Четверг, 23.11.2017, 17:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

К вопросу о методике обучения английскому языку детей младшего школьного возраста на сюжетной основе
Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании»

ГБОУ СОШ № 2035
ВОУОДО г. МОСКВЫ

Учитель английского языка
Павлушенко Светлана Владимировна

К вопросу о методике обучения английскому языку детей младшего школьного возраста на сюжетной основе
В настоящее время в научно-педагогической литературе широко обсуждается вопрос обучения учеников средней общеобразовательной школы на сюжетной основе. Особенно много говорится об обучении таким методом иностранному (в нашем случае – английскому) языку детей младшего школьного возраста.
Под организацией обучения английскому языку детей младшего школьного возраста на сюжетной основе понимают процесс обучения, при котором его составляющие (содержание, система заданий и упражнений) разрабатываются с учетом особенностей сюжета художественного произведения как системообразующего компонента и психологических особенностей восприятия, памяти, мышления и воображения детей младшего школьного возраста, а также программных требований по обучению английскому языку в начальной школе [1].
Научная новизна такого метода заключается в разработке модели обучения иностранному языку учащихся начальной школы, ориентированной на использование аутентичного художественного произведения в качестве компонента содержания обучения, что обеспечивает: во-первых, сюжетную основу организации учебного материала (способом методической организации является микросюжет, определяемый как система взаимосвязанных и взаимообусловленных событий, серия которых объединяется в макросюжет); во-вторых, сюжетную организацию процесса обучения (составляющие процесса обучения - содержание, система заданий и упражнений - разрабатываются с учетом особенностей сюжета как системообразующего компонента и психологических особенностей восприятия, памяти, мышления и воображения детей младшего школьного возраста, а также программных требований по обучению английскому языку в начальной школе); в третьих, применение особых приемов и форм работы (заданий на предугадывание, приводящих к полилогическому высказыванию группы, игр-драматизаций).
Высока теоретическая и практическая значимость данного метода. В настоящее время уже созданы курсы обучения иностранным языкам на сюжетной основе с использованием произведений детской англоязычной литературы [2]. Основные положения метода неоднократно докладывались на научно-педагогических конференциях, опубликованы в ряде научных изданий [1, 3, 4 и др.]. Анализ результатов предварительного и двух серий обучающего экспериментов подтвердил правильность выдвинутой Остапенко К.К. гипотезы о том, что обучение иностранному языку младших школьников эффективно при условии его организации на сюжетной основе, которая означает, что составляющие процесса обучения (содержание, система заданий и упражнений) разрабатываются с учетом особенностей сюжета литературного произведения как системообразующего компонента.
Заметим, что до такой организации обучения английскому языку детей младшего школьного возраста предварительно предварительно было решено множество научных, методических и педагогических задач, основными из которых были [1]:
1. Анализ в теории обучения различных точек зрения на определение понятий «организация обучения иностранному языку на сюжетной основе», «организация учебного материала на сюжетной основе», а также существующие теоретические концепции организации обучения иностранным языкам.
2. Разработка методической модели организации начального обучения английскому языку, в целом, и организации содержания обучения английскому языку младших школьников на сюжетной основе, в частности.
3. Выявление авторских трактовок и приемов реализации методической модели организации содержания обучения на сюжетной основе в отечественных и зарубежных учебных пособиях по английскому языку для младших школьников.
4. Определение критериев отбора художественных произведений, используемых в качестве компонента содержания, а также параметры адаптации художественного произведения, ориентируясь на уровень обученности учащихся начальной школы.
5. Разработка системы заданий и упражнений по обучению младших школьников английскому языку на сюжетной основе.
6. Подготовка учебных пособий и рекомендаций по работе с ними.
7. Экспериментальная проверка эффективности обучения младших школьников английскому языку на сюжетной основе.
В целом организация начального обучения английскому языку на сюжетной основе включает в себя: отбор художественного произведения, его адаптацию по определенным критериям и организацию учебного материала на сюжетной основе [3]. Учитывая существующие в методике преподавания родного и иностранного языков критерии отбора художественных произведений в учебных целях, были предложены следующие критерии отбора: критерий учета возрастных особенностей младших школьников, критерий аутентичности, критерий учета жанра, критерий учета формы эпического жанра, критерий линейности сюжета, критерий наличия основных элементов сюжета, критерий равнозначного соотношения культуроведческого и воспитательного аспектов. Для организации начального обучения английскому языку на сюжетной основе необходимо провести смысловую, лингвострановедческую и языковую адаптацию художественного текста.
Основная особенность системы заданий и упражнений при обучении английскому младших школьников на сюжетной основе состоит в том, что система заданий и упражнений структурирована в соответствии с сюжетом положенного в основу обучения литературного произведения. Способами методической организации учебного материала являются «микросюжеты» и «макросюжет» [4]. Широкое применение упражнений с игровой формулировкой задания позволило повысить эффективность обучения за счет гибкого подхода к учащимся с различными типами овладения языком и социальным статусом в группе и уровнем самооценки.
Однако, по нашему мнению, организация обучения английскому языку на сюжетной основе для рядового учителя содержит ряд методических и педагогических трудностей.
Так, личностный компонент подхода к обучению предполагает учет индивидуально-психологических и статусных особенностей учащихся. Особо надо учесть то, что учащиеся 8-9 лет имеют свои психологические особенности. Учитель английского языка не имеет возможности провести в школе комплексное психологическое тестирование. Личностно-деятельный статус учащихся должна описывать целая команда специалистов социального профиля.
Второй особенностью является то, что дети, общаясь в семье и в коллективах (детский сад, старшие товарищи и т.д.) уже привыкли к традиционным школьным приемам обучения. Кроме того, дети начальной школы характеризуются ярко выраженной эмоциональностью, относительной слабостью произвольного внимания, переходным периодом от наглядно-образного к словесно-логическому типу мышления. Развитие словесно-логического типа мышления позволяет детям не только описывать и пересказывать полученную информацию, но и делать самостоятельные выводы, умозаключения, а также прогнозировать то или иное содержание, что позволяет учителю использовать задания проблемного характера.
К тому же, как показывают результаты психолого – педагогических исследований, традиционная система школьного образования пусть и не всегда в полной мере учитывает возрастные особенности мышления ребенка, но с первых школьных лет направлена в первую очередь на развитие логического мышления, предполагающего доминирование фактора вербального понимания. Это, тем не менее, тормозит развитие наглядно – образного компонента интеллектуальной активности, что нередко приводит к возникновению школьных неврозов [5].
Собственно говоря, организация начального обучения английскому языку учащихся общеобразовательной школы на сюжетной основе как раз и направлена на исключение такого положения. Данный метод позволяет учитывать психофизиологические особенности мышления младших школьников и способствовать развитию логико – вербального мышления детей через активизацию образного мышления. Но, как мы показали выше, существую административные трудности организации такого обучения.
В таком возрасте существуют еще и проблемы обучения связной речи не только на иностранном, но и на родном языке. Как известно, развитие связной речи младших школьников на родном ( русском ) языке традиционно осуществлялось на текстовой основе, что способствовало овладению учащимися такими умениями, как определять основную мысль текста, выделять части текста и др. Такой подход не способствует развитию умений самостоятельного устного высказывания младших школьников в рамках предложенной темы или ситуации общения.
Поэтому организация обучения английскому языку на сюжетной основе должна предполагать определенную этапность. Практика обучения показала необходимость выделения двух этапов: подготовительного и основного. На первом этапе используется сюжетная картинка, на втором – сюжет литературного произведения.
Предлагаемая методика обучения младших школьников связному высказыванию на основе сюжетных картинок и образных схем была апробирована в ходе опытного обучения английскому языку в одной из начальных школ (первый год обучения) [5]. Анализ полученных результатов показал, что данная методика обеспечивает активизацию образного мышления детей посредством интеграции правого и левого полушарий, что способствует развитию логического мышления младшего школьника за счет обеспечения алгоритмизации высказывания с опорой на эмоциональный компонент восприятия.
Сюжетная картинка на подготовительном этапе - яркий эмоциональный стимул для детей и служит как источником мотива их речевого высказывания, так и его содержательной опорой. В этих целях используется специально разработанная сюжетная картинка с изображением определенного момента реальной действительности, окружающей младшего школьника, или ситуация из его повседневной жизни (дома, в школе, в зоопарке, за городом, в магазине) [5].
Здесь главные герои картинки - такие же дети, как и сам младший школьник, что усиливает эффект личной соотнесенности с сюжетом, который становится для него личностно значимым. Сюжетные картинки должны разрабатыватся с учетом особенностей восприятия младшего школьника и связанными с этим требованиями к их композиционному и цветовому оформлению. На подготовительном этапе картинка дается сначала в полном объеме, затем в учебных целях она разделяется на небольшие фрагменты с обязательным изображением одного из персонажей общего сюжета.
Нам кажется, метод обучения детей младшего школьного возраста английскому языку достоин внимания и может быть успешно реализован во внеклассной деятельности.
Литература
1. Остапенко К.К. Организация начального обучения английскому языку учащихся общеобразовательной школы на сюжетной основе. Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. Санкт-Петербург. 2003.
2. Иванова Л.А. Цели обучения на начальной ступени языкового образования и пути их достижения. Центр дистанционного образования «Эйдос» // http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-4.htm.
3. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Санкт-Петербург. КАРО. 2006.
4. Особенности системы упражнений при организации обучения младших школьников английскому языку на сюжетной основе (Обучение иностранным языкам: [отв. ред. М.К. Колкова]. СПб. КАРО. 2003.
5. Жарова Л.Л. Обучение младших школьников иноязычному связному высказыванию. 16.12.2009. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // http://www.openclass.ru/node/81984.
Категория: Английский язык | Добавил: sv_pavlushenko (12.06.2012) | Автор: Павлушенко Светлана Владимировна E
Просмотров: 1374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]