Понедельник, 05.12.2016, 03:30
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Использование проектно-исследовательской работы на уроках химии и во внеурочное время

Использование проектно-исследовательской работы на уроках химии и во внеурочное время

Давно замечено, что таланты являются

всюду и всегда, где и когда существуют

условия, благоприятные для их развития

Г.В.Плеханов

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. 

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся.  Я как учитель уверена, что применение какого-либо одного метода не дает возможности использовать всю гамму способностей учеников.

Главнейшая задача учителя химии – раскрытие и развитие одаренности каждого ученика, проявляющего способности в данной области знаний, а для этого необходимы активные методы обучения.

Одним из таких методов является организация исследовательской деятельности. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научной конференции или каком-нибудь конкурсе. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения.

Исследовательская деятельность учащихся организуется мною на двух уровнях: исследование на уроке и исследование во внеурочное время. При этом часто исследование на уроке переходит в исследование во внеурочное время, расширяется и углубляется.

На мой взгляд, именно исследовательский проект, как ни какой другой, позволяет превратить ребенка  в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода дает возможность не только успевающим, но и слабым ученикам реализовать свои сильные стороны. Еще Конфуций говорил:

 «Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю».

С чего же начинать проектно-исследовательскую деятельность с учащимися на уроках химии?

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций.

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

  • автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;
  • коммуникативную - умение вступить в общение;
  • информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
  • продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

  • Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
  • Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
  • Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

При обсуждении предположений необходимо обратить внимание учащихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.   

         Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским  и проектным методом,  система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования [1].

         Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом, намного прочее и ценнее, чем знания, преподнесенные учителем в готовом виде.   Данные формы работы учащихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить  его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые  одарены  химически [2].Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.

Например, при изучении темы «Биологического значения аминокислот и белков» в 11 классе предлагаю ответить на такие вопросы: «Что является причиной образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных или рыбных изделий? (Это объясняется свертываемостью растворенных в воде белков (альбумин, глобулин). Чем отличается сырое молоко от пастеризованного? Почему при кипячении молоко «сбегает»? (Сырое молоко содержит ферменты фосфатазу и пероксидазу, а пастеризованное – нет. При нагревании ферменты разрушаются).

            На уроках химии можно использовать интеллектуальные игры, например, «Черный ящик», составление синквейнов. Ведет игру учитель, участвует в ней весь класс. Время игры 2-5 мин. Учитель кладет в ящик какой-то предмет, связанный с темой урока, и формулирует задание, содержащее описание некоторых признаков (свойств) предмета, по которым в ходе эвристического диалога ученики должны его определить. Эту игру можно проводить на любом этапе урока, так как её основная цель – обучить учащихся вести диалог. Они  должны  не просто угадать предмет, а, двигаясь от общего к частному, выстроить систему вопросов.

При изучении темы «Место неметаллических элементов в периодической системе, особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов» в 10 классе, предлагаю обнаружить вещества, названия которых должны отгадать. Примеры заданий:

  • Одно из веществ в старину называли «желчью бога Вулкана». Что это за вещество? Название этого вещества происходит от санскритского «сира», что означает «Светло-желтый». (Сера).
  • Второе вещество образовано химическим элементом, название которого означает «светоносимый». (Фосфор).
  • Третьим веществом играются маленькие дети и «выпекают» из нее торты, это вещество применяется также в строительстве и для производства стекла. (Песок).
  • Название последнего вещества происходит от греческого «графо», что означает «пишу». (Графит).

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.

Проекты, реализуемые во внеурочное время

Внеурочная (внеклассная) работа – неотъемлемый атрибут учебно-воспитательного процесса в школе. Проектные педагогические технологии заняли в этой работе достойное место. По характеру основной деятельности ученика в реализации проектов, их можно классифицировать на несколько типов.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта наиболее распространен в школьной практике и систематически используется также на уроках.

Учебно-исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента. Эти проекты реализуются во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практическим конференциям, выставкам, олимпиадам, смотрам, сессиям МАН «Искатель»   и т.д. Тематика этих проектов должна затрагивать содержание профильного предмета, предполагая при этом широкое использование межпредметных связей. Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной сфере исследования.

При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо помнить, что развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

Первая ступень – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к проектной деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе, для самореализации. Преподаватель знает направление поиска и предлагает пройти этот путь учащемуся, зная наверняка искомый результат.

Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в нашей работе стали мини-эксперименты. На уроках химии – это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму.

 Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, учение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Преподаватель знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая учащемуся самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей. Преподаватель умело владеет методикой научного исследования, но они с учащимся не знают ни пути поиска, ни итога исследования. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать ее у учащегося [3,4,5].

Важной формой подготовки к такой самостоятельной работе оказались рефераты и доклады по определенным темам. Они готовятся на материале пособия с привлечением других литературных источников или только на использовании научной и научно-популярной литературы. При их подготовке мы учитываем интерес учащихся к тому или иному вопросу.

Четвертая ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности.

В своей работе  метод проектов использовала путем написания исследовательской работы по теме: «Сравнительный анализ  свойств различных сортов сливочного масла» с ученицей 10 класса Аблаевой Алие (2012/2013 учебный год). Целью работы стало: провести сравнительный  анализ физико-химических и органолептических характеристик различных сортов сливочного масла. Задача работы: изучение литературных и электронных источников информации по данной теме; систематизация, проработка, анализ и обобщение  найденного материала, определение некоторых органолептических показателей исследуемого продукта путем проведения дегустации; анализ физико-химических характеристик различных сортов сливочного масла; обработка результатов эксперимента.  В 2013-2014 году продолжили работу по исследованию сливочного масла. Исследование проводилось анализом микробиологического контроля. Целью исследования стало определение содержания в сливочном масле бактерий группы кишечной палочки, мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных бактерий, а также определение наличия дрожжей и плесени в исследуемых образцах. Для исследования были взяты следующие образцы сливочного масла:

1. Масло сладкосливочное крестьянское 72,7% ТМ «Вершкове свято».

  1. Масло сладкосливочное крестьянское 72,7% ТМ «Злагода»
  2. Масло сладкосливочное крестьянское 72,7% ТМ «Весела ферма».
  3. Масло сладкосливочное крестьянское 72,7% ТМ «Советское»
  4. Масло сладкосливочное крестьянское 73% ТМ «Молочный доктор».

6. Спред сладкосливочный 72,5% ТМ «Тульчинка №1».

7. Масло сладкосливочное крестьянское 73% ТМ «Мілкер»

Исследовав ассортимент и определив качество сливочного масла, пришли к следующим выводам:

1) На основании проведенной дегустации первое место заняло сливочное масло торговой марки «Мілкер»,   а последнее место -  масло торговой марки «Весела ферма».

2) Масло исследовали по физико-химическим и микробиологическим показателям и обнаружили, что о качестве сливочного масла (без добавок) можно судить по его плотности и массовой доле жира и влаги, также по содержанию в образцах бактерий группы кишечной палочки, наличия дрожжей и плесеней . Следует отметить важность определения данных величин для подтверждения натуральности сливочного масла, это особенно важно в связи с наметившейся тенденцией введения в сливочное масло других растительных и пищевых жиров. Поэтому одной из важнейших задач технолога на всех этапах производства масла является контроль физико-химических и микробиологических процессов для гарантированного получения конечного продукта высокого качества.

Следует отметить важность определения данных величин для подтверждения натуральности сливочного масла, это особенно важно в связи с наметившейся тенденцией введения в сливочное масло других растительных и пищевых жиров. Поэтому одной из важнейших задач технолога на всех этапах производства масла является контроль физико-химических процессов для гарантированного получения конечного продукта высокого качества.

     Кроме этого в 2013-2014 году была написана исследовательская работа по теме: «Искривление позвоночника у детей и подростков в Вольновской ОШ 1-3 ступеней».       Актуальность исследования обусловлена широкой распространенностью нарушений осанки и сколиозов у подростков. Целью исследовательской работы стали: знакомство с заболеванием подросткового сколиоза; выявление последствий данного заболевания и методы борьбы и предотвращения сколиоза,  изучение распространенности сколиоза и нарушений осанки у учащихся Вольновской ОШ I-III ступеней, анализ используемых в образовательном учреждении приемов профилактики нарушений опорно-двигательной системы. 

     Изучив данные, полученные из Вольновской амбулатории семейного типа и результаты анкетирования школьников, пришли к выводу, что детей с нарушением осанки, а затем и со сколиозом, становится с каждым годом все больше.  В период с 2009 по 2013 год количество учащихся с заболеванием сколиоза увеличилось с 5,5% до 11,4%. Главной причиной увеличения количества детей с нарушением осанки и сколиозом является несоблюдение правил правильной посадки за партой. И если в начальной школе учителя уделяют должное внимание этому вопросу, что и является начальной профилактикой нарушения осанки и, впоследствии, сколиоза, то в школе среднего и старшего звена внимание на это обращается на много меньше. А одна только неправильная посадка, помимо сколиоза, может вызвать такие болезни как кифоз (искривление позвоночника выпуклостью кзади) и лордоз (изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд).  Если же запустить эти болезни, то это приведет ко многим осложнениям, таким как: варикозное расширение вен, деформация ребер, грудины, ключиц, таза и плечевого пояса, при лордозе грудного отдела деформируется грудная клетка, уменьшается дыхательный объем легких, затрудняется работа сердца, ухудшаются амортизационные свойства позвоночника.

Ещё одним направлением работы с одарёнными учащимися выбрала  проведение исследовательского проекта по выращиванию кристаллов. Цель исследования - выращивание  кристаллов разнообразных веществ из растворов и сравнивание их свойств; определение оптимальных условий для выращивания кристаллов. Задачей работы стали: анализ литературы,  посвященной  данной теме; отбор веществ, применяемые в быту, из которых возможно вырастить кристаллы; знакомство с методами выращивания кристаллов; освоение  методик выращивания кристаллических тел из водных растворов; провести наблюдения за процессом кристаллизации; выработка рекомендаций по выращиванию кристаллических тел для заинтересовавшихся нашим исследованием учащихся. На основании полученных данных пришли к следующим выводам: кристаллы играли и играют до сих пор немаловажную роль в жизни человека. Они обладают оптическими и механическими свойствами, именно поэтому первые линзы, в том числе и для очков, изготавливались из них. Кристаллы до сих пор применяются для изготовления призм и линз оптических приборов.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.

Игровые проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая дидактическая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта, список участников, их роли. Итог проекта чаще всего выглядит как своеобразный спектакль.

В обучении химии довольно часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например, при изучении основных классов неорганических соединений в 8 классе провожу урок-путешествие: «Путешествие океаном веществ». Цель урока:  повторение особенностей основных классов неорганических веществ; закрепление определений, классификаций, свойств; демонстрация генетической связи между классами неорганических веществ; развитие навыков наблюдать, делать выводы; развитие представлений и интереса к учебе.

Или урок-соревнование «Своя игра» среди учащихся 8-11 классов. Цель урока: создание условий для расширения кругозора и мотивации к изучению химии; совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла, осуществление межпредметных связей.

Также провожу урок-сказку «Колобок» для учеников 6 класса. Цель урока: знакомство учащихся 6 класса с наукой химией, развитие интереса к науке, демонстрация значимости химии в окружающем мире, значение химии в повседневной жизни, формирование интереса к познанию окружающего мира, развитие фантазии, образного  мышления, творческих способностей.

Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету [6,7,8].

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Хочу отметить, что, на мой взгляд, главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждение их к поиску.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Тузинская З.М. Дослідна діяльність на уроках хімії як засіб формування життєвих компетентностей учнів.//Хімія.  - №21(273). – 2012. – с.2-4.

2. http://forum.schoolpress.ru/article/46/474

3. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка/Химия в школе, 4, 2007. с. 2-4

4. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных школьников/ Химия в школе,4, 2008,с 2-4.

5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся. М, Глобус. 2008.

6.Гутак І.О.//Проектна технологія як спосіб реалізації особистісно орієнтованого навчання.//Хімія. - №5(281). – 2013. – с.3-6.

7. http://festival.1september.ru/articles/560531/

8. Береза Г.Ф., Бараннікова Т.М.,  Голованова І.П.//Використання проектної технології під час викладання хімії у 9 класі.//Хімія. - №17(221). – 2002. – с.2-10.

 

Категория: Химия | Добавил: Elvie070788 (14.03.2015) | Автор: Алимова Эльвие Назимовна E
Просмотров: 1014 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Эльвие Назимовна, ваша статья допущена к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]