Воскресенье, 25.08.2019, 14:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Технология модерации и АМО – фактор мотивации учащихся и педага на уроках химии

Информационные потоки, изливающиеся на современного человека из различных источников, требуют от него умения четко и быстро, а главное, оперативно ориентироваться в мире информации. Интернет, телевидение, мобильная связь – все это средства, ускоряющие ее доступ к людям. Информационные перегрузки, приводящие к нервному истощению, депрессии и некоторым иным нежелательным последствиям стали привычными для современных учителей и учеников. Профессиональное выгорание, неумение, а, зачастую, и нежелание идти в ногу со временем приводит к истощению резервных ресурсов педагогов, депрессии, нежелании идти на работу и тем более развиваться.

 Вместе с последними, так же страдают и дети. Поэтому важным аспектом обучения в школе должны стать сформированные умения сортировать информацию, способность быть мобильным в ее потоках, а так же воспитание устойчивости к ее, зачастую, пагубным воздействиям.

Современная школа не призвана «наполнять сосуды знаниями», ее миссия – развивать мыслительную деятельность учащихся, их инициативу, умение критически относиться к получаемой информации, а так же формировать целостную картину мира. Для решения этих задач каждый педагог просто обязан искать для себя и своей деятельности такие методы и технологии обучения, которые позволят действительно работать «на результат».

Науки о природе и о человеке занимают высокое положение в современной школе. Не исключение и химия. Химическое образование открывает широкие перспективы перед человеком, закладывает у него видение целостной картины мира, развивает логическое мышление. В свете вышесказанного урок химии должен быть не просто трансляцией знаний, а целостным непрерывным действом, способствующим активизации мыслительной деятельности учащихся, их развитию, формированию ключевых компетенций.

Системная работа учителя химии в рамках технологии модерации и АМО позволяет соответствовать вышеназванным критериям. Положительная энергетика урока, проведенного по технологии модерации с применением АМО дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся их инициативу, творчество, возможность провести командную игру, соревнование, включить в урок разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.

Каждая фаза урока, проведенного по технологии модерации и АМО – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку. Активные методы обучения, используемые на каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

В рамках гимназии №2 г. Волковыска мною был проведен и поставлен  эксперимент, позволяющий определить роль и место АМО в процессе обучения химии.

Обобщающая цель эксперимента:

Внедрение модели технологии модерации и АМО в процесс преподавания химии в гимназии как фактора, обуславливающего  мотивацию ученика  и учителя

Задачи:

1)                 Изучить мотивацию учащихся к овладению химическими знаниями;

2)                 Разработать сценарии уроков химии на основе технологии модерации и АМО;

3)                 Провести уроки по разработанным сценариям в экспериментальных классах

4)                 Провести уроки в контрольной группе по стандартной технологии

5)                 Осуществить мониторинг учебной деятельности учащихся по классам  в обоих группах и отслеживание их инициатив;

6)                 Осуществить анализ результатов мониторинга в контрольной и экспериментальной группах

7)                 Обобщить полученные результаты.

8)                 Результаты обобщения представить в виде статьи.

Проведение эксперимента

Для эксперимента были выбраны 8-е(контрольный и экспериментальный (по одному)), и 10-е классы (контрольный и экспериментальный) (по одному) гимназии №2 г. Волковыска. Состав классов – 20 человек, причем в каждом классе равное количество юношей и девушек (10:10). Во всех классах было проведено анкетирование по методике изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой (Приложение 1).

Методика составлена с целью выявления причин предпочтительного отношения к предмету (первая часть),  второй – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, прак­тически значимые, личностные и др.). На основании ответов сделан соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к предмету, и к учению в целом.

Обработка результатов показала, что основным мотивом изучения химии является интерес, а так же тот факт, что предмет обязателен в школе и необходим для сдачи вступительного экзамена. Забегая вперед, отмечу, что в контрольных классах этот мотив так и остался ведущим.

Уроки в экспериментальных классах были построены на основе технологии модерации и АМО. Параллельно осуществлялась проектная деятельность по предмету, результаты которой представлялись учащимися на уроках в виде интерактивных отчетов. Упор в данном направлении делался на формирование химического мышления учащихся, создание целостной картины химических знаний, активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Результатом проведенного эксперимента, проектной деятельности учащихся, и их исследовательской деятельности по предмету явилось  общешкольное мероприятие «Неделя химии», где учащиеся демонстрировали свои успехи в изучении отдельных тем и разделов химии (Приложение 2).

Эксперимент продолжался два месяца, после чего учащимся экспериментальных и контрольных классов было предложено анкетирование по методике Г.Н. Кузнецовой.

Анализ результатов анкетирования показал, что ведущими мотивами деятельности учащихся в экспериментальных классах стали возросший интерес к изучению предмета, желание повысить свой образовательный уровень, расширить знания об окружающем мире (20% учащихся определяли эти мотивы как ведущие в начале эксперимента, а в результате, эта цифра увеличилась до 72%).

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод, что системное применение технологии модерации и АМО на уроках химии приводит к повышению мотивации обучающихся, ведет к устойчивой активизации познавательных мотивов, сохранению живого интереса к обучению на протяжении всего учебного года. Творческое отношение учащихся к предмету, рост мотивации к его изучению меняет и отношение педагога к преподаваемому предмету и к организации своей деятельности в целом. Учитель становится на путь постоянного самосовершенствования, становления активной профессиональной и жизненной позиции. Технология модерации обеспечивает создание и внедрение в школе системы мотивирования обучающихся.


Приложение 1

Методика изучения отношения к учебным предметам
Г.Н. Казанцевой 

http://psylist.net/praktikum/00109.htm



Приложение 2

с 5.12 по 10.12 в Гимназии № 2. Волковыска проходила неделя химии "Химическое образование для развития общества..."

Задумка организаторов состояла в том, чтобы каждый ученик, начиная с 5 класса, смог проявить свою творческую активность и креативность, узнать новую информацию, касающуюся химии.

Хроника событий:

1 день – состязание в конкурсе коллажей на химическую тематику. здесь особую активность проявили учащиеся среднего звена (7-8 классы). Сказать о том, что они представили большее количество работ - это ничего не сказать - они просто завалили гимназию своими коллажами: здесь и великие ученые-химики, и химические кроссворды, а так же величайшие химические открытия, - и все это было представлено на суд зрителей и компетентнейшего жюри.

 В результате оказалось 2 победителя - это работа учениц 11 "В" класса Янчевской Маргариты и Тимошенко Александры "Химия любви", а так же работа "Химия питания" учениц 8 "В" класса Шопик Елизаветы и Кухты Кристины.

2 день недели представился особенно увлекательным - была проведена беспроигрышная химическая лотерея "Химикон", где попытали счастья более 100 учащихся гимназии, а так же состоялось торжественное открытие галереи лучших химиков гимназии.

3 день - Стендовая конференция "Ступени к науке". Наиболее интересными были статьи учеников 10б класса Богдана Алексея "Циклопентанпергидрофенантрен" и Фибик Анастасии "Камни".

акрытие недели химии проводилось в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», в которой приняли участие команды 8-11 классов. Интеллектуальное состязание проводилось в 2 этапа:

 – 1-ый  этап – разминка,

 – 2-ой этап – основной.

Как в разминке, так и в игре абсолютными победителем стала команда 8 «В» класса.

Окончание недели химии ознаменовалось подведением итогов и награждением победителей по итогам каждого дня. Был выбран наиболее активный участник недели – это Богдан Алексей – учащийся 10б класса. Ну а абсолютным победителем недели, получившим переходящий кубок «Самый-самый химический класс!!!» в 2011-2012 учебном году стал  8 «В» класс гимназии.

Поздравляем победителей и принявших участие в неделе химии, ждем ваших замечаний и предложений… но в следующем учебном году… Творите и дерзайте!!! 

Категория: Химия | Добавил: alexlev1984 (07.03.2012) | Автор: Личик Александр Анатольевич E W
Просмотров: 2637 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
4 irina_sokolovskaialiascko  
Спасибо за статью,читала и видела горящие глаза учеников!Удачи в работе!

3 alexlev1984  
Да, несомненно удался, спасибо за поддержку

2 Svet1  
Статья отличная и эксперимент удался!!!

1 alexlev1984  
Я очень извиняюсь - ошибка в названии - не педаг - а педагогов, комп долго не хотел загружать материал - вот и не просмотрел - прошу прощения...

5 Nellihimmm  
Ну мы догадались, что это просто техническая ошибка. wacko

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]