Суббота, 10.12.2016, 04:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

Интерактивные технологии как средство творческого саморазвития поликультурной личности

Интерактивные технологии как средство творческого саморазвития поликультурной личности

Устинина Г.Ф.

КазГУКИ, Казань

 

Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка- есть требование современности. В начале нового тысячелетия ЮНЕСКО была определена концепция образования, назначение которой – обеспечить в будущем обществе преобладание ценностей и идеалов культуры мира, активной межкультурной коммуникации. Глобализация выдвигает перед образованием актуальную и значимую проблему подготовки молодежи к жизни в условиях

многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных рас, национальностей, вероисповеданий.

Иностранный язык является одной из гуманитарных дисциплин, имеющих огромный социолизирующий потенциал. Более того, он является средством международного общения, инструментом познания мировой культуры, духовного наследия стран и народов, историко-культурной памяти. В современном мире подрастающее поколение должно знать не только родной язык, но один или несколько иностранных языков, как средство общекультурного развития.

Владение иностранными языками воспитывает молодежь в духе общительности, миролюбия, толерантности и уважения всех народов и их культур.

Ранее целью воспитательно-образовательных усилий зачастую являлось не столько индивидуальное развитие способностей и познавательных интересов учащихся, сколько передача им готовых знаний, формирование у них умений и навыков. Такому обучению свойственны авторитаризм, сухой интеллектуализм; воспитание и образование считаются длительными и систематическими процессами, но при этом они не отвечали ни потребностям, ни интересам учащихся.

Сейчас появилась необходимость в разумной комбинации традиционных и инновационных методик обучения, в умелом сочетании использования освоенных приемов и новейших практик, которые отвечают современным запросам общества. Новые приоритеты в обучении иностранным языкам сопряжены с выходом в индивидуальную сферу учащегося, в контекст его субъективного опыта, имеющего большое значение в формировании его языков [1, c.57]. Межкультурное языковое образование на принципах поликультурности обеспечивает социальную мобильность и является инструментом творческого развития активной самостоятельной личности, осознающей себя гражданином собственной страны, а так же субъектом динамичной поликультурной и полилингвальной среды современной цивилизации.

Итак, основополагающим для формирования полилингвальной и поликультурной личности можно считать креативно-деятельностный подход. В новой деятельностной парадигме образования в центре внимания – студент с его неповторимой индивидуальностью, собственными потребностями, способностями и возможностями. Педагог– организатор, консультант, обеспечивающий педагогическое сопровождение его деятельности [2, с.74]. Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Главной отличительной чертой интерактивных технологий обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. В сравнении с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы учащихся. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Возникает такой эффект, как вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология учебного процесса активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы [3].

Творческая деятельность по иностранному языку в единстве с обязательным курсом специальности “Иностранный язык” позволяет расширить сферу профессионально-ориентированных иноязычных возможностей будущего специалиста.

Креативность выступает высшей формой положительной созидательной активности человека и общества; она отличается неповторимостью по результату, оригинальностью и уникальностью. Творческие мероприятия на иностранном языке предполагают продуктивную изобретательную деятельность, способность обучающихся решать определенный круг постоянно возникающих задач с высоким качеством.

Внеаудиторная творческая работа позволяет в полной мере реализовать уникальные возможности личности в определенной сфере. К довершению всего, активная творческая деятельность приносит человеку удовлетворение от проделанной работы, позволяет ему испытать состояние психологического комфорта, независимо от того, как результаты творческой деятельности будут оценены социумом.

Внеаудиторная работа способна создать комфортную обучающую среду , которая помогает учащимся раскрыться, проявить свою индивидуальность, приобрести практический опыт. Студенты становятся соавторами в конструировании и организации творческих мероприятий.

Эффективность внеаудиторной творческой работы зависит от соблюдения ряда важных условий:

1) необходимо вовлекать в творческий процесс всех учащихся, независимо от уровня их языковой подготовки;

2) четко организовывать и тщательно подготавливать планируемые мероприятия;

3) обеспечивать широкий спектр сотрудничества преподавателя и студента: сочетать инициативы учащихся с направляющей ролью педагога;

4) гарантировать занимательность и новизну содержания, форм и методов работы;

5) обеспечивать широкую гласность и открытость проведения мероприятий.

Все перечисленные факторы содействуют целенаправленному, последовательному, систематическому, и вместе с тем, разностороннему влиянию на развитие личности, её профессиональной адаптации.

Для студентов вузов культуры дисциплина “ Иностранный язык” является непрофилирующей . Иностранный язык не является основным предметом и времени на его изучение, соответственно, крайне недостаточно . Коллективам кафедр иностранных языков на неязыковых факультетах приходится искать способы преодоления трудностей в изучении иностранного языка. Именно внеаудиторная деятельность по иностранному языку позволяет включить студента в активную, творческую, поисково-исследовательскую, познавательную деятельность и обеспечить формирование иноязычной компетенции студента. Согласно психологическим исследованиям, память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что он слышит . Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня, дай мне действовать самому – и я научусь». Знания нельзя просто передать и «получить», они могут «получиться» только в результате активной творческой деятельности самого учащегося.

Кафедра филологии и межкультурных коммуникаций Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств, обеспечивающая подготовку по профессионально ориентированному иностранному языку бакалавров, специалистов и магистров, определяет своей приоритетной целью повышение качества языковой подготовки студентов университета, развитие академической и научной деятельности в международном формате, развитие поликультурной, современной информационно-технологической среды, обеспечение толерантной поликультурной коммуникации.

Вопрос активизации учебного и внеучебного процессов постоянно находится в центре внимания педагогического коллектива указанной кафедры.

Кадровый и студенческий состав вуза обладают мощным интеллектуально-творческим потенциалом для проведения внеаудиторных мероприятий.

Постоянное накопление творческих ресурсов позволяет богатая и многогранная палитра творческих специальностей, по которым ведется подготовка высококвалифицированных специалистов в нашем университете Важное место в системе внеаудиторных мероприятий, которые проводит кафедра филологии и межкультурных коммуникаций КазГУКИ, занимают всевозможные конкурсы, фестивали, поэтические гостиные, концертные и театрализованные программы и т. д.

Проводимые в нашем университете творческие мероприятия на иностранном языке способствуют повышению общего уровня владения иностранным языком, что отражается и на процессе обязательного обучения, развивают у будущих специалистов коммуникативные навыки и умения межличностного, профессионального межнационального общения, способствует становлению их нравственных основ, мировоззренческой и профессиональной культуры. Личностные стратегии изучения языка во внеаудиторной деятельности являются реальной самостоятельной иноязычной деятельностью студентов с целью совершенствования уровня владения языком и удовлетворения познавательных потребностей.

Творческие мероприятия всегда импонируют студентам, они позволяют учащимся убедиться в том, что изучать иностранный язык можно легко, увлекательно и результативно.

В заключение необходимо отметить, что творческая деятельность помогает решать задачи качественного воспитания коммуникативной, многоязычной личности, готовой к адекватному взаимодействию в ситуациях поликультурного общения и обладающей всеми необходимыми составляющими коммуникативной компетенции.

Список литературы

1. Арапова С.А. Формирование полилингвальной поликультурной личности. Материалы Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании» - Москва, 2014- с.74

2. Баландина З.И. Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.- Москва, 2014.- С.57

3.Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999.

4. Интерактивные технологии как средство творческого саморазвития учащихся на уроках математики. http://www.prodlenka.org/pedagogicheskaia-masterskaia/interaktivnye-tekhnologii-kak-sredstvo-tvorcheskogo-samorazvitiia-uchashchikhsia-na-urokakh-matematiki.html

Категория: Английский язык | Добавил: Ustinina (19.06.2015) | Автор: Устинина Гульнара Фаварисовна E
Просмотров: 450 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Гульнара Фаварисовна, прием статей на Конференцию был закончен 19 мая.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]