Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия |
Информационные потоки, изливающиеся на
современного человека из различных источников, требуют от него умения четко и
быстро, а главное, оперативно ориентироваться в мире информации. Интернет,
телевидение, мобильная связь – все это средства, ускоряющие ее доступ к людям.
Информационные перегрузки, приводящие к нервному истощению, депрессии и
некоторым иным нежелательным последствиям стали привычными для современных
учителей и учеников. Профессиональное выгорание, неумение, а, зачастую, и
нежелание идти в ногу со временем приводит к истощению резервных ресурсов
педагогов, депрессии, нежелании идти на работу и тем более развиваться. Вместе с последними, так же страдают и дети.
Поэтому важным аспектом обучения в школе должны стать сформированные умения
сортировать информацию, способность быть мобильным в ее потоках, а так же воспитание
устойчивости к ее, зачастую, пагубным воздействиям. Современная школа не призвана «наполнять
сосуды знаниями», ее миссия – развивать мыслительную деятельность учащихся, их
инициативу, умение критически относиться к получаемой информации, а так же
формировать целостную картину мира. Для решения этих задач каждый педагог
просто обязан искать для себя и своей деятельности такие методы и технологии
обучения, которые позволят действительно работать «на результат». Науки о природе и о человеке занимают
высокое положение в современной школе. Не исключение и химия. Химическое
образование открывает широкие перспективы перед человеком, закладывает у него
видение целостной картины мира, развивает логическое мышление. В свете
вышесказанного урок химии должен быть не просто трансляцией знаний, а целостным
непрерывным действом, способствующим активизации мыслительной деятельности
учащихся, их развитию, формированию ключевых компетенций. Системная работа учителя химии в рамках
технологии модерации и АМО позволяет соответствовать вышеназванным критериям.
Положительная энергетика урока, проведенного по технологии модерации с
применением АМО дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный
настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся их инициативу,
творчество, возможность провести командную игру, соревнование, включить в урок разнообразные
формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) –
оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить
работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день. Каждая фаза урока, проведенного по
технологии модерации и АМО – это полноценный раздел образовательного
мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока.
Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают
целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид
уроку. Активные методы обучения, используемые на каждой фазе модерации,
идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект
образовательного процесса. В рамках гимназии №2 г. Волковыска мною
был проведен и поставлен эксперимент,
позволяющий определить роль и место АМО в процессе обучения химии. Обобщающая цель эксперимента: Внедрение
модели технологии модерации и АМО в процесс преподавания химии в гимназии как фактора, обуславливающего мотивацию ученика и учителя Задачи: 1)
Изучить
мотивацию учащихся к овладению химическими знаниями; 2)
Разработать
сценарии уроков химии на основе технологии модерации и АМО; 3)
Провести уроки
по разработанным сценариям в экспериментальных классах 4)
Провести уроки в
контрольной группе по стандартной технологии 5)
Осуществить мониторинг
учебной деятельности учащихся по классам
в обоих группах и отслеживание их инициатив; 6)
Осуществить
анализ результатов мониторинга в контрольной и экспериментальной группах 7)
Обобщить полученные
результаты. 8)
Результаты
обобщения представить в виде статьи. Проведение
эксперимента Для эксперимента были выбраны
8-е(контрольный и экспериментальный (по одному)), и 10-е классы (контрольный и
экспериментальный) (по одному) гимназии №2 г. Волковыска. Состав классов – 20
человек, причем в каждом классе равное количество юношей и девушек (10:10). Во
всех классах было проведено анкетирование по методике изучения отношения к
учебным предметам Г.Н. Казанцевой (Приложение 1). Методика составлена с целью выявления причин
предпочтительного отношения к предмету (первая часть), второй – для выяснения того, почему ученик
вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически
значимые, личностные и др.). На основании ответов сделан соответствующий вывод о ведущих мотивах,
лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к предмету, и к
учению в целом. Обработка результатов показала, что
основным мотивом изучения химии является интерес, а так же тот факт, что
предмет обязателен в школе и необходим для
сдачи вступительного экзамена. Забегая вперед, отмечу, что в контрольных
классах этот мотив так и остался ведущим. Уроки в экспериментальных классах были
построены на основе технологии модерации и АМО. Параллельно осуществлялась
проектная деятельность по предмету, результаты которой представлялись учащимися
на уроках в виде интерактивных отчетов. Упор в данном направлении делался на
формирование химического мышления учащихся, создание целостной картины
химических знаний, активизацию мыслительной деятельности учащихся. Результатом проведенного эксперимента, проектной
деятельности учащихся, и их исследовательской деятельности по предмету явилось общешкольное мероприятие «Неделя химии», где
учащиеся демонстрировали свои успехи в изучении отдельных тем и разделов химии
(Приложение 2). Эксперимент продолжался два месяца,
после чего учащимся экспериментальных и контрольных классов было предложено
анкетирование по методике Г.Н. Кузнецовой. Анализ результатов анкетирования
показал, что ведущими мотивами деятельности учащихся в экспериментальных классах
стали возросший
интерес к изучению предмета, желание повысить свой образовательный уровень,
расширить знания об окружающем мире (20% учащихся определяли эти мотивы как
ведущие в начале эксперимента, а в результате, эта цифра увеличилась до 72%). Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод, что системное
применение технологии модерации и АМО на уроках химии приводит к повышению
мотивации обучающихся, ведет к устойчивой активизации познавательных мотивов,
сохранению живого интереса к
обучению на протяжении всего учебного года. Творческое отношение учащихся к
предмету, рост мотивации к его изучению меняет и отношение педагога к преподаваемому
предмету и к организации своей деятельности в целом. Учитель становится на путь
постоянного самосовершенствования, становления активной профессиональной и
жизненной позиции. Технология модерации обеспечивает создание и внедрение в
школе системы мотивирования обучающихся. Приложение 1 Методика
изучения отношения к учебным предметам http://psylist.net/praktikum/00109.htm Приложение
2 с 5.12 по 10.12 в Гимназии № 2. Волковыска проходила неделя химии "Химическое образование для развития общества..." Задумка организаторов состояла в том, чтобы каждый ученик, начиная с 5 класса, смог проявить свою творческую активность и креативность, узнать новую информацию, касающуюся химии. Хроника событий: 1 день – состязание в конкурсе коллажей на химическую тематику. здесь особую активность проявили учащиеся среднего звена (7-8 классы). Сказать о том, что они представили большее количество работ - это ничего не сказать - они просто завалили гимназию своими коллажами: здесь и великие ученые-химики, и химические кроссворды, а так же величайшие химические открытия, - и все это было представлено на суд зрителей и компетентнейшего жюри. В результате оказалось 2 победителя - это работа учениц 11 "В" класса Янчевской Маргариты и Тимошенко Александры "Химия любви", а так же работа "Химия питания" учениц 8 "В" класса Шопик Елизаветы и Кухты Кристины. 2 день недели представился особенно увлекательным - была проведена беспроигрышная химическая лотерея "Химикон", где попытали счастья более 100 учащихся гимназии, а так же состоялось торжественное открытие галереи лучших химиков гимназии. 3 день - Стендовая конференция "Ступени к науке". Наиболее интересными были статьи учеников 10б класса Богдана Алексея "Циклопентанпергидрофенантрен" и Фибик Анастасии "Камни". акрытие недели химии проводилось в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», в которой приняли участие команды 8-11 классов. Интеллектуальное состязание проводилось в 2 этапа: – 1-ый этап – разминка, – 2-ой этап – основной. Как в разминке, так и в игре абсолютными победителем стала команда 8 «В» класса. Окончание недели химии ознаменовалось подведением итогов и награждением победителей по итогам каждого дня. Был выбран наиболее активный участник недели – это Богдан Алексей – учащийся 10б класса. Ну а абсолютным победителем недели, получившим переходящий кубок «Самый-самый химический класс!!!» в 2011-2012 учебном году стал 8 «В» класс гимназии. Поздравляем
победителей и принявших участие в неделе химии, ждем ваших замечаний и
предложений… но в следующем учебном году… Творите
и дерзайте!!! | |
Просмотров: 2944 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 5 | |||||
| |||||