Воскресенье, 11.12.2016, 09:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Конспект урока "Степени окисления" 8 класс

Конспект урока «Степень окисления» 8 Класс

Задачи:

Образовательные - актуализировать знания о строение атомов металлов и неметаллов, проявлении ими свойств металличности и неметалличности, образовании ковалентной и ионной связей, умение определять вид химической связи; сформировать знания о бинарных (двухэлементных) соединениях, степени окисления элементов, отрицательной, положительной и нулевой степени окисления; научить работать с алгоритмом, определять степень окисления элементов в бинарных соединениях;

Воспитательные - воспитать положительное отношение к труду, умение работать в парах, группах, умение слушать собеседника;

Развивающие - развивать аналитическое, критическое мышление, умение формулировать выводы, обобщать материал.

Тип урока: изучение нового материала (урок открытия новых знаний).

Основные понятия: бинарные соединения; степень окисления.

Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева; ряд ЭО, мультимедийное оборудование; разработки алгоритмов «Определение степени окисления элементов в соединениях»; карточки с заданиями.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.Организационный момент (2 мин).

Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствующих и отсутствующих.

«Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы проведем урок химии на тему»Степень окисления» Не будем терять ни минуты, начнем урок».

Приветствуют учителя, присаживаются.

 

2.Актуализация знаний (7 мин).

Фронтальный опрос: (записываю на доске) – Укажите вид химической связи в соединениях: H2, NaCl, H2S.

 

А теперь давайте запишем механизм образования химической связи в соединениях: O2, LiF, NH3.(1мин)

Один из учеников выполняет задание у доски.

Давайте с вами вспомним, виды химической связи и механизмы ее образования. Два ученика с места дают определения видов химической связи и ее механизмов.  

(Раздаются индивидуальные карточки с заданиями ): 1. Зачеркните вещества с ковалентной связью. 2. Зачеркните вещества с ионной связью. 3. Зачеркните вещества с металлической связью.

А пока они выполняют задание по карточкам, мы с вами немного поиграем в крестики-нолики. Я думаю, игру знаете. Давайте вспомним правила. Есть крестики и нолики. Зачеркивать можем по горизонтали, по вертикали, а также по диагонали. Я зачитываю вам задание, а вы должны зачеркнуть нужные вам соединения.

 (плакат  с кросфордом)

Начнем. 1. Зачеркните вещества с ковалентной полярной связью.

               2. Зачеркните вещества с ионной связью.

               3. Зачеркните вещества с металлической связью.

 

(Вызываются ученики к доске для выполнения задания)

Молодцы. Справились! Вы хорошо усвоили прошлый урок!

Ученики работают вместе с учителем  а затем выполнют задание учителя в тетрадях.

Проверяют правильность выполненного задания

 

Развитие навыка само стоятельной работы.

 

 

Данный вид работы небходимо выполнять, чтобы научить учащихся

 анализировать и быстро применять свои знания на деле.

 

3.Мотивационно-

Целевой этап (5-7 мин)

«Ребята, а вы никогда не задумывались над тем,почему формулы веществ записывают именно так (запись формул на доске), а не иначе?

Предлагаю вам элементы: 2С1, Са. Запишите формулу вещества,зная данное количество каждого элемента.

Согласитесь, это  не просто! 

Вы согласны с тем, чтобы записать правильную формулу следует знать определенную закономерность.

Формулы веществ записываются очень легко, если вы знаете степень окисления каждого элемента. А вы ее знаете?

Предлагаю вам познакомиться с этим новым термином.

Итак ребята,какова же тема нашего урока?.Правильно! Тема сегодняшнего урока «Степень окисления»

Открываем тетради изаписываем число и тему урока:

                 «Степень окисления»

Выполняют задание, данное учителем в тетрадях. Проверяют задание записями на доске. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Формулируют тему урока.

 

4.Процессуально-

Деятельностный этап (15 мин)

Давайте вспомним, за счет чего атомы объединяются в молекулы, соединения? (за счет общих пар электронов). «Ребята, давайте вспомним еще раз типичные бинарные соединения:

NаС1 – хлорид натрия

НС1 –хлороводород

Схематически  этот процесс превращения атомов в ионы можно изобразить так

0  +  СI0      Nа+ СI-

А в молекуле же хлороводорода химическая связь образуется за счет спаривания неспаренных внешних электоронов и образования общей электронной пары при перекрывании электронных облаков изображенных на рисунке на странице 87.  (слайд)

                         

  Н∙  +  ∙СI:       Н СI

            

При этом общая электронная пара смещена в сторону более электро отрицательного атома хлора, т. е.электрон не полностью перейдет от атома водорода к атому хлора,а частично Н—СI, то они получили бы заряды +1 и -1. Такие условные заряды называотся степенью окисления.

Степень окисления- это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный  на основе предположения, что все соединения( ионные и ковалентно-полярные) состоят толко из ионов.

( слайд)

 

 

Степень окисления может иметь как отрицательное, положительное или нулевое значение, которое обычно ставят над символом элемента сверху от него,например:

 

Отрицательное значение степени окисления имеют атомы химических элементов, которые приняли электроны от других атомов (в ионной связи) или к которым смещены общие электронные пары, то есть атомы более электроотрицательных элементов (ряд ЭО). Отрицательную степень окисления в соединении может иметь только один элемент. У неметаллических элементов она вычисляется следующим образом: восемь минус номер группы данного элемента. (формула на слайде).

 

Нулевая степень окисления химического элемента характерна для свободных атомов химических элементов и соединений с неполярной ковалентной связью. Положительную степень окисления имеют все

металлы главных подгрупп I, II, III групп ПСХЭ Д. И. Менделеева.

 

 

Атом водорода в большинстве случаев имеет с.о. +1,но в соединениях с металлами у водорода с.о. -1.(слайд)

 

Нулевое значение с.о.имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии, например: (слайд)

 

В соединениях суммарная с.о. всегда равна нулю.

 

 

Зная  с.о. одного элемента, всегла можно найти с.о. дрогого элемента попо формуле.

 

Так найдем с.о. хлора в соединении С1207

 

Обозначим с. О.кислорода (-2):

                          -2

                  С1207; 

Следовательно, атомов кислорода будут иметь общий отрицательный заряд

              (-2) × 7 = -14

Тогда общий отрицательный зарчд двух атомов хлора будет равен +14, аодного атома хлора

               (+14) : 2= +7

Следовательно,с.о. хлора равна + 7:

 

                    С1+720-27

Аналогично, зная с.о. элементов, можно составить формулу соединения, например, карбида алюминия.

 

Алгоритм нахождения с.о.:

 

  1. Запишем сначала знаки, причем знак алюминия,как менее Э.О.

Элемента впереди,а потом знак углерода

                              А1 С

  1. По периодической системе Д.И. Менделеева определим число электронов на внешнем энергетическом уровне

                    А1+3 С-4

3.Запишем эти значения в формулу Затем рассчитаем индексы:

 

А1+3 12 С-4 −  А14С3

Названия бинарных соединений образуют из двух слов- названий входящих в их состав химических элементов с суффиксом – ид в родительном падеже, например:

 

ИаС1 –хлорид натрия

МгС –сульфид магния

КН-  гидрид калия

СаО – оксиб кальция

 

Если элемент проявляет разные с.о., то это отражеют в названии, обозначив с.о. римской цифрой, которую ставят в конце названия, например:

     Ге+2 0-2 – оксид железа (ΙΙ) 

     Г+30-2 -  оксид железа (ΙΙΙ)

     О+2 Г-12--  фторид кислорода (ΙΙ)

     СО2  -- оксид серы (4)

     С0-23—оксид серы (6)

В некоторых случаях число атомов элементов обозначают при помощи названий числитальных на греческом языке – моно, ди, три, тетра, пента, гекса и т.д, например:

С+2 0-2 - монооксид углерода, или

            оксид углерода (ΙΙ)

С+40-22 – диоксид углерода,или оксид углерода(4)

РЬ+4С1-1 –тетрахлорид свинца, или хлорид свинца(4)

Чтобы химики разных стран понимали друг друга, потребовалось создание единой терминологии и номенклатуры веществ.

Принципы химической номенклатуры были впервые разработаны фр. Химиками: А. Лавуазье, А.Фуркруа. Л.Гитоном де Мерво и К.Бертоле в 1785г.

В настоящее время Международный Союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) координирует деятельность ученных разных стран  и издает рекомендации по номенклатуре веществ итерминологии , используемой в химии.

Обобщение

Таким образом мы свами познакомились с навым термином в химии «степень окисления» и научились приемам нахождения, а также научились давать правильные названия веществам по единой всемирной терминологии.

Выполняют задание в тетради. Один ученик записывает механизм образования связи на доске. Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом, выделяют основные понятия о степени окисления. Отвечают на вопросы учителя (после разбора текста).

Работа с алгоритмами «Определение степени окисления элементов».

Выполняют задание.

 

5.Контрольно - оценочный этап (применение и закрепление знаний) (5 мин)

А теперь каждый из вас попробует самостоятельно выполнить задание   №2 из учебника на странице 90,

 

Молодцы! Многие из вас справились с самостоятельной работой. Прочитайте задание.

Проверяем! (самопроверка - ответы на слайде). Молодцы. Справились.

Выполняют задание на индивидуальных карточках. Самостоятельно проверяют правильность выполненного задания.

 

6.Домашнее задание (2 мин)

Открываем дневники, записываем домашнее задание – параграф 17, определить степень окисления элементов в соединениях: AlCl3, K2O, OF2, SO3, BaH2.

Творческое задание: Написать стихотворение, сказку о воде, углекислом газе (на выбор).

Записывают домашнее задание в дневники.

 

7.Рефлексивно - оценочный этап (5 мин)

Рефлексия:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

Составляют синквейн.

Отвечают на вопросы оценочного листа.

 

8.Подведение уроков (2 мин)

Выставление отметок.

Молодцы. Моя похвала вам отразится в ваших отметках. За ваши письменные работы будут дополнительные отметки. (если не удалось что-то сказать – Спасибо вам за работу. Мы с вами старались реализовать все поставленные перед нами задачи урока. А если у кого-то есть вопросы по данной теме, у вас будут уроки, чтобы отработать данный материал).

«Пришла уже пора проститься!

  И я хочу вам пожелать -

  Всегда с охотою учиться

  И никогда не унывать!

  Спасибо вам за работу! Урок окончен. До свидания!»

 

 

Категория: Химия | Добавил: kulibekova (03.03.2016) | Автор: Кулибекова Айзанат Асадуллаевна E
Просмотров: 429 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Айзанат Асадуллаевна, к сожалению, ваш материал не соответствует Положению Конференции и не может быть допущена к участию.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]