательной школы, судя по всему, набирает положительные темпы. Это является признанием выраженного интереса общества к повышению уровня образованности выпускников школы, а также потребности общества в людях, владеющих иностранными языками.

Литература
1. Биболетова М.З., Цветкова Л.А. Новые технологии в обучении английскому языку в начальной школе // http://www.google.ru.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.
3. Проект Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 17 января. 2012.
4. Остапенко К.К. Организация начального обучения английскому языку учащихся общеобразовательной школы на сюжетной основе. Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. Санкт-Петербург. 2003.
5. Современная дидактика: теория - практике. Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - Москва, 1984.
6. Пивцова М.К. Игры на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений. Белгород. Белгородский Государственный университет. 2009.
7. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3. 1996.
Категория: Английский язык | Добавил: sv_pavlushenko (12.06.2012) | Автор: Павлушенко Светлана Владимировна E
Просмотров: 1686 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]