Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия |
Технология модерации и АМО при подготовке к ГИА по химии
Технология модерации и АМО при подготовке к ГИА по химии. Подготовка учащихся к ГИА – ответственный и трудоёмкий процесс, как для учителя, так для ученика и его родителей. Волнения, сомнения, опасения наблюдаются у всех. Ученикам кажется, что объем материала для ГИА не посильный, учитель вынужден неоднократно объяснять один и тот же материал во внеурочное время, родители в поисках репетитора. Снять нервозность при подготовке и достичь хороших результатов на ГИА помогает системный подход, который включает: 1) четкое планирование содержания и вида деятельности всех участников, на основе которого составляются технологические карты учителя и ученика, учитель выступает в роли модератора; 2) использование активных методов обучения, позволяющих реализовать принципы сознательности, активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя. Описание опыта работы. Деятельность учителя. 1. На основе анализа министерских документов составляется таблица «План ГИА», в которой указаны: номер задания, краткое содержание задания, время на выполнение, сколько баллов за него. 2. Прогнозируются и выделяются сложные вопросы, которые заведомо вызовут у учащихся затруднения. Эти вопросы учитель объяснит сам на фронтальных консультациях, оформит на карточках-инструкциях в письменном виде для самостоятельного повторения, подберет ЭОРы для самоподготовки и самопроверки учащимися. 3. Подбирается, оформляется и ежегодно дополняется дидактический материал в специальных папках. Папки пронумерованы по числу столов в классе и используются как для подготовки к ГИА, так и на уроках для закрепления и проверки учебного материала. Начинаем применять этот материал с первого года обучения химии, т.е. с 8 класса. По каждой теме составлена рекомендация для успешного выполнения задания. Данный дидактический материал доступен учащимся для самоподготовки. 4. Составляются «Тренажеры» (Приложение) по основным темам, в которых ученик сам пошагово выявляет: «Я могу?», «Я умею?», - для выявления того момента, с которого начинается «не знание» при выполнении задания. 4. Составляется для ученика лист «Самоанализ подготовки к ГИА» (Приложение), в котором ученик сам будет фиксировать, в каких заданиях теста допустил ошибку, и на этой основе планировать свой дальнейший образовательный маршрут. 5. Составляет «Технологическую карту учителя», в которой показаны: - все темы ГИА приведены в соответствие с тематическим планированием, даты прохождения, - тесты, которые учащиеся выполняют по каждой теме, какой материал они должны изучить, на какие вопросы ответить, - консультации (фронтальные, групповые, индивидуальные), - демонстрации, которые необходимо выставлять на консультациях при отработке тем ( коллекции, таблицы, модели, опорные конспекты, выставки и др.), - инструкции, которые оказывают помощь при самостоятельной работе учащихся ( инструкции по решению задач, инструкции-разъяснения по конкретным вопросам) - ссылки для самостоятельной работы учащихся, - совместная работа с родителями. 6. Составляет «Технологическую карту ученика», она выдается каждому ученику, вклеивается в тетрадь, дополняется пометками ученика и контролируется учителем и родителями: а) в ней отражены: план ГИА, источники для теоретической информации, ссылки для самостоятельной работы по тестам, графа для отметки о прохождении темы; б) она позволяет ученику: видеть перспективу подготовки к ГИА, планировать и контролировать свою самостоятельную работу, прогнозировать свою итоговую отметку и работать на нее; в) она делает учебный процесс по подготовке к ГИА открытым, понятным и менее стрессовым. 7.Систематически контролирует и корректирует самоподготовку учащихся. Деятельность ученика, выбравшего ГИА по химии. 1. Знакомится с планом ГИА и подготовки к нему по технологической карте, вклеивание ее в тетрадь, пометки в ней по мере прохождения. Этот момент очень важен, потому что перспективное видение предстоящей работы является началом осознанного учения. 2. Осваивает химию на уроках с использованием активных методов изучения. 3. Выполняет тематические тестовые задания ГИА в соответствии с изучаемым на уроках материалом. Цель: отработка, закрепление и применение теоретических знаний. Если при выполнении заданий у учащегося возникают затруднения, он вновь возвращается к теоретическому материалу и устраняет пробел в знаниях. Ученик может воспользоваться инструктивной карточкой, помощью товарищей или учителя. Эта работа выполняется в удобное для учеников время: в перерыв между уроками, после уроков в часы работы кабинета, дома. Источники: дидактический материал в папках в классе, книги для подготовки к ГИА, ссылки на интернет-адрес ЭОР. 3. Выполняет тренировочные тесты ГИА в удобное для себя время. Проверка - учителем, родителем, самопроверка и взаимопроверка. 4. Анализирует результаты выполнения тестов. В листе «Самоанализа подготовки к ГИА» после каждого выполненного теста ученик отмечает допущенные ошибки, выставляет набранные баллы и переводит их в отметку. Вырисовывается картина, какие задания требуют дополнительной проработки. Ученик сам видит свои «слабые» места, выполняет «Тренажеры», позволяющие пошагово отслеживать выполнение задания и определить, с какого места начинается непонимание, сам планирует вопросы для индивидуальных консультаций с учителем. При сравнении набранных баллов ученик может реально оценить свои знания, спрогнозировать свою реальную отметку за ГИА, сформулировать своё желание – хочу ли получить более высокую отметку? И если «хочу», то ученик на основании листа «Самоанализа подготовки к ГИА» в состоянии спланировать свою траекторию продвижения и отслеживания результатов. При организации подготовки к ГИА по технологическим картам, где учитель организует и корректирует деятельность, а ученик вынужден проявлять активность и самостоятельность, у учащихся формируются: регулятивные действия – планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, волевая саморегуляция; универсальные учебные действия – активность ученика в деятельности при усвоении содержания предмета химии способствует его саморазвитию; личностные учебные действия – ученик усваивает связь между планируемой оценкой и волевыми усилиями при подготовке к ГИА. Данную систему подготовки учеников к ГИА можно считать технологичной, потому что она многократно апробирована и успешно работает в разных выпусках, в модифицированном виде применяется и при подготовке к ЕГЭ. Первоначальная трудоемкая подготовка учителя оправдана дальнейшей экономией времени и нервов; делается акцент на активной роли ученика и его ответственности за результат экзамена. Самое главное – ученики не просто изучают содержание предмета химии и получают хорошие отметки на ГИА, но и приобретают компетентности, необходимые для дальнейшей успешной учебы. | |
Просмотров: 1423 | Комментарии: 2 | |