Среда, 13.12.2017, 12:03
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

Организация самостоятельной работы учащихся в интегральном образовательном пространстве на основе интерактивной технологии
Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании»
Предмет в направлении: Предметы группы «Иностранный язык»
Автор статьи: Кемайкина Наталья Евгеньевна, учитель английского языка в МБОУСОШ 71, город Екатеринбург, Свердловская область
Краткая аннотация: Технология обучения устному иноязычному общению определяющаяся интерактивными организационными формами, способами и приемами обучения, используемыми в учебном процессе (приобщение к взаимодействию, имитация социального и профессионального взаимодействия и аутентичное взаимодействие) имеет существенное значение для эффективной организации самостоятельной работы учащихся.
Организация самостоятельной работы учащихся в интегральном образовательном пространстве на основе интерактивной технологии
Реформа общеобразовательных учреждений ориентирует учителя на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности в изучении иностранного языка, вопрос о повышении эффективности урока стоит очень остро.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому овладению иностранным языком.
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность усвоения учебного материала. Реализация принципа активности должна осуществляться на каждом уроке через организацию самостоятельной работы учащихся.
Под самостоятельной работой в процессе овладения ИЯ следует понимать такой вид учебной деятельности, при которой учащийся с определенной долей самостоятельности выполняет задания при частичном руководстве учителя или без него, неся на себе функцию управления этой деятельностью, проявляющуюся, прежде всего, в способности ученика выполнять определенную умственную деятельность, направленную на освоение предметных знаний и умений и культурно-исторического опыта с проявлением навыков рефлексивного самоконтроля. Это позволяет овладевать базовыми приемами и совершенствовать уже имеющиеся способы самостоятельного изучения языка.
Для организации самостоятельной работы в интегральном образовательном пространстве мы считаем необходимым, исходя из универсального характера учебной компетенции как способности, обеспечивающей овладение языком и культурой интегрироваться в общее содержание образовательной области «Филология» и скоординировать с содержанием самостоятельной работы как типа деятельности в учебном процессе по овладению ИЯ и культурой. В качестве интегративной основы выступает коммуникативная культура и коммуникативная компетенция как цель освоения языка и культуры, а также возможность широкого переноса стратегий и приемов учебной деятельности по освоению языка. Такая интеграция возможна на уровне соотнесения стратегий и способов (учебных умений) изучения языка и продуктов лингвокультуры на основе текстовой деятельности.
Интеграция в предметной области «Язык-культура», в том числе за счет направленности на формирование учебной компетенции в изучении языка и культуры, позволит повысить уровень общей коммуникативной культуры, и в силу этого – гуманитарного образования и гуманитарной культуры личности.
В связи с этим наиболее важными теоретическими положениями при организации самостоятельной работы учащихся в интегральном образовательном пространстве считаем: а) освоение изучаемого языка и культуры должно происходить через овладение стратегиями и приемами его самостоятельного изучения; b) содержание учебной деятельности должно иметь для ученика личностный смысл, что можно обеспечить за счет аутентичного образовательного контекста и направленности на личный образовательный продукт; с) направленность самостоятельной работы учащихся на «открытие языка и культуры» с целью обеспечения поискового, проблемного и эвристического характера содержания учебной деятельности; d) воздействие на личностную сферу учащегося через актуализацию в учебной ситуации взаимосвязанных личностных позиций учащегося как автономного субъекта учебной деятельности; позиции «я – учитель; «творческий креативный исследователь»; позиции рефлексивной самооценки; позиции деловой активности (свободы выбора и ответственности принятия решений); е) самостоятельная работа по ИЯ должна носить характер сотворчества.
Обеспечить все эти требования в учебном процессе по ИЯ может технология интерактивного обучения (обучения во взаимодействии). Она основана на использовании методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач. Эта технология позволяет реально создать условия для самостоятельного управления учебно-познавательным процессом со стороны ученика и реализации его креативных способностей. Также технология интерактивного обучения позволяет создать условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в команде, другими словами, развития социальной компетенции и умения учиться самостоятельно за счет того, что она основывается на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на существовании разных точек зрения и свободном их обсуждении. Большой потенциал для реализации этого имеет такая форма организации образовательного процесса, как технология ситуативного моделирования, которая осуществляется путем создания особой системы взаимодействия учащихся, предполагает выполнение ими упражнений, задающих основные параметры межличностного взаимодействия в ходе таких форм работы, которые отражают основные характеристики реальной деятельности людей. В этих условиях единицей работы учителя и ученика должна стать учебная ситуация социального взаимодействия, приближенная к реальным жизненным условиям, которая создает условия для формирования у обучаемых системы коммуникативных умений, так как деятельность, в которую вовлекается учащийся имеет предметно-коммуникативный характер, обеспечивающая новую информацию в результате общения.
Общение, включенное в совместную деятельность людей, направлено на: а) «поиск общих координат» совместной деятельности; b) формирование совместной программы общения, которая определяет общую стратегию участников взаимодействия, а также распределение функций между его участниками; с) формирование «общего фона» знаний и выработку общих позиций;
Исходя из данных положений, технология интерактивного обучения включает четыре этапа: 1) рефлексивно-аналитический; 2) проектировочный; 3) процессуальный; 4) кумулятивный.
На первом этапе решаются следующие задачи: формулировка цели общения и актуальной для учащихся темы; создание необходимой мотивации; формулирование проблемы и создание доброжелательной эмоциональной атмосферы.
На втором этапе решаются следующие задачи: выбор форм организации обучения устному общению в зависимости от этапа и задач обучения; исключение личной конфронтации участников взаимодействия; распределение ролей и обязанностей. При устном общении имеют место следующие организационные формы обучения: приобщение к взаимодействию, имитация социального и профессионального взаимодействия, аутентичное взаимодействие. Приобщение к взаимодействию предполагает разыгрывание учащимися диалогов, инсценировок, их участие в языковых играх. В основе имитации социального и профессионального взаимодействия лежит организация взаимодействия учащихся в условиях ролевой и деловой игры. Игровая деятельность создает условия для интенсивной тренировки речевых навыков и умений, обеспечивает необходимость их повторного использования при решении коммуникативных задач в рамках этой деятельности. Аутентичное взаимодействие, направленное на моделирование естественного устного общения, реализуется в ходе проектов и дискуссий. Их использование способствует проявлению таких качеств, как готовность к сотрудничеству, стремление внести свой вклад в решение общей проблемы. На этапе ознакомления с новым языковым материалом и на этапе его тренировки применяются организационные формы, направленные на овладение учащимися стратегиями общения, лексикой, структурно-системными связями, специальными речевыми стереотипами и формулами социального и профессионального взаимодействия.
На третьем этапе решаются задачи в соответствии с его целью и этапом.
На последнем этапе происходит анализ результатов и оценка взаимодействия учащихся друг с другом в процессе выполнения совместной деятельности на основе следующих параметров: а) эффективность предложенного решения (оригинальность, новизна, корректность); b) межгрупповое взаимодействие (оказание взаимопомощи, использование стратегий общения, учет особенностей собеседника, применение невербальных средств общения); с) личностные качества (желание принимать участие в организуемом общении, инициативность, желание использовать дополнительную литературу и нормативные документы, соблюдение речевого этикета, аргументированность суждений, адекватность используемых речевых средств ситуации общения и поставленной цели взаимодействия).
Таким образом, технология обучения устному иноязычному общению определяющаяся интерактивными организационными формами, способами и приемами обучения, используемыми в учебном процессе (приобщение к взаимодействию, имитация социального и профессионального взаимодействия и аутентичное взаимодействие) имеет существенное значение для эффективной организации самостоятельной работы учащихся.
Обычно работа на занятии проводится в малых группах по 3-5 учеников в одной команде. Группы должны формироваться в зависимости от педагогических намерений преподавателя, социальных и языковых целей, которые ставятся на занятии. При комплектации групп следует учитывать индивидуальные и психоло-педагогические особенности каждого учащегося, в каждой группе должны быть как сильные, средние, так и слабые учащиеся. Также дифференцированно нужно подходить к выбору задач. Задания могут быть для всех групп одинаковыми, но по каждому разделу темы группы могут получать разные задания.
Занятия с использованием работы в малых группах нужно планировать так, чтобы у всех групп было достаточно времени для представления результатов своей работы и их дальнейшего обсуждения с другими группами. Такие задания могут быть также рассчитаны на выполнение в течение более длительного времени.
При такой форме работы на занятиях учитель непременно и постоянно отслеживает не только успешность выполнения задания группами, но и способ их общения между собой, оказания необходимой помощи друг другу. Учитель приобретает новую роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности обучаемых. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать межличностные коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.
Итак, под влиянием такой формы взаимодействия, как работа в малых группах, удается увеличить время устной и речевой практики каждого обучаемого на занятии по ИЯ, развиваются партнерские, «диалогические» отношения между учащимися, возникает и поддерживается положительная групповая динамика.
Парные и групповые виды работы, совместные творческие задания и проекты дают учащимся необходимый опыт координации действий в решении общих задач и радость сотрудничества. Фронтальная работа, предполагающая доминирование учителя, сводится к минимуму. А теперь посмотрим на практике как можно организовать групповую работу на примере 9 класса.
Тема «Конфликты» изучается в 9 классе. В качестве завершающего урока по теме я провожу дискуссию-конференцию «Youth and Conflicts». Для обсуждения могут быть взяты следующие вопросы:
– What are the most common causes of conflicts?
– How often do you have conflicts?
– Whom do you often have conflicts with?
– How do you resolve conflicts?
– Is it possible to avoid conflicts?
– Explain why a peaceful resolution to a conflict is important.
– Give advice on what people should do if they have a conflict.
Как показала практика, учащимся есть, что сказать на эту тему. Она им интересна и близка. Практически у всех есть опыт конфликтных ситуаций и мнение по данной проблеме, которыми они могут и хотят поделиться. Ребята приводят примеры из своей жизни: общение с одноклассниками и друзьями, разногласия в семье, конфликты в школе и др. В процессе дискуссии ее участники следуют следующим правилам: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное – не победа в споре, а выработка конструктивного решения проблемы», «Я говорю сам и хочу, чтобы другие высказались по проблеме», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения».
В начале дискуссии я применяю методику «Мозговой штурм».
Важную роль для развития навыков диалогической речи играет Dialogue Vocabulary.
Рассмотрение темы «Конфликт» проходит через использование результатов проектной работы учащихся – «Conflicts in our life». В своей работе ребята представили мнение других учащихся нашей школы к данной проблеме. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников, и анализ его результатов были показаны в презентации работы. Рассказ авторов проекта вызвал большое количество вопросов. Состоялся обмен мнениями по проблеме, которая очень близка учащимся и волнует их. Учащиеся приходят к определенному выводу-решению. Чтобы помочь им в этом, считаю целесообразным предложить следующее задание:
Fill in the table and make a conclusion.
What should people do to resolve conflicts?
To resolve conflicts people should … To resolve conflicts people should not…

1. criticize differences
2. ask for advice from someone who is older than you
3. listen attentively to other people
4. punish unfairly
5. be optimistic
6. speak calmly
7. be confident and relaxed
8. ignore someone’s opinion
9. keep a sense of humour
10. bully people
11. tell people what makes you unhappy
12. avoid criticizing differences
13. cheer up people
14. avoid looking for a peaceful solution
15. observe other people’s rights
16. talk to people
17. bother someone
18. quarrel with people
Учащиеся высказываются о главных, на их взгляд, способах предотвращения или решения конфликтов. При оценивании участников дискуссии следует учесть следующие критерии: аргументированное представление своей точки зрения, умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную и изученную информацию, делать выводы, а также соблюдение речевого этикета и грамотность речи.
Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия занятия. На карточках у каждой группы есть вопросы, помогающие проанализировать работу в группе, в дальнейшем учащиеся умеют анализировать и делать выводы без таких карточек. Например: 1. Was it easy to work in the group? Why? 2. Was it comfortable or uncomfortable? Why? 3. Could you prove your point of view?, etc. Оценивая ход взаимодействия, ставлю одинаковую оценку учащимся, работавшим вместе.
Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы. Учитель, в свою очередь, выполняет функцию помощника.
Категория: Английский язык | Добавил: natalyakemaikina (25.08.2012) | Автор: Кемайкина Наталья Евгеньевна E
Просмотров: 1117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]