Пятница, 19.04.2019, 05:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Один из способов повышения образовательного потенциала экспериментальных задач по химии

Один из способов повышения образовательного потенциала экспериментальных задач по химии

 

Активными методами обучения называют те, которые обеспечивают разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в ходе образовательного процесса на любой его стадии. Но появившийся в последнее время в методике преподавания термин «интерактивный» наполняет данное понятие несколько иным содержанием, так как предполагает не только вышесказанное, но и разнообразных коммуникациях и эффективной интеракции участников, в основе которых лежит деятельностный подход и обязательная рефлексия.

Интеракция, как созидательное взаимодействие обучающихся друг с другом и педагогом, намного повышает эффективность групповой работы, обеспечивает качественное формирование новых знаний, умений, качеств, активное развитие социальных навыков у обучающихся.

При формировании у обучающихся экспериментальных навыков необходимо не только создавать их базовый уровень, но и давать возможность попробовать свои силы на более высоком уровне усвоения – применение полученных знаний в новых условиях. Хочу поделиться опытом такой работы при обучении девятиклассников решать экспериментальные задачи для распознавания веществ. Для успешного выполнения данной задачи у обучающихся есть предметные ЗУНы: понятие о реакциях ионного обмена, понятие о качественных реакциях, знание реагентов для распознавания анионов и катионов (предложенных базовым курсом химии), умение писать молекулярные и ионные уравнения реакций, умение проводить простейший химический эксперимент по определению качественного состава и т.д.  Этот набор ЗУНов и позволяет сформировать в рамках предлагаемого метода предметную компетенцию как способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в предложенной области. В качестве побудителей мотивационной сферы будут выступать интересы и установка на успешность. Учителю в этом процессе принадлежит функция модератора – организатора групповой деятельности и целенаправленного поведения в ней, т.е. сопровождение групповой работы. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу позволяет соотнести результаты обучения с поставленными целями.

Предлагаемый активный метод обучения я назвала «Штатив аналитика». Суть метода в следующем.

Цель: научиться обсуждать и анализировать задание в малых группах; закрепить и применить знания о качественном анализе.

Необходимое оборудование: химическая посуда школьной лаборатории (пробирки или стаканы, штативы для пробирок); растворы солей, щелочей, кислот и индикаторов; таблицы растворимости; инструктивные карточки для групповой работы; инструкции по технике безопасности при работе с выданными реактивами.

Участники: все члены группы.

Проведение:

1. Каждой группе выдаётся штатив с пробиркой, в которой находится раствор карбоната натрия. Так же на столы выставляется набор растворов солей, щелочей, кислот и индикаторов, среди которых обязательно должны присутствовать соли бария, кальция, магния и других ионов, с которыми карбонат-ион даёт нерастворимое соединение.

2. Обучающимся предлагается среди имеющихся веществ выбрать три-четыре, при помощи которых можно определить, что в пробирке находится карбонат. Отобранные реагенты необходимо поставить в «штатив аналитика».

3. После обсуждения методов определения и выбора реактивов обучающиеся знакомятся по инструкциям, лежащим на столе с правилами обращения с выбранными веществами.

4. Далее обучающиеся экспериментально проверяют выдвинутые предположения и составляют краткий отчёт в тетради: записывают наблюдения и составляют уравнения химических реакций.

5. Каждая группа отчитывается о выполненных опытах. Выступления прослушиваются. Членам из другой группы предлагается задавать вопросы. Проводится сравнение методов определения, анализируются причины сходства и различия, устанавливается общий принцип определения (на основе анализа сокращённых ионных уравнений, которые сходны).

Предполагаемый результат: через организацию совместной групповой деятельности достигаются метапредметные (умение самостоятельно определять цели своей работы; самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные; соотносить действия с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения; овладения основами самооценки и принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе; умение устанавливать аналогии и т.д.), предметные (формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов) и личностные (готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе образовательной деятельности) результаты освоения основной образовательной программы по химии.

Деятельность учителя: контролирует и направляет работу обучающихся, помогает распределить роли в группе, следит за тем, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между членами группы, стимулирует деятельность обучающихся наводящими вопросами, организует обсуждение результатов работу путём целенаправленной поисковой беседы. На последнем этапе важно правильно организовать социорефлексию как возможность для обучающегося оценить себя со стороны, видеть себя глазами одноклассников. Для этого учитель должен обладать высоко развитыми эмпатийными качествами: способностью предвидеть ход процесса, эмоционально реагировать, находить способы создания ситуации успешности для обучающегося.

Данный подход предлагаю использовать в качестве альтернативного при выполнении практических работ в части решения экспериментальных задач на определение веществ. Учебник О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс предлагает достаточный выбор таких задач, в которых предлагается определить различные вещества. Заменив эти задачи одной, можно заменить количество на качество, которое и будет выражаться в повышении коэффициента полезного действия выполненного учебного задания. Предложенный метод можно адаптировать и использовать и при определении органических веществ. 

Информационные источники

1.  http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod

2. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RKussztoqg.o9

3. http://kpip.kbsu.ru/ps/glava11.html#motiv

 

 

 

 

Категория: Химия | Добавил: Nellihimmm (12.02.2012) | Автор: Серебрянская Нелля Александровна E
Просмотров: 1141 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Svet1  
Нелля Александровна, спасибо за АМО. Буду рекомендовать всем знакомым учителям-химикам, тем более, если это альтернатива известным сборникам практических работ по химии.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]