Понедельник, 05.12.2016, 19:36
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

Модель интеграции мультимедийных средств обучения в образовательный процесс

       В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений по поводу необходимости включения современных мультимедийных средств обучения в образовательный процесс. Это обусловлено информатизацией всех сфер жизнедеятельности человека и законодательно закреплено в требованиях ФГОС основного общего образования к условиям реализации основной образовательной программы. Вопрос состоит в том, как это сделать?

       В педагогическом сообществе есть понимание того, что информатизация образования является главным  инновационным вектором его развития. За последнее десятилетие  на государственном уровне немало сделано в этом направлении. Современный учитель, как минимум, имеет в своём распоряжении компьютер, экран и проектор. Давно уже освоены педагогами и учащимися Word, Excel и PowerPoint. Все участники образовательного процесса активно пользуются поисковыми системами и могут получать информацию из различных медиа источников, включая online газеты и журналы, web страницы, электронные карты, словари и энциклопедии. Однако пока мы не можем с полной уверенностью сказать, что в арсенале учителя имеются какие бы то ни было отработанные методики, построенные на интеграции мультимедиа в образовательный процесс, не говоря уже о системе их применения.

       Сегодня,  как никогда, очевидно, что использование информационных технологий в образовании должно выйти на несколько более высокий уровень. Школьный урок, безусловно,  должен соответствовать современному уровню развития науки и техники, отвечать возможностям и потребностям самих учащихся, готовить  их к жизни в условиях информационного века. Иными словами, образование должно учитывать вызовы времени и быть максимально ориентировано на те условия, в которых предстоит жить и работать следующим поколениям. Вот почему появление мультимедиа в канве урока не может носить случайный или эпизодический характер. Настало время для проектирования и конструирования  мультимедийно опосредованной  образовательной среды развития личности в системе образования.

       В этой связи необходимо помнить, что в основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, призванный обеспечить формирование у обучаемых готовности к саморазвитию и непрерывному образованию в течение всей жизни. На практике это означает, что используемая учителем технология, основанная на применении мультимедийных средств обучения, должна представлять собой целостную методическую систему, включающую цель, принципы и критерии оценки как достижений учащихся, так и эффективности деятельности самого учителя.

       В мировой практике мультимедийные средства занимают довольно прочные позиции в практике обучения и в школах, и в высших учебных заведениях. Накоплен богатый теоретический и практический опыт, который нельзя не учитывать как при создании мультимедийно опосредованной образовательной среды учебного заведения, так и при построении конкретного учебного курса.

       На конференции Международного общества технологий в образовании (ISTE-2014: 28.06 – 01.07, Атланта, США) была представлена четырёхуровневая модель, отражающая степень интеграции мультимедиа в образовательный процесс. Её автор, доктор философии Гарвардского университета R. Puentedura. Структура этой модели отражена в её названии -  SAMR:  

                 S – Substitution – замещение;     A – Augmentation – дополнение;

                M – Modification – изменение;   R – Redefinition – преобразование.

      Мультимедиа первого уровня (Substitution) служат лишь простой заменой традиционного средства без каких-либо дополнительных функций. Например, учащиеся могут выполнить упражнение в тетради, а могут напечатать на компьютере или iPad в программе Word. Ученики  получают информацию, открыв на нужной странице учебник, а могут прочитать текст, используя  файл на электронном носителе. Как видим, в основном это технические средства-заменители бумаги.

       Второй уровень (Augmentation) не значительно отличается от первого. Эти технические средства так же заменяют традиционные лишь с небольшими функциональными дополнениями. К ним можно отнести использование учащимися поисковых систем Интернет и сайтов для получения дополнительной информации по той или иной теме.

     Третий уровень (Modification) предполагает более существенные изменения, а также создание учащимися собственного продукта на основе изученного материала с использованием образовательных сайтов и tools-средств мультимедиа (план, схема, кроссворд, текст с гиперссылками, интерактивная карта, таблица, плакат и т.д.). При этом используются аудио и видео файлы, анимация, возможна публикация продукта и обсуждение в блогах, на сайтах и в группах  Интернет сообщества.

       Мультимедийные средства четвёртого уровня (Redefinition) – абсолютные новшества. С их помощью можно решать задачи, которые ранее были невозможны. В первую очередь, это создание учащимися собственных подкастов и фильмов,  участие в видеоконференциях и учебных занятиях через Skype, интерактивных экскурсиях с использованием Webcam, виртуальных исследованиях и опытах, а также применение QR кодов и технологий внесения цифрового контента в реальный мир  - дополненной реальности (augmented reality — AR).

       Как видим, с помощью этой довольно простой модели устанавливается иерархия в системе мультимедийных средств обучения по принципу «от простого к сложному». Соответственно выстраивается траектория освоения учащимися необходимых навыков в зависимости от уровня их сложности.   По заявлению автора, данная модель призвана помочь педагогу определить логику построения учебного курса, выбрать адекватные средства обучения, разработать критерии оценивания результата и, в конечном итоге, обозначить вектор дальнейшего развития учащихся. Не менее важным свойством модели SAMR, на наш взгляд, является то, что с её помощью учитель может отрефлексировать собственный уровень владения мультимедийными средствами обучения, привести в систему уже имеющиеся в его арсенале технические возможности,  поступательно осваивать новшества и эффективно их использовать в своей практике.

      Проведённый нами опрос среди педагогов, участвующих в обсуждении проблем современного образования на портале международной социальной сети LinkedIn, показал, что спектр мультимедийных средств обучения, находящийся в фокусе повседневной практики не так уж широк. Среди наиболее эффективных были названы интерактивная доска, видео и обучающие компьютерные игры. Следующую по рейтингу позицию занимают Web 2.0 и PowerPoint. Трудно сказать, какому уровню  описанной выше модели они соответствуют, поскольку главное, что определяет эффективность обучения в мультимедийно опосредованной образовательной среде, это не само техническое средство, а то, как и с какой целью оно используется педагогом. Важно, чтобы учитель имел чёткое представление о том, что он делает, почему и как выбранное им мультимедийное средство помогает решать поставленные задачи.

       В структуру календарно-тематического плана конкретного учебного курса представляется целесообразным включать перечень тех мультимедийных средств обучения, которые будут использоваться как педагогом,  так и учащимися.  При этом вполне можно опираться на уровневую модель SAMR, применение которой, как любой чётко выстроенной системы, способно повысить эффективность и качество организации учебного процесса.  

  


 

Категория: Английский язык | Добавил: makeup58 (22.07.2014) | Автор: Арапова Светлана Андреевна E
Просмотров: 590 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]