Понедельник, 20.11.2017, 00:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

Интерактивные технологии обучения как средство развития профессиональной компетентности
Так как темой статьи является: «Интерактивные технологии обучения как средство развития профессиональной компетентности», то давайте вспомним, что такое профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность - это система, включающая такие составляющие, как владение проектировочной, конструктивной, организаторской, гностической, коммуникативной и нравственной компетенциями, обеспечивающих высокий уровень подготовки будущего специалиста, интегративной составляющей которых, является личностный смысл профессиональной направленности, необходимой для выполнения профессиональной деятельности в быстро меняющейся обстановке.
Среди основных целей изучения иностранного языка позиционируется овладение студентами коммуникативной компетентностью. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. Предполагается налаживание совместной деятельности, так как каждая сторона выступает как активный субъект. Понятие «коммуникативные умения» вбирает в себя не только обмен информацией, но и оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понимать проблемы собеседника и т. д. Итак, понятие
«коммуникативные умения» позволяет выделить такие аспекты, как
• информационный, когда межличностное общение осуществляется с целью обмена информацией между партнерами по коммуникации;
• интерактивный, в процессе которого коммуниканты взаимодействуют в целях совместной деятельности для получения результата;
• гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект познания;
• аксиологический, когда межличностное взаимодействие осуществляется в целях обмена ценностями;
• нормативный, при котором взаимодействующие общаются в целях нормативного регулирования поведения индивидов, а также для передачи и закрепления стереотипов поведения;
• практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками и для самообразования;
• семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система.
Развивая способности и свойства личности средствами лингвистической подготовки, возможно развивать не только коммуникативный потенциал, коммуникативную компетентность, коммуникативную культуру личности, не только учить эффективному речевому общению, но и развивать, совершенствовать ее гуманитарную ценностную ориентацию. Стратегия гуманитаризации и гуманизации профессионального образования, обусловливает потребность в формировании лингвогуманитарной компетентности специалистов, способных осуществлять культурно- гуманитарные, коммуникативные функции в своей профессиональной деятельности. Уровень знания языка может также характеризовать уровень его учебной, а в дальнейшем профессиональной «успешности».
Выбор технологии интерактивных методов в качестве средства реализации концепции формирования коммуникативной компетентности специалиста с техническим образованием обусловлен принципиальными возможностями этой технологии.
Давайте вспомним основные модели обучения в системе взаимоотношений объект и субъект обучения.
Модели обучения
:

В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная (или экстравертная) - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Особенностями пассивной модели или экстрактивного режима является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например, в виде лекции.
2) активная (или интраактивная)- ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). Активные или интраактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашних) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учат только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Цели интерактивного обучения


Существенными признаками любой технологии являются цели (для чего ее нужно применять и каких результатов можно добиться). К основным целям интерактивного обучения можно отнести:
• Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена;
• Обеспечение взаимодействия и двусторонней связи;
• Вывод учащегося на позицию субъекта обучения;
• Обогащение жизненного опыта, и индивидуализация обучения;
• Развитие умственных, эмоциональных, процессов у учащихся;
• Соединение теории и практики.
Если сравнить цели интерактивных методов и аспекты коммуникативных навыков, то можно убедиться, что они полностью ориентированы на формирование коммуникативных навыков, а, следовательно, на развитие профессиональной компетенции.

Диагностические и дидактические средства


Вторым существенным компонентом любых технологий является наличие средств, с помощью которых можно добиться поставленных целей: организация урока, наличие материала и специальных приемов и методов работы. Итак, следует особое внимание уделить следующим моментам:
1. При организации урока следует обратить внимание на особенности взаимодействие учителя и ученика:
По сравнению с традиционными моделями обучения, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Задачи учителя: • облегчение восприятия, усвоения нового материала;
• выявление многообразия точек зрения;
• создание комфортных условий для взаимного сотрудничества;
• индивидуализация педагогического взаимодействия;
• побуждение учащихся к самостоятельному поиску, активности;
• достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является - поддержка, облегчение, направление и помощь процессу обмена информацией. Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора - он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Применение интерактивных методов позволяет учителю соединить деятельность каждого студента, связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа.

2. Интерактивные технологии подразумевают применение специальных методов и приемов
Ниже мы познакомимся с некоторыми интерактивными методами, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:
К наиболее известным относятся: дебаты, диспуты, дискуссии, конференции, семинары, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, проект. Cмыслопоисковый диалог является основным элементом интерактивных образовательных технологий, поскольку он предполагает творческое взаимодействие в живом общении, эмоциональность, безусловное принятие личности студента, создание максимально доброжелательной и доверительной среды, увлеченность научно-поисковой, научно-исследовательской и производственной деятельностью

Средства анализа и результатов деятельности:


Третьим компонентом любой технологии являются средства анализа и результатов деятельности: результативность и применимость, оценка и самооценка.
Субъективная оценка – отношение самих учащихся к процессу познания. Большинство студентов любят работать в таком режиме. Средством самооценки служит так же языковый портфель.
Объективная оценка - это результат применения технологии – это изменения в развитии, обученности и воспитанности обучающегося, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время. Если у вас получается работать в данном режиме, то можно сказать об эффективности и применимости данной технологии. Если учащиеся не хотят высказывать свое мнение, ленятся работать в группах, значит, есть какие-то моменты, какие нужно доработать: недостаточно продумана организация работы на уроке, не достаточно базовых знаний и др.

Основные приемы интерактивных методов


Все приемы можно условно разделить на три категории, хотя многие из них можно использовать во всех трех категориях. К основным категориям относится:
• Работа с информацией
• Практико-ориентированные задания
• Обсуждение результатов
Работа с информацией Остановимся на некоторых приемах по обмену информацией.
Прием «Мозговой штурм» или «Корзина идей» - включает сбор всей информации, известной по данной теме всеми участниками обсуждения, с последующим обсуждением
Прием «Мозаика» - включает куски информации в разбросанном виде. Задача собрать полную картину или текст информации. Текст с информацией делится на куски. Каждый участник прочитывает свой кусок, и составляют полный текст, опираясь на прослушанное, логические связи в тексте.
Пример:
This story began last weekend, when John decided to visit London. He received the driving license only some weeks ago and he had bought the car a week before it. Эта история началась на прошлых выходных, когда Джо решил посетить Лондон. Он получил права только несколько недель назад, и за неделю до этого купил машину.

But after awhile he found the place on the suburbs Но, спустя некоторое время, он нашел место на окраине города

In spite of being very nervous about his being not a very good driver he decided to make so long journey Не смотря на то, что он сильно нервничал по поводу того, что он не очень хороший водитель, он решился на столь длинное путешествие в Лондон.

After looking for his car on two more streets he has found the car though feeling himself like a fool Поискав еще на двух улицах, он нашел машину, хотя ощущал себя дураком.

In fact, everything was much better than he had expected and in some hours he was arriving to the suburbs of London На самом деле, все оказалось лучше, чем он ожидал, и через несколько часов он приближался к окраинам Лондона

Then he decided to see the cathedral and other historical buildings Затем он решил осмотреть собор и другие исторические здания

First he thought that the car had been stolen and decided to phone the police immediately but then he noticed that the streets are very similar Сначала он подумал, что ее украли, и тут же решил позвонить в полицию, но затем заметил, что улицы очень похожи.

Though it was late September London was full of tourists and there were no place in the car parks. Хотя был поздний сентябрь, Лондон был заполнен туристами, и на всех автостоянках не было места

Finally he was tired of sightseeings and returned to the place where he had left the car but he didn’t see it to his surprise В конце концов, он устал от достопримечательностей и вернулся туда, где оставил машину. К его удивлению, он ее не увидел

Fortunately the traffic was not so intensive and the weather was wonderful Soon he was coming closer to the centre of the city . К счастью, уличное движение было не таким интенсивным, и погода была замечательной. И вскоре он приближался к центру города.

Приемы «Аквариум» и «Карусель» - работа в группах. Приемы « Аквариум» и «Карусель» когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. В «Карусели»- внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешние - ученики через каждые 30 секунд меняются, в Аквариуме – наоборот. Участникам внутреннего круга предлагают листы с информацией. А участникам внешнего круга вопросы, на которые они должны ответить, обойдя всех участников, владеющих этой информацией.
«Броуновское движение» предполагает хаотичное движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме
Пример:

Информация для участников внутреннего круга
Nearly two thousand years ago, in 79 AD, a volcano called Vesuvius erupted on the west coast of Italy, south of Naples. It was one o’clock on 24th August.
In the busy Roman port of Pompeii, people were walking about in the streets, families were preparing lunch and children were playing. Suddenly Vesuvius erupted
There was a loud explosion. There was dust and ash everywhere. People rushed into the streets screaming. Children ran to their parents crying. People tried to run away, taking their things with them. They tried to escape, but most of people and animals died.
Vesuvius has erupted many times. The last big eruption was in 1944
Will Vesuvius erupt again? Nobody knows. If it does, it might be a small eruption or a big one. Some people live close to Vesuvius because the soil around it is good for growing crops. But it is also very dangerous.

Вопросы для участников внешнего круга

What is Vesuvius?
Where is Vesuvius?
When did Vesuvius erupt?
What was there after eruption?
How many people and animal died?
When was the last big eruption of Vesuvius?
Why do some people live close to Vesuvius? Is it dangerous?

Практико- ориентированные задания


Теперь остановимся на некоторых приемах, цель которых соединить теорию с практикой, стимулирующих обмен опытом, активизирующих умственную деятельность и совместную деятельность, взаимодействие, обмен опытом, эмоциями. Вторая группа приемов связана с применением полученных знаний
Прием «Обмен энергией». Прием, заставляющий встать на позицию собеседника. Например, каждый участник пишет ключевые слова о себе. Затем участники беседы меняются листами и рассказывают о соседе от первого лица. Другие участники могут соглашаться или нет.
Прием «Категории». Класс делится на несколько групп. Лидер группы получает карточку со списком слов или понятий, принадлежащих к данной категории, объявляет эту категорию, затем описывает данный список слов, не называя данного слова и однокоренные слова .Участники данной команды должны отгадать это слово
Пример:
Назовите категорию слов, которую вы собираетесь описать. Затем опишите качества этого предмета или понятия, не называя слова. Члены вашей команды должны его отгадать.
Например: слова из категории "еда"
(Milk ) It is a drink, which we get from cows. We can make cheese, yougurt from it etc….
Прием «Незаконченные предложения», [/b[b]]«Предложения в шляпе»Учащимся предлагается закончить предложение, затем сложить их в шляпу, вытащить по принципу случайного выбора и обсудить, кто бы это мог сказать, прав он или не прав, чтобы ты сделал на его месте.
Пример: Закончите предложения
I would never have a job of-----------------------because---------------------------------
If I were a teacher I would---------------------------------
When I retire I will--------------------------------
The most important job in our life is -------------------------------------
Прием «Спекуляция» активизирует прогностические умения. По заголовку, картине, началу рассказа предлагается предугадать, о чем пойдет речь или предугадать конец истории.

Обсуждение результатов

Третья категория приемов, применяемая при обсуждении результатов, позволяет выявить индивидуальную точку зрения каждого участника, обменяться результатами деятельности, понять друг друга.
Прием «Расстановка приоритетов».
Пример: Выберите приоритеты и поставьте цифры 1-2-3 напротив каждого положения в сторону убывания значимости.
Пример:
Поставьте цифры от 1 до 5, выбрав наиболее важные для вас положения при выборе работы
It's well-paid
I can be my own boss
It has long holiday
It's not far from my home
It’s interesting for me

Прием «Шкала мнений». Поставьте галочку под утверждением, с которым вы согласны и обоснуйте свою точку зрения. Или поставьте точку ближе к той позиции, с которой вы согласны на шкале А-Б-С
Прием: «Дерево решений»
Рисуется дерево. Каждый лист дерева – решение одного из участников беседы
Пример:
На листе бумаге напишите одно решение, что не стоит делать студенту .Затем каждый лист прикрепляется к стволу дерева, нарисованного на доске
Прием: «Пирамида»
Сначала решение принимается при обсуждении двух участников беседы, затем четырех, и т.д с нарастающим количеством участников беседы.
Прием «Займи позицию»
На магнитной доске размещаются два слова: «Да» и «Нет». Скажи «да или нет» и обоснуй свою позицию по предложенной теме. Например: Держать животных в зоопарке - это жестоко.
Прием «Будка гласности»
Каждый участник беседы за одну минуту должен сказать что-нибудь по предложенной теме.

Преимущества и недостатки

Интерактивные методы имеют свои преимущества и недостатки. К основным недостаткам следует отнести
• Требуют много времени для подготовки учителя;
• Трудно дать объективную оценку каждому участнику, работающему в группе;
• Не учитывают разноуровневую подготовку в пределах одной группы;
• Не все предметы и темы предполагают применение данных технологий;
• Много шума при групповых передвижениях по классу.
К основным преимуществам можно отнести следующие моменты:
• Активизируют всех учащихся;
• Весело и интересно;
• Повышается мотивация к обучению;
• Позволяют разнообразить формы работы на уроке;
• Позволяют применить знания на практике;
• Учат самостоятельной работе;
• Развивают умственную деятельность;
• Развивают умение работать в команде;
• Позволяют выявить разные точки зрения;
• Воспитывают культуру общения;
• Облегчают восприятие нового материала;
• Стимулируют познавательную активность;
• Повышают самооценку и удовлетворение от своего труда;
• Учат слушать, понимать, реагировать на собеседника, т.е способствуют развитию коммуникативной компетенции, а следовательно и профессиональной компетенции.
В заключение надо отметить, что интерактивные методы – это более высокий уровень овладения материалом. И идти к ним надо постепенно от пассивных методов к интерактивным. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у учащихся имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти к широкой постановке проблемы. Для этого у учащихся должен быть и соответствующий уровень знаний. Но для проведения уроков иностранного языка, где развиваются способности и свойства личности средствами лингвистической подготовки, интерактивные методы наиболее идеально развивают коммуникативную компетентность, коммуникативную культуру личности, что и является основной целью изучения иностранного языка для компетентностного развития личности будущего специалиста, для успешной будущей трудовой деятельности и удовлетворения потребностей саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Список используемых источников:

1.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.
2.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
3.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
4.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
5.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
Категория: Английский язык | Добавил: Stepanova (20.09.2012) | Автор: Степанова Татьяна Ивановна E
Просмотров: 2826 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]